главная послевоенная авиация разведчики
   Ту-16П
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962
Тип: Самолет РЭБ
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система ╚Букет╩, которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему ╚Букет╩ входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс ╚Н╩ означал, что станция предназначена для изделия ╚Н╩). Самолеты, оборудованные системой ╚Букет╩, обозначались Ту-16П или изделие ╚НП╩ (иногда - Ту-16П ╚Букет╩ или Ту-16 ╚Букет╩). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени ╚Букеты╩ были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время ╚Букеты╩ имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками ╚Букета╩, представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие ╚Букет╩ переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков ╚Букета╩, закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г., системой ╚Букет╩ было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 ╚Елка╩, а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы ╚Букет╩ чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому ╚Букет╩ в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой ╚Фикус╩. Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами ╧34 и ╧45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П ╧1882409 и ╧1883117. На одну из серийных куйбышевских машин (╧1882106) планировали установить опытную аппаратуру ╚Силикат╩, комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г Несколько позднее вместо ╚Силиката╩ на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех ╚Фонарь╩, однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П ╧5202907 оборудовали станцией СПС-100 ╚Резеда-АК╩. С самолета сняли прицел ╚Аргон╩ и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 ╚Сирена-3╩. В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 г., некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 ╚Кактус╩, блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта ╚Сирень╩. Блоки станций ╚Сирень╩ располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.

21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина ╧832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса ╚воздух-воздух╩ К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 ╚Автострада-1╩. После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П ╧8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы ╚Пилон╩, включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией ╚Букет╩ и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.





 



 ЛТХ:
Модификация   Ту-16П
Размах крыльев, м   33.00
Длина, м   35.20
Высота, м   10.40
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37200
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч   1050
Крейсерская скорость, км/ч   780
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3100
Практический потолок, м   12200
Экипаж, чел   9


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 - самолет-эпоха


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100