Уголок неба ¦ Westland Commando

Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   Commando
       
Разработчик: Westland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1973
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Commando - многоцелевой вертолет, созданный английской фирмой Westland на базе морского вертолета Sea King (английская реализация вертолета Sikorsky S-61, имеющего обозначение в ВМС США SH-3 Sea King). Армия Великобритании на этапе переговоров о покупке лицензии на производство "Си Кинга" проявляла определенную заинтересованность в разработке его транспортной модификации. Но затем генералы решили принять на вооружение средний транспортный вертолет франко-английской разработки "Пума" и закупить в США тяжелые "Чинуки". Тем не менее, фирма "Уэстленд" в частном порядке разработала вариант "Коммандо" (название дано по аналогии с транспортным вертолетом "Уэссекс" "Коммандо"), предназначенный для перевозки солдат. Руководство фирмы рассчитывало переубедить командование сухопутных войск, первый вертолет имел даже традиционный зелено-коричневый камуфляж. В то же время ВМС Великобритании также требовался транспортный вертолет.

Работа по проекту началась в 1972-м. Первыми покупателями новой машины стали не англичане, а египтяне. Собственно модель "Коммандо" Мк1 (египетское обозначение Мк70) - это еще не "Коммандо". Мк1 представляет собой минимально переделанный в транспортный НАS.Мк1. На вертолете демонтировали РЛС, ГАС и некоторое другое электронное оборудование, в результате увеличился объем грузовой кабины и запас топлива. В то же время механизм складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки оставили. Первый английский транспортник на базе "Си Кинга" полетел 12 сентября 1973-го, поставки в Египет начались в январе 1973-го.

Удачно продав "Коммандо" в Египет, менеджеры фирмы "Уэстленд" полностью переориентировали стратегию маркетинга транспортного варианта, сосредоточившись на его экспорте в страны Среднего и Дальнего Востока. На следующей модели Мк2 внедрили конструкционные решения, улучшавшие летные характеристики в условиях жары и высокогорья. Эти решения уже опробовали на противолодочном вертолете Мк50, предназначенном для Австралии: более мощные двигатели Н1400-1 и шестилопастный рулевой винт.

Учитывая предстоящую эксплуатацию в условиях пустынь, вертолет оснастили фильтрами на входе воздухозаборников. "Коммандо" Мк2 в максимальной степени избавился от "морского" прошлого и стал полноценным транспортным вертолетом. Лопасти винта и хвостовая балка не складывались. Изменилась конструкция основных опор шасси: поперечные подкосы с поплавками на концах заменили на небольшие крылья, а поплавки убрали. Шасси не убиралось. В результате вес опор уменьшился, под крылья стало возможным подвешивать вооружение или дополнительные топливные баки. Правда, в реальных условиях этими узлами подвески никто не пользовался.

Вертолет применялся для перевозок людей и грузов, а не для огневой поддержки наземных войск. Попытка приспособить "Си Кинг" для этой цели провалилась и по другую сторону Атлантики. В грузовой кабине было 28 посадочных мест, в перегрузку вертолет мог принять на борт 34 солдата. В 1974-м Саудовская Аравия заключила контракт на поставку 42 "Коммандо" Мк2. Мк2 также поступили на вооружение армий Египта и Катара, причем оба государства, кроме военно-транспортных "Коммандо", купили по два вертолета в варианте "Люкс" для перевозок важных персон. Для Египта построили четыре "Коммандо" в варианте вертолета радиоэлектронной борьбы (английский аналог Ми-8ППА). Внешне этот вариант легко отличался от всех других наличием антенн, торчащих в разные стороны. Первый полет Мк2Е совершил в сентябре 1978-го. В течение двух лет радиоэлектронная аппаратура дорабатывалась и испытывалась на английском полигоне в Аберпорте. Египту вертолеты передали в 1980-м.

В 1978-м и в Британии решили прикупить немножко "Коммандо". ВМС требовалось 42 вертолета для замены транспортных "Уэссексов". По конструкции и оборудованию вариант "Си Кинг" НС Мк4 аналогичен "Коммандо" Мк2, лишь радиосвязная аппаратура позаимствована у вертолета "Си Кинг" Мк5. Первая партия из девяти вертолетов была передана флоту в сентябре 1981-го.

Последний вариант "Коммандо" - Мк3 создали специально для Катара. В Мк3 опять ввели детали конструкции, характерные для морских "Си Кингов": убираемые шасси с поплавками и складывающуюся хвостовую балку. Круг замкнулся. Связано это было с основным назначением вертолета в армии Катара - борьба с надводными целями. Типовые боевые задачи предполагали длительный полет над морем, соответственно пришлось "маринизировать" полусухопутный "Коммандо".

В начале восьмидесятых годов Персидский залив был самой "горячей точкой" на Земном шаре. Иран и Ирак вели "танкерную войну", а все основные мировые державы наблюдали за ней с эскадр боевых кораблей. "Коммандо", вооруженные французскими ПКР "Экзосет", в случае необходимости могли надежно закупорить Ормузский пролив. Вместо "Экзосета", в принципе, можно было использовать и ракеты другого типа, но "Экзосет" в то время пользовался наибольшей популярностью. Его успешно применяли Аргентина против Англии и Ирак против Ирана. Реклама сделала свое дело, и Катар потребовал оснастить вертолеты именно этой системой оружия. Первый из восьми "Коммандо" Мк3 (Мк74) был поставлен в 1982-м, последний - в 1984-м.

 

 



 Модификации :
 Commando Mk.1  первая серийная модификация.
 Commando Mk.2  модификация на 28 солдат с ГТД Gnome H.1400-1.
 Commando Mk.2А, В, С  модификации вертолета для особо важных персон.
 Commando Mk.2Е

 вертолет электронной разведки с аппаратурой Selenia IHS-6, RQH-5(V) и TQN-2.

 Commando Mk.3

 ударный вариант для ВВС Катара с ПКР AM.39 Exocet или ПТУР.

 Commando Mk.4

 вариант в роли вооруженного транспортного вертолета для ВМС Великобритании, после принятия на вооружение получил обозначение Sea King HC.Mk.4.




 ЛТХ:
Модификация   Commando Mk.2
Диаметр главного винта, м   18.90
Диаметр хвостового винта, м   3.16
Длина,м   22.15
Высота ,м   5.13
Масса, кг  
  пустого   5620
  нормальная взлетная   9025
  максимальная взлетная   9525
Внутренние топливо, л   3714 + опционально 864
Тип двигателя   2 ГТД Rolls-Royce Gnome H.1400-1T
Мощность, кВт  
  при взлете   2 х 1238
  при полете   2 х 1092
Максимальная скорость, км/ч   222
Крейсерская скорость, км/ч   200
Практическая дальность, км   1240
Радиус действия, км   396
Скороподъемность, м/мин   619
Практический потолок, м   3900
Статический потолок, м   1525
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   28 солдат стандартно (45 содат максимально) или 9 носилок и 2 сопровождающих или 2722 кг груза в кабине или 3629 кг груза на подвеске.
Вооружение (опционально):   одна 20-мм пушка или 12.7-мм или 7.62-мм пулемет
  Боевая нагрузка - 1134 кг на 2 узлах подвески:
  2 контейнера с 20-мм пушкой или 12.7-мм пулеметом, или
  2 ПУ для 68-мм или 70-мм или 80-мм или 81-мм НУР


 Доп. информация :

 
  Фотографии:

 Commando Mk.2 (c) Michael Durning
 Commando Mk.2 (c) Michael Durning
 Commando Mk.3 (c) Peter Tonna
 Commando Mk.3 (c) Peter Tonna
 Sea King HC.4 (c) Karl Drage

  Схемы:

 Commando Mk.3

Варианты окраски:

 Commando Mk.2 ВВС Египта
 Sea King HC.4 ВМС Великобритании

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1997-04-06. Михаил Никольский. Морской Король
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Westland "Sea King" / "Commando"
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: