Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   Spitfire PR.XI
       
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип: Высотный фоторазведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появление новейших германских истребителей Fw 190А и Bf 109G заставило британцев разработать и принять на вооружение оснащенные двигателями Merlin 60 истребители модификаций Spitfire Mk VIII и IX, на базе которых затем были созданы и фоторазведывательные варианты. В качестве временной меры 15 самолетов PR.Mk IX были переоборудованы из Mk IX - вооружение было снято, а в хвостовой части фюзеляжа была установлена пара аэрофотоаппаратов. Впрочем, данные машины имели меньший запас топлива, чем специализированные фоторазведчики, поэтому часто вылетали с 409-литровым ПТБ под фюзеляжем.

Поступавшие с ноября 1942 года в 541-ю эскадрилью (авиабаза Бенсон) самолеты действовали только над Западной Европой, но помогли британским ВВС возобновить масштабную аэрофотосъемку важных объектов противника, снижая размер потерь. Но лишь с прибытием Spitfire PR.Mk XI эскадрильи самолетов-фоторазведчиков получили машины, способные как противостоять немецким истребителям, так и проникать вглубь территории противника - благодаря большой дальности полета.

Самолет создавался на базе истребителя Mk VIII, но имел крыло от раннего Spitfire PR.Mk IV (Mk ID) с топливными баками в передней части крыла. Mk XI мог подниматься на высоту до 12 190 м, на 3048 м больше, чем предыдущие разведывательные модификации. В двух основных фюзеляжных баках, оборудованных позади двигателя, размещалось 386 л топлива, а в крыльевых баках - 588 л. Как и PR.Mk IX, самолет мог нести подфюзеляжный ПТБ, но даже на внутреннем запасе топлива Mk XI имел дальность полета 3700 км.

Целевое оборудование включало перспективный аэрофотоаппарат (АФА), установленный за кабиной, и два плановых АФА на платформе внизу хвостовой части фюзеляжа. Поздние серийные машины позволяли устанавливать по одному небольшому плановому АФА в блистерах под каждой плоскостью крыла.

С декабря 1942 года был построен 471 самолет Mk XI, они сменили все ранние модели разведывательных Spitfire, включая и те, что находились на Ближнем и Среднем Востоке. Часть машин была направлена на Дальний Восток, а в Европе вплоть до появления у Люфтваффе в начале 1944 года первых реактивных истребителей самолеты Mk XI были практически неуязвимы. Следом за Mk XI в 1943 году в войска поступил PR.Mk X - герметизированный вариант Mk XI, построили лишь 16 машин.

Не имея американского аналога, ВВС Армии США приобрели 12 Spitfire Mk XI. Они поступили в 8-ю Воздушную армию и применялись для разведки и документирования результатов налетов тяжелых бомбардировщиков.

Spitfire PR.Mk XI имел максимальную скорость 671 км/ч (на высоте 7376 м), практический потолок 13411 м и дальность 3700 км (достаточно для полета из Великобритании до Берлина и обратно). Продолжительность полета - 5,4 часа.

Первые PR.Mk XI оснащались двигателями Merlin 61 или 63, как и на истребителях Mk IX, но, начиная с самолета с номером PL768, они стали получать ПД Merlin 70 с лучшими высотными характеристиками. Все Mk XI имели масляный бак увеличенного объема, расположенный внизу в носовой части, что придавало машине характерный вид.

Принадлежавшие 7-й группе фоторазведчиков PR.MkXI оснащались двумя панорамными 914-мм аэрофотоаппаратами, размещенными в хвостовой части фюзеляжа. Если на самолет ставили еще и малые АФА, то перспективная камера ориентировалась либо влево, либо вправо.

Большую часть войны стандартной схемой окраски высотных самолетов-разведчиков британских ВВС была "средняя голубая", известная как "PRU Ыие". Серийный номер нанесен белым цветом на киле и на хвостовой части фюзеляжа, а во время высадки в Нормандии на нижней части фюзеляжа наносили "полосы вторжения".

Серийное производство самолета было начато в апреле 1943 года и продолжалось по январь 1946 года. Всего было построено 471 самолет.

На таком самолете была проведена удачная разведывательная операция по обнаружению линкора "Тирпиц". В район Альтен-фьорда вылетел непревзойденный мастер воздушной разведки командир эскадрильи Герой Советского Союза капитан Леонид Елькин. Большой радиус действия его самолета, значительная скорость и высокая маневренность позволили сфотографировать сильно прикрытую с воздуха военно-морскую базу гитлеровцев. Когда англичанам передали планшеты со сделанными Елькиным на бреющем полете снимками Альтен-фьорда с детальной дислокацией вражеских кораблей, они пришли в восхищение: советский воздушный разведчик совершил невозможное. 





 ЛТХ:
Модификация   Spitfire PR Mk.XI
Размах крыла, м   11.23
Длина, м   9.47
Высота, м   3.86
Площадь крыла, м2   22.48
Масса, кг  
  пустого самолета   2256
  нормальная взлетная   3646
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Merlin 63A (70)
Мощность, л.с.   1 х 1760(1655)
Максимальная скорость , км/ч   692
Крейсерская скорость , км/ч   594
Практическая дальность, км   2190
Максимальная скороподъемность, м/мин   1265
Практический потолок, м   12200
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


 Фотографии:

 PR.X - герметизированный вариант PR.XI
 PR.X - герметизированный вариант PR.XI
 Ранний PR.XI
 PR.XI
 PR.XI
 PR.XI
 PR.XI
 Аргентинский PR.XI, использовавшийся для аэрофотограмметрии
 PR.XI ВВС США
 Захваченный немцами PR.XI
 Датский PR.XI

  Схемы:

 PR.XI
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 PR.XI  RAF    (c) Robert  Grudzien
 PR.XI  USAF  (c) Robert  Grudzien
 PR.XI RAF (Индия)
 PR.XI ВВС Норвегии
 Захваченный немцами PR.XI

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Котельников, Дмитрий Хазанов. Неизвестные "спитфайры"
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Monografie Lotnicze. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Squadron/Signal. Jerry Scutts. Spitfite in Action
Alfred Rice. The Spitfire Story
Mike Spick. Supermarine Spitfire
Warbird Tech. Kev Darling. Merlin-Powered Spitfires


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: