главная авиация второй мировой морские
   Boeing 314 Clipper
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Транспортная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Этот самолет был разработан в 1935 году, когда авиакомпания "Пан Америкэн" объявила конкурс на создание межконтинентальной пассажирской летающей лодки. Разработка была закончена весной 1936 года, поэтому самолет получил более поздний номер, чем "Стратолайнер", но был построен и испытан на полгода раньше.

Глава "Пан Америкэн" Хуан Трипп, ознакомившись с предварительным проектом Модели-314, принял решение заказать самолет. Основные конкуренты - фирмы "Сикорский" и "Мартин", поставлявшие "Пан Америкэн" летающие лодки, - так обиделись, что отказались участвовать в конкурсе, и фирма "Боинг", можно сказать, выиграла конкурс ввиду неявки соперников.

Гленн Мартин, который на последней сделке с "Пан Америкэн" понес убытки, до конца своих дней клялся, что Трипп его разорил! Был подписан контракт на поставку шести самолетов общей стоимостью 4,8 млн. долл. плюс предварительный заказ еще на шесть машин.

По контракту первый самолет должен был быть поставлен в апреле 1938 года - менее чем через полтора года после подписания контракта, в противном случае фирме грозили штрафные санкции. (Забегая вперед, скажем, что фирма выбилась из графика на год с лишним, но штрафные санкции так и не были применены - так понравился Триппу самолет).

Модель-314, или "Клиппер" была четырехмоторным высокопланом со свободнонесущим крылом и классическим хвостовымоперением и прикрепленными к корпусу большими боковыми поплавками-понтонами (у нас их иногда называли "жабрами"), заменявшими традиционные подкрыльевые балансирные поплавки. Поплавки эти имели профиль, сходный с профилем крыла, чтобы помогать "выгонять" лодку из воды на взлете, и именовались гидростабилизаторами. Логично было бы назвать их морскими крыльями, но на летающей лодке "Мартин М-130", тоже имевшей такие поплавки, они назывались именно так и название это было запатентовано.

Крыло и стабилизаторы были целиком позаимствованы у экспериментального бомбардировщика ХВ-15 (Модель-294), но двигатели были другие: ХВ-15, оснащенный 850-сильными P&W R-1820 "Твин Уосп", страдал от недостатка мощности, поэтому на Модель-314 поставили только что разработанные двигатели Райт GR-2600 "Твин Циклон" по 1200 л. с.

Это был первый случай, когда на гражданскую машину поставили двигатели, не опробованные предварительно на военном самолете, и мощности их оказалось недостаточно; впоследствии мощность двигателей довели до 1600 л. с.

Как и на ХВ-15, в крыле имелись трубы-лазы, по которым можно было проползти к двигателям и выполнить мелкий ремонт агрегатов двигателя прямо в полете; для доступа к головкам цилиндров (естественно, только на воде) можно было открыть люк сбоку мотогондолы и вывесить специальную подножку.

Экипаж Модсли-314 должен был состоять из десяти человек: два пилота плюс третий сменный, штурман, бортинженер (впервые на американском пассажирском самолете в состав экипажа входил бортинженер), радист и четыре бортпроводника. За кабиной экипажа, находившейся на "втором этаже", была зона отдыха и большой багажный отсек.

На "нижней палубе" был салон на 74 сидячих места либо 50 спальных, разделенный на 4 отсека (из-за формы корпуса лодки пол салона пришлось сделать ступенчатым), с рестораном, коктейль-баром и отдельными мужским и женским туалетами. (74-местная компоновка использовалась только на маршрутах длиной до 2400 км, на трансатлантических маршрутах вместимость сокращалась до 35 человек).

По уровню комфорта "Клиппер" не уступал океанскому лайнеру, но и стоила машина соответственно - 512 тысяч долларов (для сравнения: новый Дуглас DC-3 - 100 тысяч).

Строили Модель-314 так: сначала на заводе No.1 строили корпус лодки, выкатывали его наружу на специальной тележке, и дальнейшая сборка происходила на улице. Затем самолет "спускали на воду", пришвартовывали к барже и с помощью двух буксиров доставляли по реке Дувамиш в залив Эллиота, где находился морской порт Сиэттла, для испытаний.

Прототип (регистр. NX-18601, зав. No.1988) был построен с одним килем. При первых же пробных рулежках самолет начал показывать свой строптивый нрав: боковые поплавки (гидростабилизаторы) поначалу были установлены с довольно сильным поперечным V, отчего лодка получилась, как говорят моряки, весьма валкой.

Когда Эдди Аллен попытался рулить при сильном боковом ветре, самолет так накренился, что конец крыла ушел в воду и винт внешнего двигателя задел ее поверхность. Присутствовавший при испытаниях Джон Боргер засвидетельствовал, что даже салон при этом залило водой. Поплавки доработали, уменьшив поперечное V, но и в дальнейшем Модель-314 при маневрировании на воде требовала от пилота большой осторожности, если только не было полного штиля.

Первый полет состоялся 18 июня 1938 года; пилотировал машину Аллен, вторым пилотом был Эрл Фергюссон, а роль бортинженера выполнял Билл Лундквист, конструктор двигателя GR-2600. Полет показал, что путевая устойчивость и управляемость самолета отвратительные: Аллен был вынужден поворачивать, давая левым и правым двигателям разные обороты, потому что руль поворота практически не действовал.

С подобным явлением Эгтведт уже сталкивался, разрабатывая Модель-80, а коль скоро проблема та же, то и решение было аналогичным: классическое хвостовое оперение заменили двухкилевым. Управляемость улучшилась, но устойчивость все равно оставалась неудовлетворительной; тогда оперение сделали трехкилевым, установив жесткий средний киль (без руля поворота) , повторяющий очертания первоначального.

Первые шесть самолетов (заводские номера с 1988 по 1993) имели регистрации с NC-18601 по NC -18606 и имена "Гонолулу Клиппер", "Калифорния Клиппер", "Янки Клиппер","Атлантик Клиппер", "Дикси Клиппер" и "Америкэн Клиппер".

По окончании заводских испытаний их перегоняли в г. Астория, штат Орегон, где передавали заказчику. Первые две машины были поставлены 27 января 1939 года и летали над Тихим океаном, остальные - с февраля по июль и летали над Атлантикой.

28 августа на носу самолетов были нарисованы огромные флаги США. Для посадки и высадки пассажиров самолет вытаскивали из воды на специальной тележке, напоминающей судоподъемник, и подавали трап ко входной двери, расположенной в носу; кроме того, в салоне имелись аварийные двери, выходившие на боковые поплавки.

Скорость Модели-314 достигала 292 км/ч, что совсем не плохо для такого громоздкого и необтекаемого самолета, а дальность - 5600 км; но конструкторы продолжали работать над повышением данных машины. 20 марта 1941 года совершил первый полет усовершенствованный "Клиппер" - Модель-314А.

Он имел двигатели, форсированные до 1600 л.с., увеличенный на 4542 л запас топлива и другие улучшения, а также иную планировку салонов. Шесть уже построенных самолетов были дооборудованы по стандарту 314А.

Из всех самолетов, изначально построенных как Модель-314А (регистрации с NC-18607 по NC-18612, заводские номера с 2081 по 2086), три были проданы в Великобританию - говорят, это было сделано по личной просьбе президента Рузвельта, убедившего Триппа, что надо помочь союзнику. NC-18607, NC-18608 и NC-18610 были переданы авиакомпании БОАК ("Бритиш Оверсиз Эйруэйз Кампани", ныне часть "Бритиш Эйруэйз"), были зарегистрированы соответственно G-AGBZ, G-AGGA и G-AGCB и получили имена "Бристоль", "Бервик" и "Бангор".

Остальные самолеты, поставленные "Пан Ам", были названы "Пасифик Клиппер", "Анзак Клиппер" и "Кейптаун Клиппер". Но на пассажирских линиях они летали меньше года: со вступлением США в войну они были реквизированы ВВС и ВМС.

Четыре машины, первоначально оприходованные ВВС (NC-18602, переименованный впоследствии "Пасифик Клиппер", NC-18606, NC-18611 и NC-18612), получили обозначение С-98 и бортовые номера соответственно 42-88632,42-88631, 42-88630 и 42-88622. ВВС, не имея опыта работы с летающими лодками, не могли использовать их надлежащим образом, и С-98 вместе с остальными "Клипперами" "Пан Ам" были переданы ВМС; самолеты не получили отдельного флотского обозначения и назывались В-314 (т. е. Боинг-314).

"Клипперы" с NC-18601 по NC-18606, NC-18609, NC-18611 и NC-18612 получили в ВМС бортовые номера соответственно 48227, 99084, с 48224 по 48226, 99083, 48228, 99082 и 99081 (у ВМС не только система обозначений, но и система нумерации своя), однако эти номера на самолеты не наносились - все девять машин летали с гражданскими регистрациями. Тем не менее самолеты получили двухцветную серо-синюю камуфляжную раскраску верхней части фюзеляжа и верхней стороны крыла.

Три "Клиппера", поставленные БОАК, тоже были оприходованы ВВС и тоже летали в камуфляжной раскраске, но с гражданскими регистрациями. Самолеты Боинг-314 использовались как грузовые для доставки грузов на европейский ТВД, а также как служебные: NC-18605 "Дикси Клиппер" в 1943 году доставил Рузвельта на конференцию в Касабланке (Марокко) и обратно, а на экземпляре G-AGGA "Бервик" летал в 1941 году Уинстон Черчилль, причем несколько минут управлял самолетом лично.

После войны "Клипперы" еще некоторое время перевозили пассажиров.

Семь самолетов авиакомпании "Пан Америкэн" в 1946 году были приобретены министерством военного имущества (ныне несуществующим) и проданы чартерным авиакомпаниям "Юниверсал Эйрлайнз" и "Уорлд Эйруэйз" (последняя также приобрела три машины, принадлежавшие БОАК). NC-18601 в ноябре 1945 года пришлось затопить после вынужденной посадки в открытом море, поскольку штормовая погода не позволяла отбуксировать самолет в порт (такая же участь постигла еще две машины), a NC- 18603 затонул в реке Тежу близ Лиссабона еще во время войны, 2 февраля 1943 года.

До наших дней не сохранился ни один экземпляр: часть самолетов была разбита в шторм, другие просто списали, когда интерес к летающим лодкам пропал. Последний "Клиппер" был пущен на слом в начале 50-х.

 



 ЛТХ:
Модификация   B-314
Размах крыла, м   46.33
Длина, м   32.31
Высота, м   8.41
Площадь крыла, м2   266.34
Масса, кг  
  пустого самолета   22801
  нормальная взлетная   37421
Тип двигателя   4 ПД Wright R-2600 Cyclone 14
Мощность, л.с.   4 х 1600
Максимальная скорость , км/ч   311
Крейсерская скорость , км/ч   295
Практическая дальность, км   5633
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4085
Экипаж   до 10
Полезная нагрузка:   74 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первоначальный вариант прототипа Boeing 314 (NX 18601)
 Первоначальный вариант прототипа Boeing 314 (NX 18601)
 Второй вариант прототипа Boeing 314 (NX 18601)
 Окончательный вариант прототипа Boeing 314 (NX 18601)
 Cерийный Boeing 314
 Boeing 314
 Boeing 314
 Boeing 314
 Boeing 314  BOAK
 Кабина пилотов Boeing 317

  Схемы:

 Boeing 307   (c) Richard Ferriere

 



 

Список источников:

Авико Пресс. Константин Удалов, Дмитрий Комиссаров. Транспортные самолеты фирмы "Боинг"
Putnam. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Boeing.com : Boeing History. Model 317
Aerofiles.com. Boeing


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100