Уголок неба ¦ PZL MD-12F

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   MD-12F
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1962
Тип: Самолет аэрофотосъемок
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проектирование самолета MD-12 началось в 1956 году в Instytucie Lotnictwa бригадой Franciszek Misztal’я к которой присоединился Leszek Dulęba. И буквы "MD" в названии отражают фамилии создателей - Мишталь и Дулеба, соответственно и самолет впитал себя опыт работ над CSS-12 и элементы от FM-12.

Самолет делался под АШ-21, первоначальное обозначение двухмоторного варианта - MD-12/2s. Он был рассчитан на перевозку 14 пассажиров, был, как и FM-11/12, среднепланом но в отличие от последних оснащался уже Т-образным оперением - оказалось что горизонтальное оперение затеняется крылом. Однако весной 1956 года, когда проект был готов и начались продувки модели, неожиданно оказалось что СССР прекратил выпуск АШ-21, так что пришлось ставить вместо двух советских моторов по 615 л.с. четыре отечественных WN-3 мощностью по 320л.с. Поляки утверждают что машина от этого даже выиграла - с польскими моторами она оказалась более экономичной и удобной (видимо из за большей доступности запчастей и прочих расходных материалов).

Проект с четырьмя моторами на этапе проектных работ получил обозначение MD-12/4s-bis. Машина стала низкопланом, хвостовое оперение стало обычной схемы. В этом варианте в 1959 построили экземпляр для статических испытаний, законченный в марте, и следом второй - для испытаний летных, который получил регистрацию SP-PAL. 21 июля он совершил первый полет. Салон этого прототипа не был оборудован пассажирскими креслами, на нем проводились заводские испытания по итогам которых были проведены некоторые изменения в конструкцию мотогондол.

Второй из летающих прототипов (регистрация SP-PBD) полетел 7.01.1961. Он был уже полностью функциональным и готовым к применению в качестве пассажирского. Или грузо-пассажирского или транспортного - кресла в салоне легко демонтировались. Поэтому получил обозначение MD-12P. В августе 61го машина была передана в опытную эксплуатацию в государственную польскую авиакомпанию LOT. За пять недель MD-12 совершил 120 пассажирских рейсов по маршруту Варшава-Жешув. Отзывы о машине были положительными, он хорошо летал и был экономичней прочих самолетов LOT. В 1961-62гг самолет использовался как чартер на рейсах между Варшавой и Познанью.

Следующей версией самолета стал аэрофотографический MD-12F. У поляков что-то уже использовалось для запечатления земной поверхности, но это что-то вышло из строя, поэтому возникла острая нужда в специальном самолете. Конструкцию фотографического довольно сильно изменили - удлинили крыло, передняя часть самолета стала совершенно иной - с большим остеклением, удалено место второго пилота, добавлены: автопилот, оборудование для полетов в сложных метеоусловиях, "темная комната" для работы с фотоматериалами. Были проделаны окошки для фотоаппаратов: два по бокам фюзеляжа - для боковой съемки, два - внизу, для вертикальной съемки. В случае нужды оборудование демонтировано - и самолет превращался в транспортный.

Первый полет "фотографа" с регистрационным номером SP-PBL прошел 21 июля 1962. MD-12F совершил демонстрационные полеты в Венгрию и Румынию, якобы интерес к машине проявили в СССР и Пакистане. Началась подготовка к серийному выпуску на заводе WSK-Okęcie. Непонятно правда в каком варианте - пассажирском или чисто фотографическом. Факт что за рубежом большого восторга самолет не вызвал. Вполне возможно что приготовления были серьезными, вполне возможно что поляки начали бы производить самолет - но 17 сентября 1963 года разбился один из прототипов MD-12 (SP-PAL). Флаттер разрушил хвостовое оперение, самолет разбился вместе с пятью членами экипажа - двумя пилотами и тремя инженерами из авиаинститута. Проблема в конструкции была быстро решена с гарантией что больше такого не повторится, но на проекте был поставлен крест. Вскоре второй прототип был разобран, а вот аэрофотографический вариант сохранился. 19 апреля 1967 он совершил свой последний полет на аэродром авиационного музея в Кракове. Где находится до сих пор.

В польских источниках высказываются сожаления о то что MD-12 так и не стал серийным - мол погибла надежда на становление национальной гражданско-пассажирской авиапромышленности. Можно посочувствовать полякам, но, положа руку на - MD-12 был явно неудачным. Или неудачливым. Конечно из за двигателей - маленький самолетик с четырьмя лобастыми поршневыми авиамоторами - это жуткий анахронизм для 60х годов. Который к тому же не обладал какими-то примечательными взлетно-посадочными характеристиками для самолета такого класса, явно очень ограниченно годился для военных нужд, не имел никаких перспектив (во всяком случае в качестве пассажирского и транспортного) для зарубежных покупателей. В общем не повезло. Вроде как с 1957 года Wiktor Narkiewicz (по чьим инициалам названы поршневые моторы WN) вел работы над ТВД в классе 1000 л.с. специально для MD-12, но, понятно, дело с новым авиамотором нового типа - долгое и непростое. Поэтому совершенно не ясно почему в Польше для избавления от четырехмоторности не стали искать моторы в классе "восемьсот-тысяча лошадей" на Западе - вполне возможный вариант, ПНР было дозволено и не такое.

На родине самолета есть точка зрения что его убийцей стал Ан-2, производство которого начиналось в это время на заводе в Мельце(Mielec). Который кстати имел ТТХ близкие к MD-12, при этом был универсальней, проще, дешевле и т.д. и т.п. и имел вчетверо меньше моторов. А еще хотелось бы напомнить о существовании скромного самолетика LWD Miś - высокоплана, неудачного, но зато до чего похожего на советско-польский Ан-28, который начал выпускаться в Польше в 80х. Может польский авиапром на рубеже 40х-50х свернул немного не туда, и вместо мелкого недоавиалайнера надо было развивать утилитарные СУВПы?

А еще MD-12 стал единственным разработанным и построенным в Польше четырехмоторным самолетом.







 ЛТХ:
Модификация   MD-12F
Размах крыла, м   23.20
Длина самолета,м   15.80
Высота самолета,м   5.95
Площадь крыла,м2   57.00
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   5025
  максимальная взлетная   700
Тип двигателя   4 ПД Narkiewicz WN-3
Мощность, л.с.   4 х 300
Максимальная скорость, км/ч   305
Крейсерская скорость, км/ч   265
Практическая дальность, км   2100
Практический потолок, м   5200
Экипаж, чел   7


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Транспортный MD-12
 MD-12F
 MD-12F
 MD-12F (c) muzeumlotnictwa.pl
 MD-12F (c) muzeumlotnictwa.pl
 MD-12F (c) muzeumlotnictwa.pl
 MD-12F (c) muzeumlotnictwa.pl
 MD-12F (c) Simon Brooke

  Схемы:

 MD-12F

  



 

Список источников:

PDM. Убить "Дакоту" по-польски. CSS-12 и MD-12
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
PZL Mielec. MD-12F
Lotnictwo.net. MD-12F
Muzeum Lotnictwa Polskiego. Krakow
Samolotypolskie.pl. PZL MD-12, 1959
Muzeumlotnictwa.pl. Md-12 F
L+K 1967-23. Vaclav Nemecek. MD-12


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: