главная послевоенная авиация разведчики
   Ту-22РД(РДМ)
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1965
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Как уже отмечалось, дальность Ту-22 оказалась ниже заданной, увеличить же ее можно было лишь путем дозаправки топливом в полете. В начале 1960-х гг. процедура дозаправки бомбардировщиков Ту-95 и 3М была достаточно хорошо освоена строевыми экипажами, поэтому установка на Ту-22 системы дозаправки в полете по схеме "конус" ни у кого не встретила возражений. В 1962-1963 гг. аналогичными устройствами (доработав топливную систему) оснастили два серийных самолета (╧ 3083012 и ╧ 901). При этом машины получили обозначение Ту-22РД. Буква "Д" в этих индексах обозначала именно наличие системы дозаправки. Топливо перекачивалось с танкера "изделие Н" - переоборудованного Ту-16.

Заводские испытания Ту-22РД начались в первой половине 1964 г. и сводились к отработке методики контакта двух машин - заправляемой и заправщика. Летные испытания шли очень тяжело. За год выполнили лишь четыре перекачки горючего. В сумме перекачали 25 т, в то время как лишь одна полная дозаправка могла достигать 13 т. Чтобы отработать методику дозаправки, военным летчикам-испытателям потребовалось свыше 60 полетов. Первые полеты выполнил Ю.В. Сухов, а заканчивал программу Герой Советского Союза Е.А. Климов, совершивший 45 "стыковок".

Один из полетов во время государственных испытаний едва не закончился летным происшествием. При выпуске шланга с танкера не включилась топливная система, наполнявшая его горючим. Лишенный жесткости, он болтался в воздушном потоке, как веревка. Заправочный конус оторвался и пролетел в опасной близости от силовой установки самолета, пилотировавшегося Ю.В. Суховым.

В ходе испытаний Климов совершил один из самых продолжительных испытательных полетов на Ту-22РД. Его самолет прошел по маршруту через Северный полюс. С двумя дозаправками экипаж находился в воздухе 9 ч 48 мин. Почти три года продолжались испытания Ту-22РД, и в 1965 г. началось его серийное производство. Одновременно подверглись аналогичной доработке все ранее выпущенные машины. Самолеты с устройствами дозаправки имели уменьшенный запас топлива - у них снимался передний бак.

Серийные Ту-22РД комплектовались двигателями РД-7М2 с увеличенной тягой. Максимальная скорость возросла до 1640 км/ч, достигнув заданной постановлением Совета Министров СССР величины. Все эти машины имели элерон-закрылки и усовершенствованное шасси.

На самолётах первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со станцией постановки активных помех (СПС-151/152/153). Последовательно улучшались системы электронного противодействия. Базовый оборонительный комплекс состоял из двух пассивных датчиков облучения радарами: ⌠Автомат-2■, работающий на частотах истребителей-перехватчиков и ⌠Автомат-3■ - на частотах наземных РЛС. В начале 60-х годов лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.А.Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. Серийно выпускался с 1965 года. После распада СССР 30 разведчиков Ту-22РД достались Украине.  

Часть самолетов Ту-22РД оснастили аппаратурой радиотехнической разведки "Куб". Они именовались Ту-22РДК.

Дальнейшим развитием самолета стала модификация Ту-22РМ. Это был разведчик-бомбардировщик. Отличается съёмным контейнером со станциями радиотехнической разведки "Тангаж" и инфракрасной "Осень", наличием РЛС бокового обзора "Шомпол" и станции постановки активных помех СПС-151. Фотооборудование перенесено из бомбоотсека на место демонтированного топливного бака ╧1. Изготовлен в 1975 году.

На рубеже 1970-1980-х гг. по теме "Профиль" началась разработка модификации Ту-22РДМ с применением съемного контейнера с разведывательным оборудованием.

Ту-22РДМ отличался наличием станции автоматической разведки СРС-13С. Ту-22РДМ также сохранил возможность нести бомбовую нагрузку и имел оптический бомбовый прицел и систему управления оружием бомбардировщика Ту-22Б. Набор фотокамер Ту-22РДМ зависит от задания и может включать АФА-40, АФА-41/20, АФА-42/20, АФА-42/75, АФА-42/100 и НАФА МК-75. В дополнение к фотооборудованию, он был оснащен обычной РЛ станцией обзора поверхности ⌠Рубин-1А■, системой электронной разведки ⌠Ромб■ и РЛС бокового обзора М-202 Шомпол, дополнительные короткофокусные камеры и новый инфракрасный сканер. РЛС Шомпол, разработанная НПО Вега-М также устанавливалась на МиГ-25РБШ. Доработка также включала установку двух фотокамер АФА-42/100 вместо одного из топливных баков. Улучшение аппаратуры РЭП заключалось в установке станции РЭП СПС-151 (или СПС-152 и СПС-153 Лютик) и дополнительного выбрасывателя дипольных отражателей АСО-2И.  Самолет также может использоваться как постановщик помех, при этом разведывательное оборудование в бомбоотсеке заменяется на станцию постановки помех АПП-22.

Модификация предназначалась для ведения тепловой, радиолокационной, радиотехнической и фоторазведки над сушей и морем. Около десяти ранее выпущенных самолетов Ту-22РД подвергли модернизации в тип РДМ. В окончательном виде эти машины оснащались станцией СРС-13 для автоматической разведки наземных и корабельных радиолокаторов с импульсным излучением и вскрытия радиотехнической обстановки у противника. Инфракрасная аппаратура "7р" предназначалась как для поиска источников теплового излучения, так и для получения тепловых карт местности во всем диапазоне высот, начиная с 200 м. РЛС бокового обзора использовалась для получения радиолокационного изображения местности, различных объектов, боевой техники, коммуникаций и выделения движущихся целей.

В 1981-1982 годах ранее выпущенные Ту-22РД переоборудовались по типу Ту-22РДМ.



 ЛТХ:
Модификация   Ту-22РДМ
Размах крыльев, м   23.17
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Площадь крыла, м2   162.25
Масса, кг  
  пустого самолета   43600
  нормальная взлетная   85000
  максимальная взлетная   92000
Тип двигателя   2 ТРДФ РД-7М2
Тяга, кгс  
  на форсаже   2 х 16500
  максимальная бесфорсажная   2 х 11000
Максимальная скорость, км/ч   1600
Крейсерская скорость, км/ч   975
Практическая дальность, км   5650
Практический потолок, м   13800
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-22РД
 Ту-22РД
 Ту-22РД       ╘ В.П.Куняев
 Ту-22РД       ╘ Chris Waser
 Ту-22РМ
 Ту-22РДМ
 Ту-22РДМ       ╘ Chris Waser
 Ту-22РДМ
 Ту-22РДК

  Схемы:

 Модификации Ту-22РД

  Варианты окраски:

 Ту-22РДК ВВС Украины

 



 

Список источников:

Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22
Авиация и Время. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22
Крылья Родины. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
ВВС России. История Ту-22
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22
Altair. Jefim Gordon, Wladimir Rigmant. Tu-22/M/ Naddzwiekowe bombowce Rosji
Aerofax. Jefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-22 'Blinder', Tu-22M 'Backfire'
Алексей Калиновский. ФОТАБ: Авиационный фотоальбом


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: