Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   КБ-11 Фазан
       
Разработчик: СФКБ
Страна: Болгария
Первый полет: 1940
Тип: Дивизионный разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1938 году командование Воздушными Войсками (Воздушные Его Величества войска) дает задание на разработку и возможное производство легкого дивизионного разведчика и штурмового самолета с двигателем Alfa-Romeo 126RC34 с взлетной мощностью 565,5 kW/770 л.с. Конструкторское бюро "Български Капрони"- Казанлак, под руководством инженера Калигариса, представляет свой проект - КБ-11, но он отброшен. Это - биплан, а время бипланов безвозвратно ушло. Второй проект представляет моноплан с высоко расположенным крылом и неубираемым шасси с оригинальной, но неудачной схемой. В аэродинамической трубе фирмы "Капрони" в Милано 07.10.1939 г. испытывается масштабная модель самолета. После снятия характеристик в трубе приступают к постройке прототипа.

Когда прототип готов, у него столь необычный вид, что вездесущие авиационные шутники сразу прозвали его "Квазимодо" (горбун из романа "Парижской Богоматери").

Облет "Квазимодо" производят в апреле 1940 г. полковник Васил Вълков и подполковник инженер Петко Попганчев. После полетов испытатели представляют обстоятельный письменный отчет о качествах самолета, а устно заявляют, что вторично полетели бы на этой машине только, если лично царь им прикажет.

В чем заключаются более важные недостатки самолета, отмеченные опытными летчиками-испытателями?

  1. Во время разбега самолет не удерживает направления на взлете.

  2. Во время полета проявляется передняя центровка. Управление очень тяжелое, самолет вяло подчиняется командам.

  3. При посадке касание с землей происходит под критическим для капотирования углом.

  4. Кабина экипажа расположена над крылом таким образом, что при возможном капотировании самолета экипаж обречен.

  5. Крыло ухудшает видимость пилота влево и вправо, что очень некстати в боевых условиях.

  6. Конструкция шасси неудачна, при более грубой посадке стойки, прикрепленные к крыльям, сломаются и повредят крыло.

Мнение Вълкова, Попганчева и Технической комиссии Воздушных Войск: "В таком виде самолет быть принят исключено!".

Руководство предприятия "Български Капрони - Казанлак оказывается в очень трудном положении. В то же время по тому же заданию инженер Цветан Лазаров создает свой замечательный ДАР-10А. Этот самолет ставит под угрозу будущее самолета, сделанного в Казанлаке. Предприятие "Български Капрони", хотя и пользовавшееся покровительством Дворца (болгарская царица Йоанна - бывшая принцесса Джованна Савойская, дочь короля Италии - зам. авт.), опасается, что Воздушные Войска предпочтут ДАР-10А. В спешном порядке перерабатываются чертежи и делаются новые расчеты. Конструируется новое шасси, подобное по схеме шасси КБ-5. Крыло приподнято еще выше и возвышается над кабиной, являясь естественной защитой экипажа при возможном капотировании самолета. В отличие от первого прототипа, на новом устанавливаются V-образные подкосы, подпирающие крыло, а шасси уже прикреплено не к нему, а посредством специального узла - к фюзеляжу самолета.

После внесенных изменений второй прототип принят без замечаний, и самолет запущен в серийное производство. Однако, в эксплуатации самолеты показывают, что мощность двигателя - недостаточная, и поэтому серийное производство продолжается с установкой уже другого, более мощного двигателя.

Непосредственно перед начала Второй мировой войны между Болгарией и Польши заключен контракт на строительство самолетов PZL-37 и доставлены двигатели Bristol-Pegasus XXI. Но война помешала на выполнение намеченной программы и двигатели остались в складах. Так, они пришлись очень кстати и нашли приложение на КБ-11.

Помимо нового двигателя, в самолеты второй и третьей серии внесены изменения в остекление кабины. Новую форму получают горизонтальная плоскость и хвостовой кок. Небольшие изменения сделаны и в шасси. Но, несмотря на значительные улучшения и более мощный двигатель, КБ-11 не может достичь характеристик ДАР-10А.

КБ-11 - моноплан с высоко расположенным подкосным крылом. Конструкция - смешанная. Крыло - деревянное, эллипсовидное в плане. Состоит из двух полукрыльев, прикрепленных к корпусу над пилотской кабиной. Обшивка - из фанеры и полотна. Элероны - с сервокомпенсаторами и весовой компенсацией. Имеет клапы-закрылки, расположенные между элероном и кабиной. Рули снабжены триммерами.

Корпус - металлическая ферма, в большей своей части обшитая дюралевой жестью. Только нижняя сторона хвостовой части обтянута полотном.

Шасси - с шинами низкого давления с гидравлическими тормозами. Хвостовой костыль управляем и имеет колесо с шиной низкого давления.

Кабина - очень просторная, сильно остекленная, что обеспечивает отличный обзор пилоту и особенно - наблюдателю. Все самолеты имеют фотолюк и место для установки аэрофотокамеры. Втора и третья серии имеют рации.

Вооружение на КБ-11 состоит из двух неподвижных синхронных 7,92-мм пулеметов. Расположены слева и справа от двигателя. Наблюдатель вооружен сдвоенным 7,92-мм пулеметом для защиты хвоста.

В средней части корпуса, около центра тяжести расположены бомбодержатели на 8 бомб по 50 кг или 4 бомбы по 100 кг.

Серийные самолеты КБ-11 (получивший наименование "Фазан") имеют хорошие для своего класса летно-технические характеристики. Они принимают участие в Отечественной войне в составе 333-й и 453-й эскадрильи близкой разведки. Но, ввиду большого внешнего сходства с немецкими самолетами Henschel Hs 126, которые многократно атакуют позиции болгарской армии, зенитная артиллерия прикрытия войск иногда обстреливает самолеты КБ-11. Это вынуждает командование Воздушными Войсками вывести эти самолеты из активной боевой деятельности.

Первые самолеты типа КБ-11 имеют трехлопастные металлические винты "Альфа-Ромео", доставленные вместе с двигателями. Но импортные винты создают трудности, поскольку находятся в ограниченном количестве. В отделе винтов "Български Капрони" разрабатывается двухлопастный деревянный винт с эквивалентными трехлопастному винту характеристиками. Их предприятие выпускает в достаточном количестве и самолеты КБ-11 "Фазан" в основном летят с такими винтами.

Окраска КБ-11 - типичная для боевого самолета Болгарских Воздушных Войск периода Второй мировой войны

После Второй мировой войны Болгария передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкции - 100 истребителя Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, как и 30 машин КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летят в частях Югославских ВВС до 1956 г.



 Модификации :
 КБ-11

 первая малая серия с моторами Альфа Ромео 126 RC.34, выпущено 6 экз.

 КБ-11А  серийная модификация с мотором Bristol-Pegasus XXI



 ЛТХ:
Модификация   КБ-11а
Размах крыла, м   12.80
Длина, м   9.20
Высота, м  
Площадь крыла, м2   25.23
Масса, кг  
  пустого самолета   1570
  максимальная взлетная   2400
Тип двигателя   1 ПД PZL Bristol-Pegasus XXI
Мощность, л.с.   1 х 930
Максимальная скорость , км/ч   394
Крейсерская скорость , км/ч   340
Практическая дальность, км   1280
Практический потолок, м   8100
Экипаж   2
Вооружение:   сдвоенный 7,69-мм пулемет и такой же в задней части кабины
  бомбы до 400 кг (8 х 50 кг или 4 х 100 кг)


 Доп. информация :


  Чертеж "СФКБ КБ-11 Фазан (1)"
  Чертеж "СФКБ КБ-11 Фазан (2)"
  Фотографии:

 Первый прототип самолета ("Квазимодо")
 Первый прототип самолета
 Первый прототип самолета
 Прототип серийной модификации
 Серийный КБ-11А
 КБ-11А

  Схемы:

 Первый прототип КБ-11   ╘ Иван Бориславов
 Серийный КБ-11А   ╘ Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 Первый прототип КБ-11  ╘ Иван Бориславов
 Серийный КБ-11А  ╘ Иван Бориславов
 КБ-11 ВВС Югославии ╘ Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. КБ-11 Фазан
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: