Реклама...

    


 
главная современная авиация разведчики
   Nimrod R.1
       
Разработчик: BAe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1971
Тип: Самолет РРТР
  ЛТХ     Доп. информация
   


В течение 37 лет самолеты 51-й эскадрильи британских ВВС несли боевую службу, занимаясь радио- и радиотехнической разведкой и обеспечением войск на поле боя необходимой информацией. На 2011 год был намечен вывод Nimrod из эксплуатации.

Nimrod R.Mk 1 (первоначальное обозначение SR.Mk 1) был разработан под требования ВВС No.389 на новый самолет радио- и радиотехнической разведки (РРТР; в западной классификации SIGINT - от Signals Intelligence). Самолет предназначался для 51-й эскадрильи, на вооружении которой в то время находились три переоборудованных Comet C.Mk 2R и четыре Canberra B.Mk б (Mod). Ожидалось, что Nimrod заменит оба этих самолета. "Битва" за бюджет была непростой, и поначалу самолет даже было решено переориентировать на ведение тактической радиотехнической разведки (ELINT - от Electronic Intelligence; перехват излучений РЛС и других радиотехнических средств, определение их мест расположения и прочее). Однако в конечном итоге самолет получил оборудование более широкого спектра и смог также выполнять задачи радиоразведки (COMINT - от Communications Intelligence), став уже полноценным самолетом РРТР.

В то же время Береговое командование уже разместило заказ на поставку новых машин HS.801 для замены Shackleton в роли самолета базовой патрульной авиации (БПА; решение задач патрулирования и борьбы с подводными лодками), а вариант самолета РРТР для британских ВВС получил обозначение HS.801R. Три самолета Nimrod были поставлены в варианте R.Mk 1 (серийные номера XW664 - XW666), они имели зарезервированное место для оборудования РРТР, которое монтировалось уже на авиабазе Уайтон.

В отличие от варианта морского патрульного самолета Nimrod R.Mk 1 имел увеличенный экипаж - пять летчиков и 23 оператора специальной аппаратуры РРТР, которые в основном располагались у соответствующих пультов вдоль левого борта в передней части кабины и вдоль правого борта в хвостовой части. Естественно, что количество иллюминаторов резко сократилось, а хвостовой контейнер с магнитометром был заменен на бульбообразный обтекатель. Антенны станций РРТР разместили в переоборудованном бомбоотсеке, хвостовом обтекателе и на передней части топливных баков в передней кромке крыла.

Первые три Nimrod R.Mk 1 прибыли на авиабазу Уайтон 7 июля 1971 года, но только к концу 1973 года они были готовы к боевой службе. Первый учебный вылет состоялся 3 мая 1974 года, самолет пилотировал флайт-лейтенант Гордон Ламберт. 10 мая самолет был официально принят на вооружение. Последние два Nimrod R.Mk 1 поступили на вооружение 51-й эскадрильи в конце 1974 года, и с тех пор они прошли целую серию модификаций и модернизаций, часть которых видна даже внешне. В 1980 году вместо одного из двух комплектов радионавигационной системы LORAN установили инерциаль-ную навигационную систему Delco AN/ASN-119 Carousel INS, что позволило исключить из состава экипажа одного штурмана, а РЛС ASV-21 была заменена на метео-РЛС ЕСКО 290. Также на самолет установили новую радиосвязную систему с рабочим диапазоном DF, отличительной особенностью которой стали крючковидные антенны вверху носовой части фюзеляжа, в килевом обтекателе, а также сверху и снизу плоскостей крыла. В то же время на законцовках крыла были установлены контейнеры РЭБ по типу имевшихся на морских патрульных Nimrod R.Mk 1 контейнеров Yellow Gate, окраска самолетов РРТР также стала аналогичной морским. Во время капитального ремонта на самолеты ставили систему дозаправки топливом в полете, чуть позже появились новые подфюзеляжный киль и шайбы на стабилизаторе.

Один из самолетов 51-й эскадрильи принимал участие в операции "Corporate", проведенной британцами на Фолклендских островах. Самолет действовал с базы на острове Вознесения или авиабазы в Чили, причем на него установили систему дозаправки топливом в полете - то же было сделано в ходе Фолклендского конфликта и в отношении морских Nimrod R.Mk 1.

Самолеты РРТР также получили подкрыльевые пилоны, на которых позже стали подвешивать контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками типа BOZ, а в носовой части самолетов разместили антенны системы предупреждения о ракетной атаке MAWS (Missile Approach Warning System). Утверждается, что в контейнерах BOZ также размещались активные буксируемые радиолокационные ловушки (Marconi Aerial Towed Radar Decoy). Антенны системы предупреждения о ракетной атаке MAWS задней полусферы стояли в хвостовом обтекателе. Nimrod из 51-й эскадрильи участвовали в операции "Granby", а также в других операциях на Среднем Востоке. С июня 1992 года самолеты стали регулярно привлекаться к обеспечению действий сил ООН и НАТО на Балканах (самолеты базировались тогда в Италии). В апреле 1995 года 51-я эскадрилья передислоцировалась с авиабазы Уайтон на базу Уоддингтон.

В рамках программы модернизации, получившей обозначение "Starwindow", на самолеты установили новую аппаратуру РРТР, дисплеи и пульты операторов, цифровую аппаратуру для решения навигационных задач, а также построили новые наземные станции приема и анализа данных, поступающих с находящихся на патрулировании самолетов. По мнению экспертов, в рамках модернизации британские самолеты получили специализированное оборудование, установленное ранее на самолетах RC- 135V Rivet Joint американских ВВС. Летные испытания модернизированного Nimrod начались в 1994 году.

16 мая 1995 года третий Nimrod из 51-й эскадрильи был потерян в результате возникшего в полете пожара (проводился испытательный полет после модернизации), экипаж смог покинуть машину, но самолет был потерян. Взамен пришлось переоборудовать под стандарт R.Mk 1 Starwindow "запасной" MR.Mk 2 (XV249), поступивший на вооружение в апреле 1997 года.

Следующая программа модернизации, проект "Extract", была вскоре после ее начала приостановлена - по соображениям экономии, но в начале 1998 года ее возобновили. Nimrod R.Mk 1 привлекались к операциям "Те©Ёс" (Ирак, 2003-2009 годы) и "НеггЁск" (Афганистан, с 2001 года). Предполагается, что на смену Nimrod R.Mk 1 придет самолет аналогичного назначения, созданный на базе В707, а именно бывшие американские KC-135R, переоборудованные в RC-135W "Air Seeker".



 ЛТХ:
Модификация   Nimrod R.1
Размах крыла, м   35.00
Длина самолета,м   38.63
Высота самолета,м   9.08
Площадь крыла,м2   197.04
Масса, кг  
  пустого самолета   39010
  максимальная взлетная   80514
Тип двигателя   4 ТРДД Rolls-Royce RB.168-20 Spey Mk.250
Тяга, кН   4 x 54.00
Максимальная скорость, км/ч   926
Крейсерская скорость, км/ч   670
Перегоночная дальность, км   9300
Продолжительность полета, ч   более 10
Практический потолок, м   11800
Экипаж, чел   5 + 23 оператора


 Доп. информация :


  Чертеж "BAE Nimrod (2)"
  Фотографии:

 Nimrod R.1       (c) Derek Bower
 Nimrod R.1       (c) DC-7C
 Nimrod R.1       (c) Ben S Montgomery
 Nimrod R.1       (c) Sandra Lewis-Rice
 Nimrod R.1       (c) Gavin Weaver

  Схемы:

 Nimrod R.1

  Варианты окраски:

 Nimrod R.1 51-й эскадрильи

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Nimrod R. Mk.1
История Авиации. Сергей Корж. "Нимрод" -  на рубеже стихий  и тысячелетий  или 30 лет на службе Ее Величества
Крылья Родины. Николай Сойко. Наследник "Кометы" - защитник метрополии
Aeroflight.co.uk. BAE Systems Nimrod
Ian Allan Ltd. MCA. John Chartres. BAE Nimrod
Globalsecurity.org. Nimrod R1


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: