Уголок неба ¦ McDonnell Douglas RF-4C Fantom II

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   RF-4C Phantom II
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1964
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Одновременно с началом работ над многоцелевым истребителем для ВВС США на базе палубного F-4B Phantom, были начаты работы над самолетом-разведчиком, предназначавшимся для замены RF-101 Voodoo. В мае 1962 года специалисты ВМФ США выдали указание фирме McDonnell модифицировать шесть самолетов F-4B в прототипы YRF-110A (с/н 62-12200 и 62-12201) и предсерийные RF-110A (63-7740/7743). Макет разведчика RF-110A был продемонстрирован в октябре 1962 года, после чего ему было присвоено новое обозначение RF-4C. В 1963 году на авиабазе Холоумен провели испытания оптико-электронных разведывательных систем.

Первый YRF-4C (с/н 62-12200), пилотируемый летчиком-испытателем Вильямом Россом, осуществил свой первый полет 9 августа 1963 года. Этот самолет был оснащен удлиненной носовой частью, но не нес разведывательного оборудования. Второй прототип YRF-4C (62-12201), оборудованный фотокамерами, но по-прежнему не имевший большинства разведывательных систем, поднялся в воздух 30 сентября 1963 года.

Разведчик RF-4C был оборудован тремя отсеками под оборудование ("станциями") в носовой части. Передний отсек, находившийся за отсеком БРЛС, мог быть оборудован фотокамерой KS-87 для переднего обзора. Второй отсек ("станция 2") оборудовался аппаратурой низковысотной разведки: одной низковысотной фотокамерой KA-56 или тремя KS-87. За место одной KS-87 могла быть установлена фотокамера KA-1 или KS-72. В третьем отсеке (высотном) на стабилизированном шасси обычно устанавливалась панорамная камера KA-55A или KA-91. Как вариант могли быть использованы две камеры KS-87 или картографирующие KC-1 или T-11. Так же третий отсек мог быть оборудован системой лазерной разведки AN/AVD-2, но вскоре от использования данной системы отказались. Для съемки в ночных условиях RF-4C оснастили системой отстрела кассет для подсветки объекта съемки.

Новая носовая часть из-за меньшего, по сравнению с F-4C ы, не позволила оставить БРЛС AN/APQ-72 и была заменена другой станцией, моноимпульстной AN/APQ-99 имевшей меньшие габариты. Данная БРЛС имела режимы следования рельефу местности и картографирования. Позднее AN/APQ-99 заменили на AN/APQ-172.

Сразу за нишей носовой стойки шасси разместили инфракрасную систему обнаружения AN/AAD-5 (на ряде серийных самолетов устанавливалась AN/AAS-18, отличавшаяся улучшенной оптикой). Несколько RF-4C оснащались ИК-станциями AN/AVQ-9 и лазерным целеуказателем-дальномером. Так же RF-4C оборудовались РЛС бокового обзора AN/APQ-102 фирмы Goodyear, антенны которой разместили по бокам в нижней части фюзеляжа сразу за отсеками с разведывательным фотооборудованием. Позднее, эта РЛС была заменена на некоторых самолетах на подвесную AN/APD-10, в доработанном для этого 2270 литровом ПТБ. Помимо AN/APQ-102 установили аппаратуру передачи данных UPD-8, что позволило передавать наземным службам "картинку" с РЛС в реальном масштабе времени.

Высокочастотная радиостанция ARC-105 потребовала установки большой антенны, которую разместили по обоим сторонам киля, из-за чего пришлось убрать оттуда штангу ПВД.

На самолетах поздних серий стало возможным применение панорамных фотокамер со сбрасываемой фотокассетой, что позволяло доставлять разведданные на землю наиболее оперативно. После сброса фотокассета опускалась на парашюте, и включался радиопередатчик, помогавший в ее обнаружении. Однако такая система взаимодействия показала себя в полевых условиях не с лучшей стороны.

Самолеты RF-4C имели сдвоенное управление, что позволяло оператору в нужный момент взять управление машиной на себя, и повышало живучесть. Однако обзор из задней кабины был неважным, и посадка представлялась весьма сложной и опасной. К тому же из задней кабины не было возможности нормально выпустить шасси. Это приходилось делать аварийно. В дополнение к этому оператор не мог выпустить тормозной гак и парашют.

Аппаратура радиоэлектронной разведки RF-4C постоянно улучшалась. В ходе службы самолеты оснастили системами предупреждения об облучении (СПО). Устанавливались различные типы СПО - AN/ALR-17, 31, 46, 50 или 126. В конце концов на строевых RF-4C ВВС США узаконилась СПО AN/ALR-46. В состав оборудования добавили систему тактической радиоэлектронной разведки AN/ALQ-125 TEREC (Tactical Electronic Reconnaissance) производства фирмы Litton. Данная система, получившая обозначение "Pave Onyx", имела канал передачи данных в реальном времени. Некоторые самолеты RF-4C оснащались цифровой навигационной системой AN/ARN-101 фирмы Lear Siegler и доработанной РЛС переднего обзора AN/APQ-172. Помимо этого ряд разведчиков оборудовали электронной широкоугольной системой EWACS. Тридцать девять RF-4C прошли доработку позволившую использовать инфракрасную систему обнаружения AN/AVQ-26 "Pave Tack", подвешивавшуюся на самолеты в контейнере. Кроме того, несколько из этих 39 самолетов несли лазерные целеуказатели AN/AVQ-9, синхронизированные с AN/AVQ-26.

В 1970 году 20 разведчиков RF-4C оборудовали навигационной системой AN/ARN-92 LORAN-D, что обеспечивало навигацию в любых погодных условиях и в любое время суток.

Самолеты RF-4C могли использовать разведывательную длиннофокусную фотокамеру HIAC-1 LOROP (Long-Range Oblique Photography), размещавшуюся внутри подвесного контейнера G-139. Данный контейнер подвешивался на под фюзеляжном пилоне. Фотокамера HIAC-1 создавалась для разведчика RB-57F. Возможности ее были таковы, что на дальности до 160 км камера выдавала фотоснимки поразительного качества и детализации. Несколько RF-4C с системой HIAC-1 LOROP задействовались в разведывательных операциях вдоль границ стран Варшавского договора и Серверной Кореи. Основным недостатком системы LOROP были большие габариты, существенно снижавшие летные характеристики носителя (скорость полета снижалась до 1,5М, а потолок до 15240 метров). Позднее 24 RF-4C были доработаны для использования камер KS-127A и -127F LOROP (фокусное расстояние 1670-мм). Эти камеры ставились в отсеки носовой части 2 и 3.

Изначально RF-4C не несли никакого вооружения, и полутопленные фюзеляжные узлы ракет AIM-7 были упразднены. Однако в экстренных случаях RF-4C могли применять ядерные бомбы. Самолеты 10 тактического разведывательного авиакрыла, базировавшегося в Европе, были оборудованы системой низковысотного бомбометания AN/AJB-7. Позднее RF-4C дали оружие самообороны, вооружив четырьмя ракетами AIM-9, которые подвешивали на сдвоенных ПУ на внутренние подкрыльевые пилоны. Так же была обеспечена возможность использовать контейнеры РЭБ на внешних подкрыльевых пилонах. В основном использовались контейнеры AN/ALQ-115(V)-15 фирмы Westinghouse и AN/ALQ-184(V)1 фирмы Raytheon.

В сентябре 1964 года первые серийные RF-4C начали поступать в 33 тактическую учебную разведывательную эскадрилью, базировавшуюся на авиабазе Шо в штате Южная Каролина. За тем RF-4C начали поступать в 16 тактическую разведывательную эскадрилью. Боевой готовности на новой технике это подразделение достигло в августе 1965 года. Что интересно, в то время самолеты летали без полного комплекта оборудования, а некоторые системы не прошли до конца испытания. Доукомплектация самолетов производилась в строевых частях по мере появления необходимого оборудования.

В октябре 1965 года 16 эскадрилья на RF-4C из 460 тактического разведывательного авиакрыла была развернута в Южном Вьетнаме на авиабазе Тан Сон Нат. Вслед за ней в феврале 1967 года 15 эскадрилья была перебазирована на юго-восточный ТВД.

Первые боевые вылеты омрачились техническими проблемами и отказами оборудования. РЛС бокового обзора AN/APQ-102A страдала "детскими болезнями" и была ненадежна. На решение всех проблем с этой станцией потребовались годы. Инфракрасная система AN/AAS-18 требовала существенных улучшений в конструкции. В наследство от F-4C разведчику RF-4C достались проблемы с некачественным компаундом реле бортовой электросети. Повышенная вибрация фюзеляжа часто становилась причиной размазанного изображения, получаемого фотокамерами.

В течении восьми лет войны во Вьетнаме задействовались RF-4C из 11, 12, 14 и 16 тактических разведывательных эскадрилий, базировавшихся на авиабазах Тан Сон Нат и Удорн. Разведчики RF-4C использовались в дневное время, выполняя задания в основном в одиночку, без истребительного сопровождения. За всю войну было потеряно 83 самолета. И них 7 от огня ЗРК и 65 от огня наземной зенитной артиллерии. Остальные самолеты стали жертвами летных происшествий.

Серийное производство RF-4C осуществлялось более десяти лет. Последний, 503-ий, серийный разведчик был выкачен из сборочного цеха в декабре 1973 года.

С февраля 1971 года RF-4C начали выводить из состава ВВС США и передавать в части Национальной Воздушной Гвардии. Первой эти самолеты получила 106 эскадрилья из 117 тактического разведывательного авиакрыла. К началу 1989 года количество эскадрилий ВВС США, вооруженных RF-4C, снизилось до семи, и планировалось сокращение еще двух.

Развал СССР и разрыв Варшавского договора стал причиной ускорения вывода разведчиков RF-4C из состава ВВС США. В 1989 году 15 эскадрилья была перебазирована из 18 тактического авиакрыла в 406 авиакрыло, и через год расформирована.

Снятие RF-4C с вооружения было приостановлено после того как в августе 1990 года Ирак захватил Кувейт. Было принято решение, что RF-4C останутся на вооружении до окончания операции "Буря в пустыне". В августе 1990 года на авиабазу Шейка Иса в Бахрейне была перебазирована 106 эскадрилья национальной гвардии. Разведчики RF-4C, оборудованные системой LOROP были задействованы для сбора развединформации о иракских войсках на территории Кувейта. Один самолет, пилотируемый майором Бари Гендерсоном и подполковником Стивеном Шраамом, был потерян 8 октября 1990 года в результате авиационного происшествия. В декабре на смену 106 эскадрилье пришла 192 эскадрилья. Позднее в операции были задействованы RF-4C ВВС США. Многие из самолетов были ветеранами Вьетнама.

Первые авиаудары по иракским войскам были нанесены 17 января 1991. Самолеты RF-4C принимали активное участие в боевых действиях с самого начала. Осуществлялись ежедневные разведывательные полеты над Кувейтом, в ходе которых производился поиск подразделений иракской республиканской гвардии. Позднее начались полеты над Багдадом с целью обнаружения топливохранилищ, складов оружия и командных пунктов и центров связи. По мимо этого RF-4C задействовались для поиска мобильных тактических ракетных комплексов на западе Ирака. В ходе боевых действий был потерян один самолет, потерпевший аварию над Персидским Заливом. Экипаж успешно катапультировался.

После окончания операции "Буря в пустыне" RF-4C вернулись на места постоянного базирования. До конца года 1991 года все оставшиеся RF-4C были сняты с вооружения ВВС США. Исключение составила 12 эскадрилья, которая завершила службу в 1994 году.

Аналогично ВВС завершение операции "Буря в пустыне" послужило толчком к завершению службы RF-4C в частях национальной воздушной гвардии. В 1992-94 годах 163, 186 и 155 эскадрильи и 117 тактическое разведывательное крыло были переориентированы на задачи обеспечения дозаправки в воздухе и сменили свои RF-4C на KC-135. Эскадрилья 124 сменила свои RF-4C на самолеты РЭБ F-4G Wild Weasel. Последней с RF-4C распрощалась 192 эскадрилья, перегнав 27 сентября 1995 года последние четыре самолета для консервации и хранения на авиабазу Девис-Маутейн. На этом служба разведчиков RF-4C в рядах вооруженных сил США закончилась.

Некоторое количество разведчиков RF-4C служило в рядах ВВС различных стран. С 1978 по 1995 год ВВС Испании было поставлено 18 самолетов. На вооружении испанских ВВС самолеты состояли под обозначением CR.12. В 1970-71 гг. две машины были предоставлены Израилю. Евреи задействовали американские разведчики с системой LOROP в операции "Night Light", после чего возвратили их в США. Начиная с 1990 году ВВС Южной Кореи получили 23 самолета. В настоящее время RF-4C находиться на вооружении только Испании и Южной Кореи.

После завершения программы испытаний самолет YRF-4C (б/н 62-12200) был переоборудован. Данная машина была использована в качестве аэродинамического прототипа истребителя F-4E. Первый полет в данной роли YRF-4C совершил 7 августа 1965 года. Позднее данная машина была использована в программе повышения маневренности "Agile Eagle", по результатам которой были в конструкцию серийных F-4E были внесены изменения. В апреле 1972 года этот самолет стал испытательной платформой для электродистанционной системы управления. В 1974 году YRF-4C в рамках программы PACT (Precision Aircraft Control Technology) оснастили ПГО и специальными рулями управления. Первый полет в такой "комплектации" был осуществлен 29 апреля 1974 года. В январе 1979 года этот заслуженный самолет был передан в музей ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, где и находится по сей день.






 ЛТХ:
Модификация   RF-4C
Размах крыла, м   11.70
Длина самолета,м   19.17
Высота самолета,м   4.90
Площадь крыла,м2   49.20
Масса, кг  
  пустого самолета   13760
  максимальная взлетная   26330
Тип двигателя   2 ТРДФ General Electric J79-GE-15
Тяга, кН  
  нефорсированная   2 х 48.49
  форсированная   2 х 75.62
Максимальная скорость, км/ч   2300 (М=2,2)
Крейсерская скорость, км/ч   1200 (М= 1,15)
Боевой радиус действия, км   2590
Практический потолок, м   18800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   4 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder


 Доп. информация :


 Фотографии:

 RF-4C из 67 TRW
 RF-4C на взлете
 RF-4C командира 67 TRW
 Вид снизу на RF-4C
 RF-4C
 RF-4C  из 26 TRW
 Кабина пилота RF-4C
 Кабина оператора RF-4C

 Варианты окраски:

 RF-4C  38 TRS   26 TRW
 RF-4C 67 TRW
 RF-4C   363 TRW
 RF-4C ВВС Испании



 

Список источников:

Денис Евстафьев. Тактический разведчик RF-4С Phantom II
Bill Gunston. F-4 Phantom
Rene J. Francillion. McDonnell Douglas Aircraft since 1920: Vol 2.
Squadron/Signal. Aircraft Number 65. Larry Davis. F-4 Phantom II In Action
Boeing.com.
McDonnell Douglas History
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F-4 Phantom II

Airlife. Bert Kinzey, Rey Leader. Color & Markings of Recon Phantoms In Detail & Scale
Scale Aviation Modeller. RF-4C


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: