Уголок неба ¦ Sikorsky H-76 Eagle

Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   H-76 Eagle
       
Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1984
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вертолет Н-76А Eagle (Sikorsky S-76) впервые был продемонстрирован военным экспертам НАТО в апреле 1982 года. Его предполагалось использовать как вертолет, способный как выполнять транспортные операции, так и оказывать огневую поддержку с воздуха. На нем установлены неубирающиеся шасси, бронированные сиденья летчиков, взрывобезопасные топливные баки. На вертолете могут быть подвешены 16 противотанковых управляемых ракет типа "Toy" и 7,62-мм пулемет.

В 1984 году начались испытания новой модификации вертолета, которая получила название Н-76 Eagle. Эта машина имела более удлиненный фюзеляж, усиленную конструкцию несущего винта, более мощные двигатели по 716 кВт каждый, что позволило увеличить на 500 кг массу полезной нагрузки, которая составила 1500 кг на внешней подвеске или 10 десантников.

На Н-76 установлен лазерный дальномер, интегральная система управления огнем, система предупреждения об облучении, пассивные постановщики помех. Двигатели снабжены устройствами, понижающими температуру выходных газов, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Для военно-морского флота в 1985 году был выпущен H-76N. Он предназначен для ведения борьбы с подводными лодками противника, целеуказания морских целей, огневой поддержки морских десантов. Вертолет оснащен радиолокационной станцией кругового обзора Seaspray 3 или MEL Super Searcher , гидролокатором, цифровой ЭВМ. На внешних узлах подвески он способен нести две торпеды Mk 46, Mk 50 Barracuda, Stingray, A 244/S  или ПКР Sea Skua.

H-76 проходил испытания в Армии США, но заказа так и не последовало. Вертолеты поставлялись на вооружение в Гондурас, Гонг Конг, Иордан, Филиппины, Южную Корею и Испанию.

В середине 1980-х годов ВВС Филиппин получили 12 вооруженных транспортных вертолетов AUH-76, созданных на базе гражданского S-76 Mk II. Часть AUH-76 была оснащена НАР и пулеметами для противоповстанческих операций. Эти машины принимали участие в боевых действиях против сепаратистов на всех трех основных островах архипелага (Минданао, Висайа и севере Лусона). Остальные вертолеты решали транспортные, санитарные и спасательные задачи. Эксплуатация этих машин продолжается и в настоящее время.

Был также предложен морской вариант S-76N с антикоррозийным покрытием конструкции, системой HUMS, усиленным шасси, системой швартовки, складываемыми вручную лопастями винта и возможностью дозаправки на режиме висения. В производство машина не пошла, но шесть оморяченных S-76B были проданы Королевским ВМС Таиланда. Поставленные с 1996 года, они используются для патрулирования, перевозки персонала с кораблей на берег и поисково-спасательных операций.

Крупнейшим покупателем военных S-76 были ВВС Иордании, получившие в начале 1980-х годов 14 S-76A. Четыре использовались в качестве санитарных, два - для перевозки VIP- пассажиров, а остальные - как транспортные и поисково-спасательные. После снятия с вооружения иорданские S-76 были распределены между ВС других стран, включая Ирак (два) и Гватемалу (три, после переданные гражданским). Еще одним бывшим оператором S-76 являются Вспомогательные ВВС Гонконга. В настоящее время крупнейшим военным оператором являются ВВС Испании. Береговая охрана Галисии располагает парой S-76C+. Другие военные операторы используют единичные вертолеты для перевозки VIP-персон. Это ВВС Аргентины и Джибути, а также МВД Сербии.

6 июня 1990 года в рамках проекта RAH-66 начались летные испытания Sikorsky S-76B Fantail с рулевым винтом Boeing/Sikorsky First Team Fantail.

Техническое описание.

Фюзеляж вертолета Н-76 монококовой конструкции выполнен с использованием композиционных материалов. Носовая часть фюзеляжа изготовлена из стекловолокна, в конструкции грузовой кабины использованы легкие сплавы и сотовый заполнитель, хвостовая балка полумонококовой конструкции выполнена из легких сплавов, обтекатели изготовлены с применением кевлара. Из кевлара выполнены также панели обшивки фюзеляжа, смотровые панели, двери, каркас фонаря кабины, пилон несущего винта.

Силовой набор усилен (по сравнению с исходным вертолетом S-76) в зоне установки вертикального и горизонтального оперения, главного и промежуточного редукторов, редуктора рулевого винта, втулки и вала несущего винта. Планер вертолета рассчитан на перегрузку 2,5. Фюзеляж имеет усиленную обшивку, способную выдерживать действие пуль и снарядов калибром 12,7 мм.

В кабине экипажа, оборудованной для первого и второго летчиков, по требованию заказчика устанавливаются съемные бронированные сиденья. В варианте для полетов по приборам кабина выполняется двухместной, в варианте для визуального полета - одноместной. Доступ в кабину экипажа осуществляется через две боковые двери, откидывающиеся на шарнирах.

Грузовая кабина объемом ~5,8 м3 компонуется в зависимости от назначения вертолета. В десантном варианте в кабине устанавливаются сиденья для десяти полностью вооруженных десантников или семи десантников плюс комплект вооружения. При эвакуации вертолет транспортирует 12 чел., а в экстремальной ситуации-до 16 чел., размещенных на полу при демонтированных сиденьях. При поисково-спасательных операциях и в санитарном варианте в кабине можно установить трое носилок для раненых и сиденья для двух сопровождающих, в экстремальной ситуации шесть раненых размещаются на полу. С каждой стороны кабины имеются сдвижные двери. Пол площадью 4,18 м2 имеет усиленную конструкцию, допустимая нагрузка на пол составляет 976 кг/м2. Багажный отсек объемом 1.08 м3 может также использоваться для размещения оборудования. Предусматривается установка лебедки с грузовым тросом, рассчитанным на усилие 1500 кг.

Несущий винт, разработанный на базе винта вертолета UH-60A, имеет шарнирное крепление лопастей. Эластомерные подшипники воспринимают центробежные нагрузки, нагрузки в плоскости взмаха и в плоскости вращения. Имеются ограничители взмаха. Лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидными законцовками (угол стреловидности 30град. по передней и 10град. по задней кромкам) и нелинейной круткой. Лонжерон и обшивка носка лопасти выполнены из титанового сплава с противоабразнвными накладками из никелевого сплава. Отсеки хвостовой части лопасти слоистой конструкции с сотовым заполнителем выполнены из кевлара, обшивка лопасти -из стеклопластика. Комлевая часть лопасти изготовлена из углеволокна, цапфа осевого шарнира -из титанового сплава, стреловидная трапециевидная законцовка лопасти - из кевлара.

Монолитная втулка кованой конструкции из алюминиевого сплава содержит маятниковые гасители колебаний. Конструкция втулки усилена по сравнению с исходным вариантом. Втулка работает без смазки. Несущий винт установлен на коротком валу, имеющем конструктивный угол наклона 5 град.

Срок службы лопастей увеличен с 2500 до 4960 ч. Лопасти требуют одноразовой замены в течение всего срока амортизации вертолета. Фирма работает над конструкцией лопасти из КМ с встроенными противообледенительными элементами.

Рулевой винт, выполненный из КМ (кевлар, стеклопластик, углепластик), имеет перекрестно-торсионную конструкцию: каждая пара противолежащих лопастей содержит общий упругий элемент - торсион. Лопасти прямоугольной формы в плане с несимметричным профилем и увеличенной (по сравнению с рулевым винтом вертолета S-76) хордой; лонжерон выполнен из углеволокна с однонаправленным расположением волокон, обшивка - из стеклопластика. Масса рулевого винта уменьшена на 40% по сравнению с массой винта обычной шарнирной конструкции. Лопасти рулевого винта, обладая большим ресурсом, требуют двухразовой замены в течение всего срока амортизации вертолета. Предусматривается установка съемных противообледенительных протекторов на лопастях. Винт установлен с левой стороны киля. Отмечается, ч+о более высокая надежность конструкции рулевого винта позволит совершать полет с боковой скоростью 65 км/ч при увеличенной взлетной массе. Скорости вращения несущего и рулевого винтов уменьшены (по сравнению с вертолетом S-76).

Оперение вертолета - стабилизатор и киль - имеет более мощную конструкцию, чем у исходного варианта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане с симметричным профилем и увеличенной хордой. Размах стабилизатора 3,05 м. В верхней части стабилизатора устанавливаются турбулизаторы для повышения эффективности действия стабилизатора прн сложном маневрировании.

Киль, служащий пилоном рулевого винта, имеет симметричный профиль и двухлонжеронную конструкцию.

Силовая установка состоит из двух ТВД Пратт-Уитни РТ6В-36, расположенных в верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Двигатели имеют передний вывод выходного вала, независимые системы подачи топлива и смазки и противопожарной защиты. Двигатели снабжены противообледенительными устройствами и (по желанию заказчика) противопылевыми фильтрами.

ТВД РТ6В-36 обеспечивает (при работе одного двигателя) увеличение взлетной мощности у земли на 46% при t = 32,2град. С и полезной нагрузки на 51% при t = 25град. С на высоте  ~1525 м. Межремонтный ресурс двигателя составляет 3000 ч.

Топливо содержится в двух самоуплотняющихся баках повышенной прочности, размещенных под задней частью грузовой кабины. Объем баков 993 - 1064 л. Дополнительный топливный бак рассчитан на 208 л топлива. Расход топлива при взлетной массе вертолета ~4535 кг, скорости полета 240 км/ч на высоте 1525 м составляет 265 кг/ч.

Предусматривается использование цифровой дублированной системы регулирования расхода топлива фирмы Гамильтон Стандарт, которая позволит обеспечить быструю реакцию вертолета на команды летчика в боевых условиях (даже при большой высоте полета и повышенной температуре окружающего воздуха). Заправка баков производится самотеком через отдельные горловины с каждой стороны фюзеляжа.

На вертолете использована более мощная система трансмиссии, включающая главный редуктор, редуктор рулевого винта, промежуточный редуктор и соединительные валы. Межремонтный ресурс главного редуктора конструкции фирмы Фиат составляет 1500 ч. Использована консистентная система смазки редукторов. Предусмотрена возможность работы редукторов без смазки.

Шасси неубирающееся трехстоечное с носовой стойкой; использованы пневматики низкого давления База шасси 5 м. колея 2,44 м. Длина стоек увеличена для достижения клиренса 0,45 м. Аварийное поплавковое шасси может устанавливаться по требованию заказчика.

Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная, дублированная. Предусмотрена система повышения устойчивости и управляемости по трем каналам. Рассматривается возможность использования автоматической системы управления полетом Сперри SPZ-7000. Работа гидроусилителей системы управления, тормозов шасси, гидравлической лебедки обеспечивается гидросистемой с двумя насосами, имеющими привод от главного редуктора. Давление в гидросистеме 211 кгс/см2.

Стандартное бортовое электрооборудование включает следующие приборы постоянного и переменного тока: генератор мощностью 7,5 кВ* А с приводом от главного редуктора, два стартер-генератора на 200 А, никелькадмиевую батарею емкостью 40 А-ч, АНО, проблесковый огонь для предотвращения столкновения, посадочную фару, систему освещения кабины и подсветки приборов, аварийное освещение кабины, работающее от аккумуляторной батареи, и розетку аэродромного питания постоянного тока.

На вертолете установлены различные виды радионавигационного и радиолокационного оборудования, в том числе КВ приемопередатчик VHF-20A, связная КВ радиостанция AN/ARC-186 с AM и ЧМ, УКВ связная радиостанция 7I9A. автоматический радиокомпас ADF-60A, УКВ радиокомпас DF-30IE, всенаправленный УКВ радиомаяк VIR-30A с системой посадки по приборам, лазерный дальномер, индикатор на лобовом стекле. Автопилот может работать в режиме автоматического управления полетом или в режиме повышения устойчивости, обеспечивая контроль за всеми системами.

Комплекты вооружения вертолета могут включать подвижные пулеметные установки M60D калибром 7,62 мм для стрельбы через проемы грузовых дверей, подвешиваемые по бокам фюзеляжа пулеметы калибром 7,62 и 12,7 мм, контейнеры с НУР калибром 70 и 127 мм, УР "Си Скьюа" и "Стингер" класса воздух - воздух, пушки калибром 20 мм, до 16 ПТУР типа "Тоу" и торпеды Мк.46. Вооружение может подвешиваться на съемной конструкции, получившей название MPPS (Multi - Purpose Pylon System -многоцелевая система подвески груза с четырьмя узлами крепления), которая представляет собой устанавливаемую на полу грузовой кабины балку. Предусматривается аварийный сброс вооружения. На рис. 5 показан комплект вооружения на пилоне с левой стороны фюзеляжа, включающий пулемет калибром 12,7 мм на внутренней части пилона и контейнер с четырьмя ПТУР "Тоу" на внешней части. С правой стороны фюзеляжа подвешены контейнер с 19 НУР калибром 70 мм и комплект из четырех ПТУР "Тоу".

В качестве прицельного оборудования на вертолете Н-76 могут быть использованы ИК система обзора в передней полусфере "Флир", оптический прицел фирмы Saab-Сканиа; прицел CAI-5B для стрельбы ракетами "Тоу" устанавливается сверху фюзеляжа или над втулкой несущего винта.

На вертолете Н-76 может быть использована усовершенствованная прицельная система -монокулярный индикатор на лобовом стекле MonoHUD (Monocular Head-Up Display) фирмы Маркони (рис. 7), который обеспечивает высокое качество прицеливания и тактическую маневренность и отличается компактностью конструкции и небольшой массой. Система MonoHUD включает пять модулей: собственно индикатор, высоковольтный источник питающего напряжения (28 В, 50 - 70 Вт - расчетная мощность, 100 Вт -максимальная мощность), блок датчиков угловых скоростей, блок электронных устройств и панель управления. Блок электронных устройств на базе использования микропроцессоров осуществляет задачи по вычислению координат прицеливания, а также принимает сигналы от других систем летательного аппарата. Масса собственно индикатора 2 кг при массе всей системы 10,4 кг. Индикатор с увеличенным полем зрения 24град. X 30град. (по сравнению с полем зрения 13,5град. X 9,5град. обычных при цельных систем) обеспечивает снижение нагрузки летчика. Установка собственно индикатора размерами 76Х76Х 190 мм, который при хранении складывается, потребует незначительной доработки каркаса фонаря. Как утверждается, при использовании системы MonoHUD можно менять или добавлять системы оружия. Разрешающая способность индикатора 0.17 мрад, угол наблюдения отображаемой на индикаторе линии 1,4 мрад. Погрешность прицельной сетки 0 град. +-2 мрад; 10 град. +-3,5 мрад; 15град. +-7 мрад.

По данным на середину 1985 г., расчетная цена вертолета Сикорский Н-76 "Игл" составляет ~ 3 млн. долл, и дополнительно 1,5 млн. долл, на специальное оборудование, включая надвтулочный прицел. Как отмечается, цена вооруженного вертолета "Игл" в три раза меньше цены боевого вертолета Макдоннелл-Дуглас АН-64А "Апач", составляющей --14,1 млн. долл, (с учетом НИОКР, запчастей, амортизации и некоторого специального оборудования). Предполагалась демонстрация вертолета Н-76 в Бельгии, Турции, странах Дальнего Востока. Фирма Сикорский предложила Бельгии постройку 46 вертолетов Н-76.

Отмечается высокая степень маневренности вертолета Н-76 и способность выполнять разнообразные функции. Так, после отстрела ракет и использования другого оружия вертолет быстро переоборудуется для поисково-спасательных операций. С полным снаряжением вертолет может добраться до пункта назначения на расстоянии 185 км от базы и в течение более 2 ч осуществлять патрулирование заданной зоны. Заданием предусматривается взлет с учетом влияния земли с площадки, расположенной на высоте 1525 м, в условиях МСА + 20град. С при работе двигателя на режиме максимальной продолжительной мощности и переход к крейсерскому полету с определенной скоростью для осуществления разведки. Вооружение вертолета - пулеметы калибром 12,7 и 7,62 мм. Вертолет должен иметь резерв топлива на 30 мин полета

 





 ЛТХ:
Модификация   H-76
Диаметр главного винта, м   13.41
Диаметр хвостового винта, м   2.44
Длина,м   13.22
Высота ,м   4.52
Масса, кг  
  пустого   2545
  максимальная взлетная   5171
Внутренние топливо, кг   992
Тип двигателя   2 ГТД Рratt Whitney Canada PT6B-36
Мощность, кВт   2 х 716
Максимальная скорость, км/ч   287
Крейсерская скорость, км/ч   269
Практическая дальность, км   578
Скороподъемность, м/мин   457
Практический потолок, м   4570
Статический потолок, м   1657
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   10 солдат или 3 носилок с 2 сопровождающими или 2313 кг груза в кабине или 1497 на подвеске
Вооружение (опционально):   один-два 7.62-мм пулемета
  Боевая нагрузка на 4 узлах подвески
  2 контейнера GIAT NC 20M621 с 20-мм пушкой или
  7.62-мм (12.7-мм) пулеметами, или
  4 ПУ 120-мм или 70-мм или 68-мм НУР, или
  2 установщик мин VS-MD-4 (200 противотанковых мин или 2080 протипопехотных мин), или
  4 ПТУР BGM-71 Tow или
  4 УР воздух-земля AGM-114 Hellfire или
  4х4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger


 Доп. информация :


  Фотографии:

 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 H-76 (AUH-76)
 S-76B Fantail
 S-76B Fantail
 S-76B Fantail

  Схемы:

 H-76

  



 

Список источников:

Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Sikorsky S-76 "Spirit"
ЦАГИ. Техническая Информация 1988-03-04. Военный многоцелевой вертолет Сикорский H-76 "Игл"
Sikorskyarchives.com. S-76 Helicopter
Paul Beaver. Attack Helicopters
Avionslegendaires.net. Sikorsky H-76 Eagle
Jane's Encyclopedia of Aviation
Warplanes. Modern Fighting aircraft
1000aircraftphotos.com. No. 3865. Sikorsky H-76 Eagle (N5415X c/n 760199)


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: