Уголок неба ¦ Туполев Ту-22П

Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация разведчики
   Ту-22П
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961
Тип: Самолет постановки помех
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1961 г. в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС разработали самолет - постановщик помех Ту-22П. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолетов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолет мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн.

В опытный образец Ту-22П в августе 1962 г. переделали пятую машину 3-й серии Ту-22 (№ 1032054), оснастив ее вторым вариантом комплекса "Сибирь-2". Последний включал в себя станции заградительных помех и два комплекта устройств создания пассивных помех АПП-22. Аппаратуру для создания помех разместили в негерметичном контейнере П-2. Последний оборудовался воздушно-жидкостной и воздушной системами охлаждения и электропитанием. Контейнер располагался в грузовом отсеке самолета.

Воздушно-жидкостная система, состоявшая из четырехсекционного воздушно-масляного радиатора, четырех масляных баков с помпами и трубопроводов, охлаждала наиболее теплонапряженные блоки. Воздушная система включала заборник наружного воздуха, трубопроводы, выходные насадки и обеспечивала общую вентиляцию контейнера П-2 и наружное охлаждение блоков станций.

Постановку пассивных помех осуществляли с помощью размещенных в грузовом отсеке между 56-м и 60-м шпангоутами устройств АПП-22, сбрасывавших коробки с отражателями поодиночке или залпом.

Ту-22П комплектовались РЛС "Рубин-1А", предназначавшейся не только для бомбометания, но и позволявшей наблюдать за земными ориентирами и самолетами, находившимися на удалении, равном высоте полета постановщика помех, а при полете над водной поверхностью и малоориентирной местностью- до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63.

Постановщик помех внешне отличался от бомбардировщиков и разведчиков обилием антенн на фюзеляже и крыле.

В июне 1963 г. завершился этап заводских испытаний, и машину предъявили на государственные испытания, проходившие с 16 августа 1963 г. по 30 марта 1964 г. Ведущими по машине были инженер А.И. Заленевский, летчик С.М. Тимонин, штурман В.И. Царегородцев и радист-оператор Э.А. Коваленко. Возглавлял государственную комиссию генерал-полковник Туркель. Столь длительный срок испытаний (хотя было выполнено всего 17 полетов) объяснялся различными доработками и ликвидацией последствий поломок, избежать которых не удалось. В частности, в августе 1963 г. разрушился генератор СГС-30-8, вслед за чем отказал механизм управления разворотом передней ноги шасси. Вес пустого самолета, по сравнению с Ту-22Р, возрос до 49 000 кг. Это отрицательно повлияло на его летные характеристики. В частности, в заключении "Акта по результатам государственных испытаний" отмечалось, что дальность уменьшилась на 180 - 200 км.

По итогам испытаний рекомендовалось принять Ту-22П на вооружение ВВС "в качестве составной части общего наряда сил, необходимых для подавления всей радиолокационной системы ПВО противника и для дальнейшего повышения эффективности боевого применения". В дальнейшем Ту-22П предлагалось оснастить противорадиолокационными ракетами и более совершенными станциями активных помех, в частности, типа "Фасоль". Отмечались как недостатки трудоемкость ручной загрузки автоматов АПП-22, для чего требовалось около семи часов работы трех подготовленных специалистов, а также вредное влияние источников помех на экипаж и силовую установку.

В ходе испытаний Ту-22П специально исследовалась совместимость мощных электромагнитных генераторов с другой аппаратурой самолета. В целом замечаний не было, если не считать небольшое влияние аппаратуры постановки помех на работу приемника командной радиостанции РСИУ-5В.

Уже в процессе эксплуатации серийных машин их оборудование постоянно совершенствовалось, что приводило к появлению новых вариантов. Например, Ту-22П-1 комплектовался станциями СПС-44 "Букет-4", СПС-55 и СПС-4м "Клюква" или СПС-5м "Фасоль", Ту-22П-2 - СПС-77, СПС-4м и СПС-5м, а Ту-22П-4 - СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5м. Известны модификации Ту-22П-6 и П-7. Впоследствии часть машин оснастили станциями СПС-151, СПС-152 и СПС-153, предназначавшимися для индивидуальной защиты самолетов Ту-22К и Ту-22П. Их размещали под обтекателями на месте кормовых артиллерийских установок. После оснащения самолетов РЭБ устройствами дозаправки топливом в полете они получили обозначение Ту-22ПД.

Ту-22П построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (на Ту-22ПД - РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Вместо пушечной установки ДК-20 в хвостовой части фюзеляжа под обтекателем установлено оборудование постановки активных помех (состав оборудования менялся в процессе эксплуатации.

Всего изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П. В процессе эксплуатации оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. 4 самолёта Ту-22ПД из 341 тбап применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.
 



 Модификации :
 Ту-22П-1

 со станциями СПС-44 "Букет-4", СПС-55 и СПС-4М "Клюква" (СПС-5М "Фасоль").

 Ту-22П-2  со станциями СПС-77, СПС-4М и СПС-5М.
 Ту-22П-4  со станциями СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5М.



 ЛТХ:
Модификация   Ту-22П
Размах крыльев, м   23.17
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Площадь крыла, м2   162.25
Масса, кг  
  пустого самолета   43600
  нормальная взлетная   69000
  максимальная взлетная   85000
  топлива   40800
Тип двигателя   2 ТРДФ РД-7М
Тяга, кгс  
  на форсаже   2 х 16000
  максимальная бесфорсажная   2 х 10500
Максимальная скорость, км/ч   1410
Крейсерская скорость, км/ч   950
Практическая дальность, км   4900
Практический потолок, м   13500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый Ту-22П
 Серийный Ту-22П
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД на ВПП
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД
 Ту-22ПД

  Варианты окраски:

 Ту-22ПД ВВС СССР

  



 

Список источников:

Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22
Авиация и Время. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22
Крылья Родины. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
ВВС России. История Ту-22
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22
Altair. Jefim Gordon, Wladimir Rigmant. Tu-22/M/ Naddzwiekowe bombowce Rosji
Aerofax. Jefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-22 'Blinder', Tu-22M 'Backfire'


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: