Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   Audax
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1931
Тип: Самолет-корректировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Несколько позже, чем "Оспри", появился на свет самолет взаимодействия с армией "Одэкс". Машины такого класса сочетали функции ближнего разведчика, корректировщика, самолета связи и, в минимальной степени, непосредственной поддержки. Задание 7/31 было настолько близко к реальным возможностям "Харта", что отказываться от попытки приспособить бомбардировщик к новым требованиям казалось просто глупым. Тем более, что министерство прямо указало, что отдаст предпочтение модификации машины, уже состоящей на вооружении. Поэтому летом 1931-го один из серийных "Хартов" переделали в опытный "Одэкса". К этому времени поступил уже заказ на 40 бипланов. Первый серийный "Одэкс" поднялся в воздух в декабре 1931-го.

"Одэксы" оснащались моторами "Кестрел" IB3 в 530л.с. Они отличались длинными выхлопными патрубками, шедшими от коллекторов по обоим бортам за кабину летнаба. К шасси прикрепили крюк - "кошку" для подхвата донесений с земли. Стрелковое вооружение соответствовало "Харту", под нижним крылом находились четыре бомбодержателя для мелких бомб или грузовых контейнеров. Первой "Одэксы" получила 4-я эскадрилья в Фарнборо в начале 1932-го. В Египет и Судан отправляли самолеты с моторами "Кестрел" IIS. В 1933-м сделали специальную серию для Индии. В марте 1936-го небольшую партию собрали для зарождающейся авиации Малайи.

Иран в марте 1933-го заказал 30 машин с американскими звездообразными моторами "Пратт-Уитни" "Хорнет" S2B и трехлопастными металлическими винтами "Гамильтон". Первый такой самолет взлетел в августе 1933-го. Последние "Одэксы" этого заказа отправили в следующем году, когда от иранцев поступил новый контракт на 26 машин с двигателями "Пегасус" II. К апрелю 1935-го выполнили и его. Часть разведчиков получила усовершенствованные двигатели "Пегасус" IIM2. Иран приобрел лицензию, и еще пять разведчиков собрали в 1938-39 годах в Дошантепе.

В 1936-м "Хаукер" построила 34 самолета для Ирака. На первых машинах стояли моторы "Пегасус" IIM2, а на остальных - "Пегасус" VIP. Все они имели увеличенное вертикальное оперение по типу "Оспри". В Ираке "Одэксы" получили местное название "Ниср". Затем поступил заказ из Египта, пожелавшего получить машины с еще более мощными двигателями "Армстронг-Сиддли" "Пантер" (тоже звездообразными). В 1936-м изготовили опытный образец с мотором "Пантер" VIA, закрытым удлиненным капотом NACA. Оперение тоже выполнялось по типу "Оспри".

С марта 1937-го началась отгрузка заказчикам серийных самолетов, отличавшихся от опытного стрелковой установкой в задней кабине, стальным винтом вместо деревянного, хвостовым колесом, и пневматиками низкого давления. В 1937-м отправили шесть разведчиков, а в следующем году - еще 18, но с двигателями "Пантер" Х. В то время, как все экспортные заказы выполняла фирма "Хаукер", технику для английских ВВС по субподрядам изготавливали также "Глостер", "Бристоль", "Авро" и "Уэстленд". Производство "Одэксов" прекратили в 1937-м, выпустив всего 718 самолетов.

Английские и иракские "Одэксы" в апреле-мае 1941-го воевали друг против друга. После пронемецкого переворота регента Рашида Али иракские войска атаковали английскую авиабазу Хаббания. Там располагался учебный центр, где было немало всякого старья, в том числе и порядком изношенные "Одэксы" (больше половины всего парка). Когда иракская авиация (в том числе и "Нисры" - иракские "Одэксы") отбомбилась по аэродрому, а солдаты Рашида Али охватили базу кольцом, учебные машины использовали для ответных ударов. Самолеты поспешно оснастили бомбодержателями для бомб покрупнее, по типу "Харта". Экипажи укомплектовали и инструкторами, и курсантами. Взлетали с площадки для игры в поло. В одном случае подбитый "Одэкс" привел домой курсант, у которого действовала одна рука. "Одэксы" воевали, пока не прибыла более современная техника, отозванная с фронта. Даже когда англичане перешли в наступление, они еще участвовали в прикрытии атакующих колонн. Старые бипланы вывели из строя иракскую систему связи - пилоты просто рвали телефонные провода колесами на бреющем полете. Иракскую авиацию в ходе боев уничтожили практически полностью. "Нисры" встречались в воздухе над Хаббанией и Багдадом, несколько из них сбили английские истребители.

Перерывая архивные документы, я неожиданно обнаружил факт существования двух подобных машин в гражданской авиации Закавказья. В списках Армянского авиаотряда с июля 1942-го фигурирует некий "Хорт". В других бумагах машина именовалась уже правильнее - "Хаукер" "Харт". Она эксплуатировалась в Армении более двух лет. Летали на ней пилоты - М.К.Паракшеев, Б.А.Возяков, Г.А.Мурадян, В.И. Овсепян. В 1943-м еще один "Харт" возникает в составе Грузинского управления ГВФ с припиской "восстановленный". Прибыл он из мастерских ╧ 33 в Тбилиси. Летал на этом самолете П.Д. Устинов. Я сначала решил, что это техника, эвакуированная из Прибалтики, но обратил внимание на то, что по документам на "Хартах" стояли моторы "Пратт-Уитни" "Хорнет". Никакие это не "Харты" - это иранские "Одэксы"! Когда в августе 1941-го советские и английские войска оккупировали Иран, в авиации последнего "Хинды" и "Одэксы" были весьма распространены. "Одэксы" состояли на вооружении всех четырех авиаполков и летной школы в Мехрабаде. Фактов применения их против советских войск не известно, а у англичан столкновения с иранской авиацией были. В августе один "Одэкс" стал жертвой английского истребителя. Всего английские историки пишут о шести уничтоженных машинах этого типа. Возможно, что самолеты, поступившие в ГВФ, попали к нам в Тебризе, где части 44-й армии захватили почти всю технику 2-го авиаполка. Но не исключено, что они стали трофеями в Мешхеде, где базировался 3-й полк.

Хотя эти машины описывались как "изношенные и морально устаревшие", они трудились в небе Закавказья до 1945-го. Лишь ненадолго грузинский самолет попал в ремонт и через месяц вновь встал в строй. Оба биплана "поставили на прикол" в феврале 1945-го. В апреле "Харт"-"Одэкс" армянского отряда еще стоял в Ереване. В акте инспектирования отряда записано: "...ввиду отсутствия технических данных и ресурсов самолета и мотора к дальнейшей эксплуатации не допущен и подлежит списанию".

В Афганистане некоторые "Одэксы" эксплуатировались до 1948-го. А иранские власти в том же году обратились к фирме "Хаукер" с просьбой поставить запчасти к имеющимся у них "Одэксам". Фирма с сожалением ответила отказом - выпуск давно прекращен, оснастка не сохранилась...




 ЛТХ:
Модификация   Audax Mk.I
Размах крыла, м   11.35
Длина, м   9.02
Высота, м   3.17
Площадь крыла, м2   32.33
Масса, кг  
  пустого самолета   1333
  нормальная взлетная   1989
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB
Мощность, л.с.   1 х 530
Максимальная скорость , км/ч   274
Крейсерская скорость , км/ч   250
Продолжительность полета, ч.мин   3.30
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6555
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один передний 7,7-мм пулемет и один 7,7-мм пулемет Lewis на шарнирном креплении в задней кабине,
 4 контейнера массой 9 кг или 2 контейнера массой 51 кг , размещенных на подкрыльевых узлах подвески.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Audax (K1438)
 Audax Mk.I
 Audax Mk.I построенный на фирме Gloster
 Audax Mk.I
 Audax ВВС Канады
 Audax ВВС Ирака
 Persian Hornet Audax

  Схемы:

 Audax

  Варианты окраски:

 Audax Mk.I 4-й авиашколы  RAF
 Audax Mk.I 18 ERFTS  RAF
 Audax Mk.X ВВС Ирана
 Audax (Nisr) ВВС Ирака

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Котельников. "Харт" и его братья
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945
Francis K. Mason. Aircraft profile 57. Hawker Hart (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
AirEnthusiast. Hart Family


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: