Уголок неба ¦ Breguet Br.521 Bizerte

Реклама...

    


 
главная летающие лодки второй мировой
   Br.521 Bizerte
       
Разработчик: Breguet
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Летающая лодка большой дальности
  ЛТХ     Доп. информация
   


Летающая лодка-дальний разведчик Вr.521 Bizerte ведет свою родословную от английской Шорт S.8 "Калькутта" (1931 г.), лицензию на которую компания "Бреге" получила от "Шорт бразерс" в 1931 г. Опытный образец этого самолета, Вr.521-01, строился в соответствии с требованиями задания французского флота на летающую лодку, предназначенную для дальней разведки в море, выданного в 1932 г. На нем стояли три звездообразных мотора Гном-Рон 14Kdrs по 825 л.с. Самолет первый раз поднялся в воздух 11 сентября 1933 г. в Гавре В ходе испытаний на первоначально стоявшие открыто моторы одели капоты NACA. В январе 1934 г. приступили к официальному опробованию машины в Сен-Рафаэле. Испытания продолжались до середины сентября 1934 г. 1 апреля 35-го опытный экземпляр перегнали в Шербур для войсковых испытаний в эскадрилье 1Е2.

Годом раньше заказали установочную серию из трех летающих лодок "Бизерта", первая из которых завершила предварительные испытания в Гавре в октябре 1935 г. Во вторую серийную машину внесли некоторые изменения. Основными из них явились ликвидация открытой носовой огневой точки, удлинение фонаря кабины вперед и введение блистерных установок на бортах лодки сразу за пилотской кабиной.

"Бизерта" имела цельнометаллическую конструкцию. Все горючее содержалось в баках в нижнем крыле, общий объем которых равнялся 5250 л. Вооружение состояло из двух стрелковых точек по обоим бортам в передней части лодки (каждая с 7,5-мм пулеметом "Дарн"), еще двух таких же сразу за крыльями и пятой в хвостовой оконечности фюзеляжа. Серийные "Бизерты" оснащались звездообразными двигателями Гном-Рон 14Kirsl по 900 л.с. Эскадрильи Е2 и ЕЗ начали освоение новых самолетов в самом конце 1935 г. Впоследствии на Вr.521 выдали еще несколько небольших заказов. Седьмую "Бизерту" сдали в марте 1936 г., двенадцатую - перед концом года. Эта двенадцатая машина имела двигатели Испано-Сюиза 14АА (тоже звездообразные) и обозначалась Вr.522 Она была единственной в своем роде - все остальные "Бизерты" оснащались авиадвигателями фирмы "Гном-Рон".

Еще одну серию из десяти летающих лодок заказали 30 ноября 1936 г. 12 ноября 1937 г. к ней добавили еще три самолета. Эти скромные заказы были достаточны, чтобы производство велось непрерывно. 10 апреля 1937 г. завод в Гавре вошел в национализированный концерн SNCAN, но это никак не сказалось на выпуске "Бизерт" 25-я, 26-я, 27-я и 28-я машины были сданы в сентябре 1938 г.

На 1 сентября 1939 г. эскадрильи Е1, Е2, ЕЗ и Е5 обладали четырьмя-пятью Вr.521 каждая. 15 октября начала формировать еще одну эскадрилью, Е9, получившую четыре "Бизерты". Несмотря на устарелость конструкции, 12 сентября 1939 г. заказали еще 12 летающих лодок этого типа с моторами Гном-Рон 14N11(900 л.с), винтами "Гном-Рон" и усовершенствованным оборудованием, включавшим радиостанцию SARAM 3.11. Впоследствии 12 декабря этот заказ урезали до трех машин. Первая из них взлетела в феврале 1940 г. С самого начала боевых действий "Бизерты" патрулировали Атлантический океан и Средиземное море. С 1 августа 1940 г. эскадрильи Е1, Е2, ЕЗ, Е5 и Е9 переименовали соответственно в IE, 2E, ЗЕ, 5Е и 9Е. На 15 августа в строю авиации французского флота еще находились 20 "Бизерт". Десять из них находились на техническом обслуживании или в ремонте, а одна готовилась пойти на слом. Из пяти эскадрилий, вооруженных Вr.521, при правительстве Виши осталось только две, IE и 9Е. Остальные после перемирия с немцами расформировали.

Эскадрилью IE послали в Карубу, где в ее составе находились три "Бизерты" и три поплавковых самолета LeO257 bis. 9E летала из Берра, имея три Вr.521 и три летающих лодки LeO Н.470. На 8 ноября 1942 г. эта эскадрилья располагала четырьмя "Бизертами". Когда вермахт вторгся в ранее не оккупированную часть Франции, немцы быстро реквизировали все самолеты 9Е вместе с четырьмя Вr.521, найденными в консервации. Эти летающие лодки вошли в состав "люфтваффе". Они совершали спасательные полеты из Лориана и Сен-Мандрье.

Канадские войска в августе 1944 г. захватили у немцев один Вr.521 и передали его французам. После ремонта с октября он вошел в состав французской морской авиации и недолго применялся как транспортный для перевозок из Северной Африки в метрополию (флотилия 9FTY). Самолет списали в мае 1946 г. после аварии.



 Модификации :

 Br. 521

 первоначальная модификация.

 Br. 522

 единственный аппарат Br.521, переоснащенный тремя двигателями Hispano-Suiza 14AA мощностью 1000 л. с.

 Br. 530 Saigon

 гражданский пассажирский вариант с тремя двигателями жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Ybr.




 ЛТХ:
Модификация   Br.521
Размах крыла, м   35.15
Длина, м   20.50
Высота, м   7.45
Площадь крыла, м2   162.60
Масса, кг  
  пустого самолета   9470
  нормальная взлетная   16600
Тип двигателя   3 ПД Gnome-Rhоne 14Kirs либо 14N-11
Мощность, л.с.   3 х 900
Максимальная скорость , км/ч   245
Крейсерская скорость , км/ч   200
Практическая дальность, км   3000
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6000
Экипаж, чел   8
Вооружение:    пять 7,5-мм пулеметов Darne (по 2 с левого и правого борта и 1 в хвостовой части);
  до 1600 кг бомб на подкрыльных подвесках. или 2х 800-кг торпеды


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Br.521
 Прототип Br.521
 Прототип Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521 использовавшийся немцами
 Br.521 использовавшийся немцами
 Br.521 использовавшийся немцами
 Подвеска бомб под крыло Br.521
 Пулемет Darne в хвостовой части Br.521
 В середине Br.521
 Кабина пилотов Br.521

  Схемы:

 Br.521
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Прототип Br.521
 Br.521 escadrile E2
 Br.521 escadrile E1
 Br.521 escadrile E2
 Br.521 1./SS Люфтваффе

 



 

Список источников:

Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Breguet Br-521
Stratus. Gerard Bousquet. French Flying Boats of WWII
L'Année aéronautique 1933. Hydravion Breguet type Bizerte
L'Aéronautique 1933-12. L'Hydravion d'Exploration Breguet 521 "Bizerte"
Le Fana de l'Aviation 1984-07-10. Gerard Bousquet. Le Breguet Bizerte
AeroJournal 2016-08-09. C.-J. Ehrengardt. Breguet Bre 521 Bizerte
Le Fana de l'Aviation 1985-09. Gerard Bousquet. Le Breguet Bizerte dans la Luftwaffe 
Avions 31. Jean-Louis Roba, Gaston Botquin. Les avions Francais dans la Luftwaffe, 1940-1945
Flugzeug 1987-05. Gerard Bousquet, Paul Metges. Breguet "Bizerte" im Luftwaffendienst
L+K 1989-02. Vaclav Nemecek. Breguet Bre-521 Bizerte
1000aircraftphotos.com. No. 10115. Breguet Br 521 Bizerte (21) French Navy


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: