Уголок неба ¦ Heinkel He.59

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   He.59
       
Разработчик: Heinkel
Страна: Германия
Первый полет: 1931
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец и спасательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


К началу 1930-х годов германская морская авиация не имела в своем распоряжении самолета, способного выполнять задачи патрулирования и разведки больших акваторий. Не располагала она и бомбардировщиками-торпедоносцами. В 1930 году командование военно-морским флотом Германии и штаб авиации сформулировали технические требования к такому самолету. Задание на его проектирование выдали фирме Ernst Heinkel Flugzeugwerke GmbH, располагавшейся в городе Варнемюнде.

Компания Эрнста Хейнкеля, основанная в 1922 году, была одной из успешных германских авиационных фирм. С приходом к власти Гитлера и принятием программы развития Германских ВВС на ней были сконструированы и запущены в серийное производство семь типов самолетов различного назначения.

Наиболее интересной разработкой фирмы в начале 1930-х годов являлся гидросамолет Не-59, ведущим конструктором которого был Рейнхольд Мевес. Самолет хотя и не отличался оригинальностью - внешне он напоминал многие поплавковые аналоги, созданные во Франции, Великобритании и США- но для фирмы Heinkel эта машина стала крупнейшей из всех ранее построенных самолетов.

Исходя из двойного назначения Не-59 (он создавался как для патрулирования, так и для нанесения бомбово-торпедных ударов по морским и наземным целям) фирма предполагала выпускать этот самолет в колесном и поплавковом вариантах.

Строились сразу два опытных образца: Не-59А (D-2215) с колесным шасси и двухпоплавковый Не-59В (D-2214). Вооружение на опытные экземпляры самолетов не устанавливалось. Первым в сентябре 1931 года взлетел Не-59А с обычным шасси. А в январе 1932 года поднялся в воздух и поплавковый Не-59В. Помимо различий в посадочных устройствах, эти машины имели свои особенности и в конструкции. Если на Не-59А все топливо размещалось в фюзеляже, то на Не-59В в качестве баков использовалась часть внутреннего пространства поплавков, а освободившийся объем фюзеляжа предназначался для полезной нагрузки.

Оба Не-59 прошли полную программу летных испытаний, и в 1933 году вновь образованное Министерство авиационной промышленности приняло самолет на вооружение в качестве стандартной машины для эскадрилий общего назначения морских авиагрупп.

Производство авиалодок организовали на предприятии, расположенном в Варнемюнде. Фирма получила заказ на производство 21 машины и должна была закончить их поставку до 30 сентября 1935 года.

В начале 1935 года первые 14 серийных Не-59В-1 поступили в немецкую коммерческую авиашколу на острове Лист. Это было, по сути, военное летное училище, которое вскоре перешло под контроль морского командования летных школ

Для увеличения темпа выпуска гидросамолетов министерство организовало лицензионное производство Не-59 на заводе германской фирмы Arado Flugzeugwerke GmbH; со временем весь выпуск Не-59 сосредоточили именно на этом заводе.

За первым серийным Не-59В-1 начали выпускать Не-59В-2, отличавшийся от предыдущего измененным составом бортового оборудования, и Не-59В-3, с дополнительными топливными баками и усиленным вооружением. До начала войны в серию пошла еще одна модификация - С Она предназначалась для проведения дальней разведки и спасательных операций на море.

В течение 1935 года немцы сформировали первую боевую эскадрилью, вооруженную поплавковыми гидросамолетами Не-59В и летающими лодками Do 15, которые получили название List.

С созданием авиагрупп береговой авиации в июле 1936 года две эскадрильи в Листе и Боркуме получили на вооружение самолеты Не-59 Еще через несколько недель специальная морская разведэскадрилья AS/88 получила Не-59В и была включена в состав легиона "Кондор" для отправки в Испанию

В сентябре 1936 года в порт Кадис прибыло торговое судно "Вигер" компании Гамбург-Времен-Африка Лайн с грузом различной военной техники и материалов. На борту судна находились и ящики с разобранными гидросамолетами Не-59В-2 и Не-60Е. 14 октября в Кадис теплоходом Eisenach компании Nord Deutsche Lloyd были доставлены еще два самолета Не-59В-2. Следующие две машины того же типа выгрузили в Кадисе. Этими же транспортами прибыли технический персонал и командир эскадрильи капитан Карл-Хайнц Вольф. Месяцем позже в Испанию доставили еще два Не-59В-2 со своими пилотами- обер-лейтенантами Клюмпером и Лехтом.

После того, как все гидросамолеты были собраны и облетаны, подразделение немедленно приступило к боевой работе. Основной задачей Вольфа стала разведка морских прибрежных районов в интересах морского флота франкистов Полеты выполнялись с военно-морской базы Кадис-Пунталес. В конце декабря 1936 года самолеты перелетели на базу гидроавиации, расположенную вблизи города Мелильи, на северном побережье Африки. Сюда же торговым судном "Капри" компании "Сломан Р.М." доставили еще два Не-59.

10 января 1937 года обер-лейтенант Клюмпер обнаружил республиканское судно "Дельфин", направлявшееся в порт Малага, и атаковал его одной торпедой. Хотя поразить судно торпедоносцу не удалось, атака явилась первым случаем боевого использования авиационной торпеды после окончания Первой мировой войны Раздосадованный Клюмпер решил возвратиться на базу, подвесить бомбы и продолжить преследование республиканского судна После долгого поиска Не-59 снова вышел на "Дельфина" и сбросил на него бомбы. На этот раз удар был довольно точным: две бомбы разорвались в непосредственной близости от борта судна и серьезно повредили его корпус. Чтобы спасти корабль, капитан выбросил его на мелководье. При этом большая часть грузов для Республиканского правительства была испорчена.

1 февраля 1937 года Клюмпер. осуществляя поиск юго-западнее республиканской военно-морской базы Картахены, обнаружил грузовое судно "Нурия Рамон" водоизмещением 2783 тонны, следующее из порта Алжира в Барселону. После нескольких пулеметных очередей, выпущенных с самолета по носовой части корабля, капитану судна по радио передали приказ взять курс на Мелилью. Одновременно на транспорт навели крейсер франкистов "Канариас", который конвоировал республиканское судно до Мелильи Спустя три дня гидросамолеты из AS/88 оказывали поддержку сухопутным частям Франко, атаковавшим Малагу, и прикрывали с воздуха крейсер "Канариас", который обстреливал позиции республиканцев. В это время в воздухе появились республиканские истребители И-15 и внезапно атаковали гидросамолеты. В немецком строю началась паника. Уклоняясь от атак республиканцев, столкнулись и упали в воду НЄ-59В-2 и Не-бОЕ. Пилот Не-59 обер-лейтенант Дитер Лехт утонул, а остальных членов экипажей обоих самолетов удалось поднять на борт крейсера, где им оказали медицинскую помощь. Это стало первой потерей в составе AS/88. Победу над Не-59 республиканцы записали на счет американского летчика добровольца Шарля Коча.

После падения Малаги авиаэскадрилья AS/88 перебазировалась в порт захваченного города. В конце мая сменилось ее командование: вместо капитана Вольфа, убывшего в Германию, был назначен капитан Кюдер.

К середине 1937 года франкистское командование осознало, что наиболее удобным местом размещения основной части гидроавиации должна стать военно-морская база Поленса на острове Майорка, куда в начале июля перелетели самолеты AS/88. Поленса оставалась базой гидросамолетов франкистов вплоть до окончания войны.

С 1937 года самолеты Не-59 специализировались на выполнении двух основных задач Первая из них состояла в нарушении ночных железнодорожных и автомобильных перевозок на республиканском побережье Испании. Для этого немцы разработали специальный тактический прием. Самолеты подходили к побережью на большой высоте, после чего заглушали двигатели, набирали на снижении скорость и бесшумно атаковали обнаруженные цели. При этом в большинстве случаев средства ПВО республиканцев не успевали среагировать.

Вторая задача, возлагавшаяся на Не-59, состояла в нарушении морских перевозок республиканцев. Поиск судов, следующих в республиканские порты, осуществляли самолеты Cant Z.501 из состава Grupo 2-G-62, также базировавшихся в Поленеє 18 июля один из Не-59В-2 получил повреждения над территорией противника и, уйдя в сторону моря, с трудом совершил вынужденную посадку. Экипажу повезло, что их приводнение было замечено с другого гидросамолета, который проинформировал об этом авиабазу Поленса. На спасение авиалодки отправили небольшое судно, которое и отбуксировало самолет в порт.

31 июля 1937 года из Марселя к республиканскому побережью отправилось транспортное судно, на перехват которого вылетело несколько Не-59В-2 (к этому времени получивших прозвище Zapatones (исп. - башмачник). В ходе атаки самолеты наткнулись на сильный огонь боевых кораблей сопровождения, и одна из летающих лодок, имея серьезные повреждения, совершила вынужденную посадку. Вовремя подоспевший крейсер "Канариас" забрал авиаэкипаж, в составе которого были и раненые, а вспомогательное судно отбуксировало гидросамолет в Поленсу.

13 августа бомбардировщики AS/88 атаковали датский пароход "Эдит" водоизмещением 1566 тонн, принадлежащий судовладельцу Ж.Лоритзан из Копенгагена. От прямого попадания судно затонуло на удалении 30 миль от Балеарских островов.

24 августа пара Не-59В-2 вышла на два республиканских грузовых судна. Летчики наблюдали несколько прямых попаданий. При втором заходе на цель гидросамолеты были атакованы истребителями И-15, но смогли уклониться от боя и без потерь вернулись на свою базу.

16 сентября гидросамолеты осуществили ночную бомбежку железнодорожной станции в Порт Боу, где, по данным разведки, производили разгрузку два прибывших из Франции железнодорожных состава с военной техникой и материалами. При отходе от цели летчики наблюдали несколько очагов пожара Все машины благополучно вернулись в Поленсу. В ночь на 4, 22 и 25 сентября самолеты группы наносили удары по нефтеперерабатывающим заводам CAMPSA, расположенным в Картахене и Барселоне В ходе бомбардировок летчикам удалось сжечь насколько резервуаров с топливом.

30 сентября Не-59 атаковали порт Грао в Валенсии, где потопили транспорт "Гур-чо" водоизмещением 3225 тонн с военными грузами, который только что прибыл из советского порта Феодосия. 6 октября в журнале боевых действий AS/88 зафиксирован боевой вылет Не-59В-2 на бомбардировку республиканских кораблей, шедших для обстрела Майорки. Атаки с воздуха вынудили республиканцев отказаться от запланированного нападения на Майорку.

30 октября в нарушение всех международных норм франкистами было атаковано английское судно "Джейн Уимс" водоизмещением 2349 тонн. По утверждению франкистов, транспорт постоянно совершал регулярные рейсы между республиканскими портами и Кипром, Мальтой и Гибралтаром. Судно шло из Марселя в Барселону с грузом военной техники.

В журнале боевых действий AS/88 была сделана следующая запись: "В 6 час. 30 мин. на удалении 15 миль восточнее мыса Багур обнаружено судно "Джейн Уимс". По осадке было видно, что транспорт имеет полную загрузку. На палубе были закреплены восемь грузовиков в серо-зеленой окраске. Атака состоялась у мыса Сан Себастьян и проходила в следующем порядке. Сначала на транспорт неоднократно передали сигнал "Судну остановиться", однако то начало маневрировать, выполняя разворот. Далее из носовой пушечной установки Не-59В-2 по судну был открыт предупредительный огонь Серьезное повреждение носовой части транспорта вынудило его остановиться; экипаж выгрузился на спасательные шлюпки, а сам транспорт был обстрелян из пушек и пулеметов. При этом судно получило попадания в нос и корму на уровне ватерлинии. После отхода шлюпок с экипажем на безопасное расстояние по судну был нанесен бомбовый удар. Одна из бомб поразила его носовую часть, и через десять минут оно затонуло. Экипаж транспорта оставался в шлюпках и был потерян из виду из-за плохой видимости".

4 ноября в 8 часов 45 минут на северо-востоке Барселоны Не-59В-2 обнаружил пароход "Корсика" водоизмещением 643 тонны, шедший из Марселя в Барселону. После нескольких пушечных выстрелов судно получило повреждения и запросило помощь с земли Через некоторое время в воздухе появился И-15, который атаковал гидросамолет, но в одной из атак получил повреждения и вынужден был уйти в сторону побережья. Оставшись без прикрытия, пароход вынужден был следовать курсом на Палма де Майорка, где был захвачен франкистами.

Последний боевой вылет в 1937 году Не-59В-2 совершили 21 декабря, когда пара гидросамолетов отбомбилась по колонне грузовиков, следовавшей по дороге севернее Кастелона. Огнем 20-мм зенитных установок один из самолетов был серьезно поврежден, и ему пришлось совершить вынужденную посадку в нескольких милях восточнее Беникарло. Второй гидросамолет приводнился рядом с поврежденным и забрал его экипаж, а после взлета затопил брошенный Не-59В-2, обстреляв его из пушки.

1938 год начался для AS/88 плохо. 13 января эскадрилья потеряла один Не-59В-2. Попав в полосу густого тумана, гидросамолет попытался совершить посадку. Однако при этом он подломил поплавок и получил большие повреждения. В результате погиб сержант Харальд Кахль, а остальные члены экипажа получили серьезные травмы.

19 января командование AS/88 принял майор Мартин Харлинхусен, остававшийся на этом посту до окончания войны. Через девять дней Не-59С, совершавший разведывательный полет в районе порта Манон, получил прямое попадание зенитного снаряда. Повреждения оказались весьма значительными - на самолете оторвало поплавок и один двигатель. Летчик сообщил об этом на базу и совершил вынужденную посадку в море на один поплавок и с одним двигателем. При посадке гидросамолет полностью разрушился, и экипаж оказался в воде. Сильный шторм не позволил гидросамолетам приводниться и подобрать членов экипажа, однако вскоре на помощь им подоспело спасательное судно из Поленсы.

Боевая деятельность для AS/88 в феврале 1938 года началась 4-го числа, когда пара Не-59В-2 обнаружила на выходе из порта Барселоны судно "Электра" водоизмещением 1387 тонн английской компании J Bruce and Со. Атакованный с воздуха, транспорт повернул было обратно в порт, под защиту зенитных батарей, но после нескольких бомбовых попаданий в 7 часов утра затонул. Часть экипажа сумела погрузиться на спасательные шлюпки.

11 февраля через остров Майорка пронесся сильный ураган. В результате серьезные повреждения получили многие гидросамолеты, находившиеся в бухте базы гидроавиации Поленса. Из Не-59 пострадал только один самолет, находившийся на воде и пришвартованный к бую.

Ущерб, наносимый республиканцам гидросамолетами из состава AS/88, вынудил их усилить противовоздушную оборону портов, прибрежных районов и транспортных судов на подходе к побережью. Было сформировано несколько новых зенитных подразделений, вооружение которых состояло из 76,2-мм орудий советского производства и скорострельных 20-мм пушек Oeriikon.

27 февраля 1938 года Не-59С, совершавший разведывательный полет вдоль республиканского побережья, атаковала пара истребителей Гидросамолет получил повреждения, а летчик капитан Салхер был серьезно ранен, что заставило его прекратить выполнение задания и возвратиться на базу. В конце февраля 1938 года, в ходе ночной атаки на железнодорожный узел Порт Боу, серьезные повреждения получил еще один Не-59

14 марта на широте мыса Камбрилс авиалодка Не-59В-2 обнаружила и атаковала транспорт "Менорка" водоизмещением 1022 тонны. В результате судно получило течь и быстро затонуло. Утром следующего дня, возвращаясь с ночного поиска, Не-59В-2 обстрелял колонну грузовиков у города Винарос Однако при этом сам был атакован республиканским истребителем Dewoitine D 510 сержанта Хосе Сар-риа Калатэюда. Получив большие повреждения, Не-59В-2 совершил посадку на грунт. Экипаж в'полном составе был захвачен республиканцами.

В этот же день гидросамолеты Не-59 атаковали порт Таррагон, где им удалось потопить судно водоизмещением 2246 тонн. В ночь с 21 на 22 марта эскадрилья AS/88 потеряла очередной самолет - Не-59 был сбит зенитной артиллерией при налете на железнодорожный вокзал и порт в Тор-тосе; весь экипаж гидросамолета погиб. 7 апреля в 20 час. 45 мин. в гавани порта Росас одной 50-кг бомбой Не-59 потопил буксирное судно "Рио Урумея" водоизмещением 275 тонн, превращенное республиканцами в сторожевой корабль.

Очередной удачный вылет Не-59 состоялся 10 мая В этот раз гидросамолетам удалось потопить два республиканских дозорных судна. Четырьмя днями позже в порту Аликанте одиночный Не-59 двумя 500-кг бомбами, сброшенными с высоты 80 метров, потопил разгружавшийся у причала транспорт. Очередной успех пришел в ночь с 18 на 19 мая. Во время налета на порт Аликанте три Не-59В-2 разбомбили резервуары с топливом.

В ответ на атаки франкистов республиканцы в ночь с 20 на 21 мая силами трех бомбардировщиков СБ нанесли удар по базе гидроавиации в Поленеє. По заявлению франкистов, ущерб от бомбардировки оказался минимальным. Бомбардировки Поленеє не повлияли на активность франкистской гидроавиации. Уже 24 мая она вновь напомнила о себе, совершив налет на порт в Валенсии. Две 500-кг бомбы, сброшенные Не-59 с высоты 50 метров, отправили на дно британское судно компании Westcliff S.S. Со.

27 мая пять Не-59 под командованием старшего лейтенанта Брея атаковали греческий танкер "Наусика" водоизмещением 5000 тонн, шедший под панамским флагом. На судно было сброшено несколько 250- и 50-кг бомб с высоты 100 метров. От полученных повреждений танкер затонул; большая часть его экипажа при этом смогла спастись. 4 июня был атакован республиканский порт Аликанте, на рейде которого были подожжены английский пароход водоизмещением 1300 тонн и испанское судно "Фрутеро" водоизмещением 341 тонна. От зенитного огня получил повреждения один из гидросамолетов, но летчик сумел привести машину на базу. В конце дня налет на Аликанте повторили. Одному из Не-59 удалось удачно сбросить четыре 250-кг бомбы, которые подожгли республиканский танкер, ходивший под английским флагом, но принадлежавший испанской компании CAMPSA. В 23 час. 20 мин. судно взорвалось и затонуло.

Ночью часть Не-59В-2 атаковала порт Дения, где под разгрузкой стояло английское судно водоизмещением 4000 тонн. В результате бомбардировки оно получило значительные повреждения, пять членов экипажа были убиты и трое ранены. Вечером следующего дня гидросамолеты AS/88 совершили налет на порт Грао де Кастеллон, где, по данным разведки, стоял под разгрузкой английский пароход "Айседора", прибывший из Марселя. Две из четырех бомб, сброшенных с Не-59В-2. сильно повредили судно, и вечером оно затонуло. 21 июня Не-59В-2, вооруженный торпедой, патрулировал сектор моря между Барселоной и Валенсией. Не обнаружив республиканских судов, гидросамолет развернулся в сторону Поленса и уже на обратном пути заметил в Валенсийском заливе английский транспорт. Командир самолета сбросил торпеду, угодившую прямо в середину судна. Взрыв расколол его, и оно быстро затонуло. Характерно, что это был первый после окончания Первой мировой войны случай потопления судна сброшенной с самолета торпедой.

22 июня экипаж Не-59 обнаружил на якорной стоянке в заливе Валенсии английский транспорт "Салтон" водоизмещением 3000 тонн. Самолет сбросил четыре 250-кг бомбы, от взрыва которых сдетони-ровали боеприпасы в трюме 25 июня Не-59 прикрывали высадку франкистов на архипелаг Колумбретес.

7 июля в Поленсу прибыли три новых Не-59В-2 для замены потерянных в боях самолетов. В течение этого месяца экипажи несли противолодочное дежурство, охотясь на республиканские подводные лодки, которые стремились атаковать франкистские крейсеры "Канариас" и "Балеарес" в водах Майорки. 21 июля двумя 250-кг бомбами франкисты затопили транспорт "Бодил", доставлявший партию самолетов и другую боевую технику для республиканцев.

24 июля самолеты из AS/88 атаковали порт Гандия, сбросив четыре 250-кг бомбы на стоящие у причала корабли. При этом повреждение получило одно республиканское судно. На следующий день удар повторили. На этот раз двумя 500-кг бомбами потопили английское грузовое судно.

2 августа несколько Не-59В-2 были атакованы республиканским истребителем И-15 с регистрационным номером СА-058, взлетевшим с аэродрома Ла Сенера на окраине Валенсии. Самолетом управлял командир эскадрильи лейтенант Хосе Фалько Санмартин. В результате атаки один гидросамолет получил повреждения и совершил вынужденную посадку; его экипаж попал в плен.

6 августа воздушная разведка обнаружила грузовое судно "Лейк Лугано" водоизмещением 2120 тонн, шедшее под Эстонским флагом. Транспорт вошел в порт Паламос и встал под разгрузку. Ночью Не-59В-2 сбросил на него четыре 250-кг бомбы. Через некоторое время над акваторией порта появились еще три Не-59 и добили поврежденный корабль бомбовым ударом. 15 августа Не-59В-2 совершили налет на Валенсию и потопили танкер "Кампоманес".

2 ноября AS/88 понесла очередную потерю: в районе Санта Кристинаде Аро республиканские зенитчики сбили Не-59. Экипаж остался жив, но оказался в плену. А 18 ноября Хосе Фалько, взлетев с аэродрома Сабадель на И-15 с регистрационным номером СА-036, атаковал Не-59 и сбил его.

Наиболее крупная воздушная операция AS/88, проведенная с участием Не-59, прошла 25 и 26 ноября 1938 года. За эти два дня на республиканский порт Барселона было совершено 15 самолето-вылетов и сброшено 15 тонн бомб. Однако значительных успехов националистам достичь не удалось (К тому же, Хосе Фалько опять одержал очередную ночную победу, сбив Не-59. Его И-15 (бортовой номер СА-230) успешно вернулся на аэродром, а Не-59 упал в окрестностях городка Бланес. Экипаж самолета в составе лейтенантов Карла-Фридриха Принтса, Отто Шмидта и Вальтера Вуллинга и капрала Людвига Миллера погиб).

Несмотря на потери, к началу 1939 года в составе AS/88 находилось восемь Не-59. Это наибольшая численность гидросамолетов такого типа с начала их появления в Испании.

7 января республиканские истребители перехватили один из Не-59. После нескольких атак самолет был сбит и упал в море. А 26 января франкисты заняли Барселону, и двумя неделями позже им удалось взять

под свой контроль почти все побережье Испании до границы с Францией. Самолеты из AS/88 осуществляли блокаду республиканских портов.

В некоторых городах, которые еще оставались под контролем республиканцев, начались антиправительственные выступления. Первое из них произошло 8 февраля в Минорке. С целью поддержки восставших гидросамолеты Не-59В-2 в течение нескольких дней выполняли вылеты на бомбардировку дорог в районе мятежного города. 5 марта восстание охватило несколько малых артиллерийских фортов Картахены. Один из Не-59 подвергся нападению И-15 из состава 2-й эскадрильи с аэродрома Апаресида. Получивший значительные повреждения гидросамолет совершил вынужденную посадку в 5 милях от берега. Место приводнения машины определил Cant Z-501 из состава Grupo 2-G-62 и вывел к нему крейсер "Мар Кантабрико". Моряки спасли экипаж, а гидросамолет был затоплен.

До окончания войны эскадрилья AS/88 понесла очередную потерю. 22 марта на одном из Не-59 в полете отказал двигатель - и самолет совершил посадку, во время которой у машины оторвало левый поплавок и консоль крыла. Члены экипажа оставили самолет, воспользовавшись спасательной лодкой.

На протяжении всего конфликта AS/88 поддерживалась постоянными поставками из Германии новых самолетов взамен потерянных машин. Все Не-59 комплектовались немецкими экипажами, в состав которых включался в качестве наблюдателя испанец для лучшего ориентирования на местности

После окончания войны AS/88 осталась на базе гидроавиации в Поленеє до 30 апреля 1939 года. В составе эскадрильи насчитывалось три Не-59, три Не-60 и три недавно прибывших Аг-95А-0, которые успели совершить только пару боевых вылетов.

1 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, проводилась реорганизация испанской гидроавиации, базировавшейся в Поленеє. Самолеты свели в единое подразделение, получившее наименование Grupo Mixto de Hidros. В его состав вошла 52-я эскадрилья с самолетами Не-59 и Не-60, 53-я эскадрилья, имевшая на вооружении итальянские CANT Z.501 и 506В, и все Аr-95А-0. Командование группой принял майор Игнасио Ансальдо.

В начале 1940 года отдельные эскадрильи и группы в ВВС Испании были преобразованы в полки. К концу этого года начала сказываться нехватка запасных частей, Не-59 все реже поднимались в воздух. 2 ноября 1941 года в районе гидроаэродрома в Поленсе прошел сильный ураган, в результате которого несколько самолетов, пришвартованных к стояночным буям, получили серьезные повреждения. Одну машину списали, а две другие продолжали использоваться до 1945 года, пока их не передали на слом.

Все Не-59, Не-59В-2 и Не-59С, поставлявшиеся в Испанию, имели одноцветное серо-зеленое (RLM 02) покрытие с наспех закрашенными опознавательными знаками Люфтваффе, на месте которых наносились другие - франкистской авиации. На руле направления изображался черный диагональный крест Святого Андрея, а на фюзеляже, с обеих его сторон, - черные круги и регистрационные номера. На крыле - сверху и снизу - изображались черные круги, белые кресты Святого Андрея и по две черных полосы

После прибытия в Испанию Не-59 получили трехзначные бортовые регистрационные номера (например, 512, 513 и т.п.). С 1941 года их заменили на комбинированные (например, 71-1 и 71-3). Через год номера вновь сменили - первую цифру "7" заменили на "5". Через несколько месяцев после боевого крещения Не-59 на некоторых из них в середине фюзеляжа начали изображать белые треугольные флажки с двумя красными кругами- подобные обозначения были на кораблях, выполнявших контроль судов в интересах "Комитета невмешательства". Это, по мнению франкистов, должно было показать, что самолеты действуют в интересах международных сил.

После принятия эскадрильей AS/88 собственной эмблемы "Туз пик" ее стали наносить на переднюю часть фюзеляжа, несколько ниже кабины летчика. После 1941 года "Туз пик" перекочевал на киль самолета, а на нижней и верхней поверхностях крыла нанесли новые, красно-желтые кокарды испанских ВВС.

Лицензионное производство Не-59В на фирме Arado прекратили в 1938 году, после выпуска 140 машин. Довольно быстрое моральное старение этих гидросамолетов заставило немцев перевести их в разряд спасательных и учебных. При этом все необходимые доработки выполнило предприятие Walter Bach-mann Flugzeugbau, расположенное под Магдебургом. С учебных самолетов снималось оборонительное вооружение и устанавливалось дополнительное навигационное оборудование.

Модернизированные машины получили обозначение Не-59С-1. Они использовались для подготовки штурманов морской авиации и поставлялись в летную школу LN - Schule 6 (See) в Диве-нове. Спасательная модификация самолета (Seentfugzeug), получившая обозначение Не-59С-2, имела на борту шесть надувных лодок и оборудование для оказания экстренной медицинской помощи. Кроме того, в нижней части фюзеляжа оборудовали люк с трапом. Еще более глубокой модификацией самолета стал He-59D-1, использовавшийся как для подготовки штурманов, так и для выполнения спасательных операций. Машина получила новую носовую секцию фюзеляжа с открытой кабиной штурмана (с козырьком и без остекления). Некоторое количество Не-59С-1 со временем переделали в учебно-тренировочные бомбардировщики-торпедоносцы и фоторазведчики с тремя фотоаппаратами. Самолеты получили обозначения Не-59Е-1 и Не-59Е-2.

В 1939 году сформировали первую спасательную морскую авиационную группу (Seenotgruppe) в составе двух эскадрилий (Seenotstaffeln) из самолетов Не-59С-2 и He-59D-1. К началу Второй мировой войны в четырех эскадрильях береговой авиации все еще числилось 43 Не-59В-2 По данным на 2 сентября

1939 года, самолеты распределялись следующим образом:

  • 3./Ku.FI.Gr.106, место базирования Боркум, командир майор Хорн -10 самолетов;

  • 3./Ku.FI.Gr.406, место базирования Лист, командир гауптман Бергман - 9 самолетов;

  • 3/Ku.FI.Gr.706, место базирования Нордерней, командир гауптман Штейн - 12 самолетов;

  • 3/Ku.FI.Gr.506, место базирования Пиллау, командир гауптман Фехлинг - 12 самолетов.

Не-59В-2 из состава 37Ku.FI.Gr.506 приняли участие в боях по захвату Польши с первого дня войны. Задачей гидросамолетов являлось нанесение бомбовых ударов по польским войскам на побережье Кепи Оксувскей и Хелу. С целью уничтожения береговых батарей в Хелу экипажи Не-59В выполнили несколько ночных налетов. Наиболее активно самолеты использовались в ночь со 2 на 3 сентября 1939 года, когда было совершено 27 боевых вылетов.

С 3 сентября приступили к боевым вылетам самолеты из состава 37Ku.FI.Gr.406 и 37Ku.FI.Gr.706. В этот день восемь Не-59В-2 из состава 37Ku.FI.Gr.706 атаковали польскую военно-морскую базу в Хеле и повредили патрульное судно "Гриф". В ночь с 3 на 4 сентября Не-59В из 37Ku.FI.Gr.406 и 37Ku.FI.Gr.506 нанесли бомбовый удар по оборонительным сооружениям поляков в окрестностях Хеле. При налете немцы воспользовались отработанной в Испании тактикой. Экипажи подошли к береговой черте на высоте 2000 метров, после чего выключили двигатели и, набрав на снижении скорость, вышли в район цели. Польские средства ПВО открыли огонь с опозданием, когда бомбы уже рвались в порту. На следующий день три Не-59В из состава 3./Ku.FI.Gr.406 корректировали огонь крейсера "Шлезвиг-Гольштейн".

После объявления 4 сентября Францией и Англией войны Германии 3./Ku.FI.Gr.406 и 3./Ku.FI.Gr.706 перебазировались на запад. В ходе Польской кампании немцы потеряли три Не-59В. 13 сентября 1939 года на базы Северного моря перелетели гидросамолеты из 3./Ku.FI.Gr.506, которые с 16 сентября приступили к патрулированию Балтийского и Северного морей, осуществляя поиск судов и подводных лодок противника. Как правило, на патрулирование вылетала пара Не-59В. При обнаружении судна один из самолетов совершал посадку вблизи корабля и высаживал осмотровую группу, которая определяла принадлежность судна. В это время второй самолет продолжал находиться в воздухе и контролировал процесс высадки патрульной группы.

26 сентября 1939 года четыре гидросамолета из состава 3./Ku.FI.Gr.106 осуществляли разведку норвежского побережья в интересах немецких крейсеров "Гнейзенау" и "Кельн". Несколькими днями позже вооруженные торпедами Не-59В из 3./Ku.Fl.Gr.106 пытались атаковать британские корабли. При этом два гидросамолета из-за нехватки топлива вынуждены были совершить посадку в открытом море. На свою базу экипажи и самолеты доставили военные корабли.

В ноябре и декабре 1939 года немецкие гидросамолеты Не-59 совместно с Не-115 выставляли магнитные мины у восточного побережья Англии и в устье Темзы. При этом Не-59В брали на борт две авиационные 500-кг мины типа LMA или одну 1000-кг LMB. Усилия немцев принесли результат. На выставленных минах подорвалось польское судно "Пилсудский", повреждения получил новейший английский крейсер "Белфаст" и затонуло еще несколько вспомогательных судов. Одна из сброшенных немцами магнитных мин упала на болотистый берег Темзы. Англичанам удалось ее обезвредить и изучить, что впоследствии помогло им бороться с этим оружием.

28 ноября 1939 года англичане предприняли налет на немецкую базу морской гидроавиации в Borkume. В атаке приняли участие самолеты Bristol Blenheim Mk.lF из состава 25-й и 601-й эскадрилий Королевского воздушного флота (RAF). Англичанам удалось уничтожить только один гидросамолет Ju W34/See и повредить Не-59В из состава 3./Ku.FI.Gr.106.

В ночь с 6 на 7 декабря 1939 года Не-59В опять приняли участие в минировании английского побережья. В ходе операции немцы потеряли два гидросамолета. При взлете потерпел катастрофу Не-59В из состава 37Ku.FI.Gr.106 (бортовой номер M2+VL, серийный WNr 1986, командир экипажа старший лейтенант Бернхард Бок). Спастись удалось только штурману самолета. По возвращении при выполнении посадки разбился другой Не-59В из этой же эскадрильи (бортовой номер M2+OL, серийный номер WNr 1974). Все члены экипажа погибли.

Зимой 1939/40 года гидросамолеты Не-59В активного участия в боях не принимали. Единичные боевые вылеты эти устаревшие машины выполняли в основном для контроля за судами нейтральных стран на Балтике и на Северном море.

В апреле 1940 года Не-59 были включены в состав новой транспортной эскадрильи KG.z.b.V.108, срочно сформированной для проведения операции Weserubung по вторжению в Норвегию и Данию. 10 апреля 1940 года 18 Не-59В из состава KG.z.b.V.108 совершили перелет до Ставангера, доставив туда несколько батальонов солдат пехотных и артиллерийских частей Вермахта. В полдень этого дня немцы потеряли один He-59D. 17 апреля 1940 года во время обстрела британским крейсером "Саффолк" порта Ставангер KG.z.b.V.108 понесла очередные потери - на дно были отправлены четыре Не-59.

20 апреля 1940 года 78 самолетов Ju-52/Зт и 4 гидросамолета He-59D доставили в Тронхейм личный состав I батальона 388 пехотного полка и 4 батареи 112 горного артиллерийского полка.

По состоянию на 10 мая 1940 года в составе KG.z.b.V.108 насчитывалось 13 гидросамолетов He-59C/D, из них в летном состоянии находилось только 8 машин. Ранним утром 6 мая Не-59В (бортовой номер 6I+HL), из состава 37Ku.FI.Gr.706, ошибочно залетел в воздушное пространство нейтральной Швеции в районе Куллен - Хоганас и был обстрелян батареями ПВО. В результате прямых попаданий на самолете оказались поврежденными правый двигатель и топливные баки, что заставило летчика совершить вынужденную посадку юго-западнее Куплена. Экипаж пересел на спасательную лодку и отплыл в сторону побережья Дании, где его вскоре подобрали рыбаки. Брошенный самолет шведы отбуксировали в порт Хелсинборг и 4 ноября 1940 года вернули немцам.

15 мая 1940 года немцы нанесли удар по британским кораблям в районе Нарвика. При этом Не-111 (III7KG26) получил боевые повреждения и совершил вынужденную посадку. На спасение экипажа вылетел Не-59С-1 D-AKUK из 2. Seenotstaffel, однако гидросамолет не долетел до места назначения - из-за отказа двигателя ему пришлось совершить вынужденную посадку вблизи Санднесона. При этом гидросамолет получил повреждения, а экипаж попал в плен.

Бипланы Не-59В использовались и при оккупации Голландии. Для немцев

было жизненно необходимым быстро захватить мосты через Маас до того, как их разрушат голландцы. Ранним утром 10 мая с озера Звишенахн под Ольден-бургом в воздух поднялись 12 Не-59. На борту самолетов находились солдаты 16 пехотного полка и 22 саперного батальона. В 7.00 гидросамолеты высадили десант по обе стороны моста Вильяме Бридге. Десантники быстро захватили этот мост, а вслед за ним и мосты Леу-вени и Ян Куитен. Все попытки голландской пехоты отбить мосты завершились неудачей. При этом канонерская лодка голландцев артиллерийским огнем уничтожила четыре Не-59, пришвартованные у берега реки.

Впоследствии Не-59 стали известны и в деятельности другого рода. Белые с большими красными крестами Не-59С-2 и D-1 из спасательных эскадрилий действовали во время Битвы за Англию над Ла-Маншем, Бискайским заливом и Северным морем. Англичане считали, что гидросамолеты занимались доставкой агентов и минированием устья Темзы. Вслед за протестом британского правительства несколько таких самолетов сбили английские истребители. Подозрения британцев подтвердились 1 июля 1940 года, года английский истребитель Spitfire Mk.1A из 72 эскадрильи повредил в районе Сандерленда один Не-59С-1 (D-ASAM) из состава 3. Seenotstaffel. Экипаж поврежденного гидросамолета совершил вынужденную посадку в 8 милях восточнее Сандерленда и попал в плен. На допросе пленные летчики рассказали, что основными задачами спасательных самолетов Не-59С-1 являются заброска на территорию Великобритании немецких агентов и разведка погоды.

9 июля 1940 года лейтенант Аллен из 54-й истребительной эскадрильи RAF в районе Гудвин Сандс принудил к посадке гидросамолет Не-59В-2 (D-ASUO) все той же 3. Seenotstaffel. Экипаж был взят в плен, а самолет отбуксирован в порт Рамсгат.

14 июля 1940 года Истребительное Авиационное Командование Великобритании (Fighter Command) выпустило инструкцию, в которой предписывалось атаковать любой спасательный самолет немцев. Через шесть дней истребители RAF сбили два, а в августе - семь спасательных Не-59.

В сентябре немецкие потери составили пять машин. По немецким данным, экипажам гидросамолетов в августе и сентябре удалось спасти 73 летчика. Нехватка спасательных Не-59 заставила немцев использовать для этих целей самолеты Do-18, а потом и Do-24. Оставшиеся Не-59 продолжали использовать в спасательных подразделениях на Средиземном и Черном морях. На Черном море три Не-59 базировались в районе Констанци. В 1943 году гидросамолеты Не-59 сняли с вооружения.

Описание конструкции

Не-59 представлял собой двухмоторный четырехместный поплавковый многоцелевой гидросамолет-биплан смешанной конструкции. Экипаж гидросамолета состоял из летчика - командира экипажа, штурмана-бомбардира, стрелка-радиста и стрелка.

Фюзеляж состоял из трех секций - носовой, центральной и хвостовой. Каркас фюзеляжа самолета сварен, из стальных труб. Обшивка фюзеляжа за исключением носовой секции, полотняная. Обшивка носовой секции, в которой размещалась кабина штурмана-бомбардира, из листового дюралюминия. Спереди она имела остекление большой площади, сверху была открыта и в проеме монтировалась пулеметная турель. В кабине, в зависимости от модификации, устанавливалось навигационное оборудование различной комплектации. В нижней части носового отсека на удлиненной штанге устанавливался ПВД, а справа и слева по бортам фюзеляжа - трубки Пито.

В центральной части фюзеляжа располагалась открытая кабина летчика с трехгранным козырьком из оргстекла. Кабина была оборудована пилотажными и навигационными приборами, а также приборами контроля работы двигателей. Кресло летчика регулировалось по высоте. Свободное пространство в фюзеляже за кабиной пилота занимал бомбовый отсек, который при необходимости мог использоваться для перевозки людей или грузов. На модификации Не-59В-3 в этом отсеке предусматривалась установка двух дополнительных топливных баков емкостью по 487 литров каждый.

В центральной части фюзеляжа, снизу, могли закрепляться бомбодержатели или держатели и упоры для подвески торпеды. К средней части фюзеляжа крепились нижние секции крыла и стойки поплавков.

В хвостовой части фюзеляжа размещались еще две кабины: верхняя открытая стрелка с турельной установкой и нижняя закрытая стрелка-радиста со шкворневой пулеметной установкой. В обязанности стрелка входил также подъем на борт спасаемых из воды людей. На хвостовой секции располагались киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Внутри секции проходила проводка управления рулевыми поверхностями.

Верхнее и нижнее крылья самолета-биплана имели деревянную двухлонжеронную конструкцию. Лонжероны коробчатые, законцовки - скругленной формы, обшивка - полотняная. Конструктивно каждое из крыльев состояло из трех секций - центроплана и пары консолей. При этом центропланы имели меньшую хорду, чем консоли.

Нервюры крыла - ферменной конструкции. В местах крепления стоек поплавков и стоек двигателей устанавли-

вались усиленные нервюры. Элероны занимали половину размаха задней кромки каждой из консолей. Триммеры устанавливались только на элероны нижнего крыла. Между собой и с фюзеляжем верхнее и нижнее крылья соединялись системой подкосов и расчалок.

Подкосы крыла были профилированными. Расчалки - стальные, тросовые. На законцовках верхнего крыла были смонтированы АНО. На нижнем крыле устанавливались двигатели.

Хвостовое оперение - классической схемы. Силовой набор выполнялся из стальных труб. Обшивка всех поверхностей- полотняная. Киль-двухлонже-ронной конструкции. По всей задней кромке руля направления располагался управляемый триммер. В верхней точке киля устанавливалась стойка крепления антенны радиостанции.

По конструкции стабилизатор практически не отличается от киля - он также двухлонжеронный. Для обеспечения необходимой жесткости каждая секция стабилизатора поддерживалась двумя подкосами. Рули высоты снабжены управляемыми триммерами. Управление рулем поворота и рулем высоты - гибкое, тросовое.

Взлетно-посадочное устройство самолета состоит из двух цельнодеревянных однореданных поплавков увеличенной килеватости. Каждый поплавок разделялся на восемь водонепроницаемых отсеков-камер. Для контроля герметичности этих отсеков на поверхности поплавков, покрытых специальным водоотталкивающим составом, имелись горловины, закрывавшиеся крышками. В верхней части каждого из поплавков с помощью заклепок закреплялись две силовые дюралюминиевые накладки.

В передней части поплавков устанавливались швартовные кольца, а по всей длине - спасательный канат. В поплавках располагались топливные баки емкостью 854 литра каждый -- по два в каждом поплавке. При движении по воде управление самолетом осуществлялось аэродинамическим рулем направления и двигателями (водяные рули отсутствовали).

Силовая установка самолета состояла из двух 12-цилиндровых V-образных двигателей водяного охлаждения BMW 6,0 ZU взлетной мощностью 660 л.с. при 1650 об/мин и 630 л.с. при 1530 об/мин на высоте 2000 метров. Масса каждого двигателя 542 кг, длина 1711 мм, ширина 859 мм и высота 1103 мм. Устанавливались они между верхним и нижним крылом. Моторама, собранная из стальных труб, опиралась на пять опорных стоек, закрепленных, в свою очередь, на переднем и заднем лонжеронах нижнего крыла. Четыре подкоса соединяли мотораму с фюзеляжем и верхним крылом.

Маслорадиатор устанавливался перед двигателем- Капоты двигателя легкосъемные, они обеспечивали хороший подход как к самому двигателю и маслобаку, так и к агрегатам топливной автоматики. Винты силовой установки - четырехлопастные, деревянные, диаметром 3700 мм.

Двигатели работали на бензине с октановым числом 87. Подачу топлива обеспечивали мотопомпы. Кроме топливных баков, каждый по 854 литра, расположенных в поплавках, для увеличения дальности полета в бомбоотсеке могли устанавливаться два дополнительных бака емкостью по 487 литров.

Потребители электроэнергии запитывались от двух 12-вольтных аккумуляторных батарей, установленных в фюзеляже.

Оборудование самолета включало в себя навигационное оборудование, пилотажные приборы и приборы контроля работы силовой установки. На всех модификациях самолета устанавливалась бортовая радиостанция FuG VIII. Тросовая антенна радиостанции размещалась между стойками, расположенными на законцовках верхнего крыла и вершине киля. Рамочная антенна радиополукомпаса устанавливалась сверху фюзеляжа, перед кабиной стрелка-радиста.

Аптечка первой медицинской помощи находилась в кабине стрелка-радиста. В кабине нижнего стрелка размещались три спасательные резиновые лодки.

Стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов Rheinmetall-Borsig MG15 - каждый имел массу 8,1 кг и длину 1090 мм; скорострельность пулемета - 1250 выстр./мин. Пулеметы в кабинах штурмана и стрелка-радиста монтировались на турели типа "А" и имели боезапас по 975 патронов (в 13 дисках по 75 в каждом). Пулемет в кабине нижнего стрелка устанавливался на шкворневой установке типа D 15 и имел боезапас 600 патронов. На самолетах Не-59В-1, использовавшихся в эскадрильи AS/88 "Легиона Кондор", в кабине штурмана устанавливалась авиационная 20-мм пушка Rheinmetall - Borsig (Oerlikon) MG-FF с запасом 75 снарядов. На гидросамолетах Не-59В-3 стрелковое вооружение ограничивалось двумя пулеметами в кабинах штурмана и стрелка-радиста.

Наступательное вооружение (массой до 1000 кг) размещалось в бомбовом отсеке фюзеляжа или на съемных бомбодержателях под фюзеляжем. Бомбовое вооружение - 20х50-кг бомб SC 50, 4х250-кг SC 250 или 2х500-кг бомб SC 500. Вместо бомб Не-59 мог брать две мины типа LMA массой по 500 кг или одну мину LMB массой 1000 кг. Мины могли снаряжаться контактными или магнитными взрывателями. Самолеты Не-59В-1 могли также вооружаться 533-мм авиационной торпедой LF 5f массой 743 кг.




 ЛТХ:
Модификация   Hе.59b-2
Размах крыла, м   23.70
Длина, м   17.40
Высота, м   7.10
Площадь крыла, м2   153.40
Масса, кг  
  пустого самолета   5000
  максимальная взлетная   9100
Тип двигателя   2 ПД BMW-VI-6.0ZU
Мощность, л.с.   2 х 660
Максимальная скорость , км/ч  
  у воды   220
  на высоте   208
Крейсерская скорость , км/ч  
  у воды   185
  на высоте   178
Практическая дальность, км  
  нормальная   940
  при установке 2 500 л доп. баков   1500
Максимальная скороподъемность, м/мин   215
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   4
Вооружение:    по одному 7.9-мм пулемету MG-15 с 975 патронами на ствол в открытых передней и задней турелях и
  один MG-15 с 675 патронами в нижней установке;
 до 1000кг бомб или 1х 700-1000кг торпеда


 Доп. информация :


  Фотографии:

 He-59a
 He-59b-2 в варианте спасательного самолета
 He-59b-2 в варианте спасательного самолета
 He-59b-2
 He-59b-2
 He-59b-2
 He-59b-2
 He-59d
 He-59d
 He-59d

    Схемы:

 He-59

  Варианты окраски:

 He.59a
 He.59b-2   3./KuFlGr 106
 He.59b-2 Legion Kondor   (c) Luis Fresno Crespo
 He.59c-1
 He.59d-1

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Н. Околелов, А. Чечин. Над всей Испанией безоблачное небо
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
LuftArchiv.de. Heinkel He 59
Karl Reis. Luftwaffe photo-report 1919-1945
Wydawnictwo Militaria. Janusz Ledwoch. Heinkel 59


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: