главная летающие лодки второй мировой
   Br.521 Bizerte
       
Разработчик: Breguet
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Летающая лодка большой дальности
  ЛТХ     Доп. информация
   


Летающая лодка-дальний разведчик Вr.521 Bizerte ведет свою родословную от английской Шорт S.8 "Калькутта" (1931 г.), лицензию на которую компания "Бреге" получила от "Шорт бразерс" в 1931 г. Опытный образец этого самолета, Вr.521-01, строился в соответствии с требованиями задания французского флота на летающую лодку, предназначенную для дальней разведки в море, выданного в 1932 г. На нем стояли три звездообразных мотора Гном-Рон 14Kdrs по 825 л.с. Самолет первый раз поднялся в воздух 11 сентября 1933 г. в Гавре В ходе испытаний на первоначально стоявшие открыто моторы одели капоты NACA. В январе 1934 г. приступили к официальному опробованию машины в Сен-Рафаэле. Испытания продолжались до середины сентября 1934 г. 1 апреля 35-го опытный экземпляр перегнали в Шербур для войсковых испытаний в эскадрилье 1Е2.

Годом раньше заказали установочную серию из трех летающих лодок "Бизерта", первая из которых завершила предварительные испытания в Гавре в октябре 1935 г. Во вторую серийную машину внесли некоторые изменения. Основными из них явились ликвидация открытой носовой огневой точки, удлинение фонаря кабины вперед и введение блистерных установок на бортах лодки сразу за пилотской кабиной.

"Бизерта" имела цельнометаллическую конструкцию. Все горючее содержалось в баках в нижнем крыле, общий объем которых равнялся 5250 л. Вооружение состояло из двух стрелковых точек по обоим бортам в передней части лодки (каждая с 7,5-мм пулеметом "Дарн"), еще двух таких же сразу за крыльями и пятой в хвостовой оконечности фюзеляжа. Серийные "Бизерты" оснащались звездообразными двигателями Гном-Рон 14Kirsl по 900 л.с. Эскадрильи Е2 и ЕЗ начали освоение новых самолетов в самом конце 1935 г. Впоследствии на Вr.521 выдали еще несколько небольших заказов. Седьмую "Бизерту" сдали в марте 1936 г., двенадцатую - перед концом года. Эта двенадцатая машина имела двигатели Испано-Сюиза 14АА (тоже звездообразные) и обозначалась Вr.522 Она была единственной в своем роде - все остальные "Бизерты" оснащались авиадвигателями фирмы "Гном-Рон".

Еще одну серию из десяти летающих лодок заказали 30 ноября 1936 г. 12 ноября 1937 г. к ней добавили еще три самолета. Эти скромные заказы были достаточны, чтобы производство велось непрерывно. 10 апреля 1937 г. завод в Гавре вошел в национализированный концерн SNCAN, но это никак не сказалось на выпуске "Бизерт" 25-я, 26-я, 27-я и 28-я машины были сданы в сентябре 1938 г.

На 1 сентября 1939 г. эскадрильи Е1, Е2, ЕЗ и Е5 обладали четырьмя-пятью Вr.521 каждая. 15 октября начала формировать еще одну эскадрилью, Е9, получившую четыре "Бизерты". Несмотря на устарелость конструкции, 12 сентября 1939 г. заказали еще 12 летающих лодок этого типа с моторами Гном-Рон 14N11(900 л.с), винтами "Гном-Рон" и усовершенствованным оборудованием, включавшим радиостанцию SARAM 3.11. Впоследствии 12 декабря этот заказ урезали до трех машин. Первая из них взлетела в феврале 1940 г. С самого начала боевых действий "Бизерты" патрулировали Атлантический океан и Средиземное море. С 1 августа 1940 г. эскадрильи Е1, Е2, ЕЗ, Е5 и Е9 переименовали соответственно в IE, 2E, ЗЕ, 5Е и 9Е. На 15 августа в строю авиации французского флота еще находились 20 "Бизерт". Десять из них находились на техническом обслуживании или в ремонте, а одна готовилась пойти на слом. Из пяти эскадрилий, вооруженных Вr.521, при правительстве Виши осталось только две, IE и 9Е. Остальные после перемирия с немцами расформировали.

Эскадрилью IE послали в Карубу, где в ее составе находились три "Бизерты" и три поплавковых самолета LeO257 bis. 9E летала из Берра, имея три Вr.521 и три летающих лодки LeO Н.470. На 8 ноября 1942 г. эта эскадрилья располагала четырьмя "Бизертами". Когда вермахт вторгся в ранее не оккупированную часть Франции, немцы быстро реквизировали все самолеты 9Е вместе с четырьмя Вr.521, найденными в консервации. Эти летающие лодки вошли в состав "люфтваффе". Они совершали спасательные полеты из Лориана и Сен-Мандрье.

Канадские войска в августе 1944 г. захватили у немцев один Вr.521 и передали его французам. После ремонта с октября он вошел в состав французской морской авиации и недолго применялся как транспортный для перевозок из Северной Африки в метрополию (флотилия 9FTY). Самолет списали в мае 1946 г. после аварии.



 Модификации :

 Br. 521

 первоначальная модификация.

 Br. 522

 единственный аппарат Br.521, переоснащенный тремя двигателями Hispano-Suiza 14AA мощностью 1000 л. с.

 Br. 530 Saigon

 гражданский пассажирский вариант с тремя двигателями жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Ybr.




 ЛТХ:
Модификация   Br.521
Размах крыла, м   35.15
Длина, м   20.50
Высота, м   7.45
Площадь крыла, м2   162.60
Масса, кг  
  пустого самолета   9470
  нормальная взлетная   16600
Тип двигателя   3 ПД Gnome-Rhоne 14Kirs либо 14N-11
Мощность, л.с.   3 х 900
Максимальная скорость , км/ч   245
Крейсерская скорость , км/ч   200
Практическая дальность, км   3000
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6000
Экипаж   8
Вооружение:   пять 7,5-мм пулеметов Darne (по 2 с левого и правого борта и 1 в хвостовой части);
  до 1600 кг бомб на подкрыльных подвесках. или 2х 800-кг торпеды


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521
 Br.521 использовавшийся немцами

  Схемы:

 Br.521

  Варианты окраски:

 Br.521  escadrile E9
 Br.521 escadrile E2
 Br.521  1.SS

 



 

Список источников:

Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Breguet Br-521
Aerojournal. Christian-Jacques Ehrengardt. Petite chronique d'une aeronavale en guerre
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: