Реклама...

www.senao.org
    


 
главная многоцелевые
   Ми-10ПП
       
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1966?
Тип: Вертолет РТР и РЭБ
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1966 г. одна серийная "десятка" была переоборудована в опытный вертолет радиоразведки (пеленгатор) Ми-10ГР "Гребешок". Он предназначался для определения местоположения передающих радиостанций, для чего оснащался специальным подвесным контейнером с опускаемыми антеннами.

В 1970 г. завершилось создание вертолета-постановщика помех Ми-10ПП. Он предназначался для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС противника. Машина оснащалась подвешенным на гидрозахватах контейнером СТ-9000 "Степь" массой 7125 кг. Внутри него находились три помеховые станции "Букет", которые воздействовали на РЛС обнаружения и наведения ракет, вызывая засветку индикаторов, и восемь ответно-передающих станций "Фасоль" для создания имитационных помех (при их работе в режиме "увода" на экране у оператора РЛС появлялось сразу несколько ложных меток). В грузовой кабине вертолета были созданы рабочие места операторов РЭБ, а также установлена система энергоснабжения аппаратуры, размещавшейся в контейнере. В 1970-80 гг. на Ростовском и Конотопском авиаремонтных заводах в постановщики помех переоборудовали большинство военных "десяток". Стоил модернизированный вертолет 7 млн. рублей - почти в 6 раз дороже исходного варианта.

В 1970-е гг. для вертолета нашлось достойное занятие - он освоил очень важную специальность постановщика радиопомех. Начинка контейнера "Степь" включала типовые советские авиационные станции РЭБ, которые хоть и отличались капризным нравом, но при высоком уровне подготовки наземного и летного персонала позволяли эффективно решать поставленные задачи.

Постепенно транспортные машины стали отправлять в Ростов и Конотоп, откуда они возвращались в войска уже в новом качестве и с новым обозначением Ми-10ПП. При этом вертолеты часто меняли прописку. Так, единственная "десятка" 51-го ОГВП после переоборудования в Конотопе оказалась не в Александрии, а в далеком Нерчинском 112-м полку. По свидетельству бывшего командира этой части п-ка В. К. Авдиенко, в состав одной эскадрильи входил отряд Ми-10ПП. Боевой подготовкой по профилю руководил зам. комполка по РЭБ. Вертолеты возили контейнеры, подвешиваемые непосредственно на гидрозахватах. Комплект платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для транспортных перевозок. Весной 1983 г. в 112-й ОВП из Конотопа должен был прибыть очередной Ми-10ПП (No.8680603К), но 16 мая при перелете он потерпел аварию. Машиной управлял экипаж ст. л-та А. А. Ильчука. Во время прохождения участка маршрута Орел-Кустанай загорелась лампочка системы сигнализации о пожаре одного двигателя и сработала система пожаротушения. Действуя согласно инструкции, командир принял решение совершить вынужденную посадку на местности. Во время пробега вертолет опрокинулся, произошел срез вала редуктора, а все еще работающий двигатель выключила СЗТВ. Экипаж не пострадал, но вертолет был разбит. Позднее 112-й ОВП получил сверх штата не менее двух Ми-10ПП.

Помимо Нерчинска, Ми-10ПП эксплуатировались в Брандисе, Кобрине, а также в 825-м ОВП, который был переброшен из Средне-Белой на расположенный недалеко от Хабаровска аэродром Гаров-ка-2. По воспоминаниям служившего на той же авиабазе. А. В. Рыбалка, к середине 1980-х гг. в состав 825-го полка входила эскадрилья постановщиков помех, в которой сосредоточили вертолеты, ранее состоявшие на вооружении частей, расположенных в западных округах и группах войск. Очевидно, к тому времени на китайской границе собрали все боеспособные Ми-10ПП.

По имеющимся сведениям, эксплуатировались "десятки" в ВВС до 1989 г., после чего стали списываться и поступать на разделку. При этом их отдельные агрегаты и системы находили применение в качестве запчастей для другой техники. Так, спецконтейнеры 112-го ОВП были переданы в 36-й ОСАП ("придворный" полк читинской 23-й ВА), где их начинка использовалась для поддержания в исправности аппаратуры РЭБ самолетов Ан-12ПП. Два "длинноногих" Ми-10 попали в экспозиции музеев в Монино и Торжке, а один был установлен на постамент в Гаровке.




 ЛТХ:
Модификация   Ми-10ПП
Диаметр главного винта, м   35.00
Диаметр хвостового винта, м   6.30
Длина,м   32.86
Высота ,м   7.80
Масса, кг  
  пустого   22400
  максимальная взлетная   39800
Тип двигателя   2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В
Мощность, кВт   2 х 4045
Максимальная скорость, км/ч   205
Практическая дальность, км   600
Практический потолок, м   3000
Статический потолок, м   2200
Экипаж, чел   4


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ми-10ПП

  Схемы:

 Ми-10ПП

  Варианты окраски:

 Ми-10ПП

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2002-03. Игорь Величко, Ростислав Мараев. "Колосс на стальных ногах"
Крылья Родины 1999-02. Вадим Михеев. Летающий кран
Взлет 2010-06. Ми-10 - летающему крану полвека
Полигон. В.Р. Михеев. Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля
Гражданская авиация. А. Журавлев А. Вертолет Ми-10
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
Дмитрий Гай. Вертолеты зовутся МИ
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет
Red Star 22. Y. Gordon, D. Komissarov, S. Komissarov. Mil's Heavylift Helicopters
Le Fana de l'Aviation 1974-11. Pierre Gaillard. Les Geants de Mil
Le Fana de l'Aviation 1989-05. Pierre Gaillard. L'URSS ai Salon. Mil
Klassiker der Luftfahrt 2018-03. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran
Flug Revue 2018-02. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran
Flieger Revuer Extra No.13. Thomas Girke. Fliegenden Kran in der DDR
L+K 1966-04. Vaclav Nemecek. Vrtulniky Mi-6 a Mi-10


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: