Уголок неба ¦ Ильюшин Ил-28Р

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   Ил-28Р
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1950
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Через месяц после первого полета Ил-28У, 19 апреля 1950 г., В.Коккинаки впервые поднял в воздух разведчик Ил-28Р. Самолет предназначался для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий. В соответствии со своим назначением он имел разнообразную аппаратуру для фоторазведки днем и ночью. Оборудование дневного фотографирования состояло из трех аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съемок. Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-Зс и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35. Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в автоматической качающейся установке АКАФУ и специальном фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа. Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались теплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа. Конструкция самолета и его систем давала возможность проводить в полевых условиях быстрый монтаж фотооборудования различного типа в зависимости от задания. Для увеличения дальности полета на самолете установили дополнительные топливные баки в бомбоотсеке и два сбрасываемых ПТБ на законцовках крыла. Общая емкость топливной системы возросла на 2660 л, что дало возможность увеличить дальность полета "по потолкам" Ил-28Р до 3150 км.

В связи с возросшей до 22720 кг максимальной взлетной массой размер колес основных опор был увеличен. Вместо устанавливавшейся на серийных бомбардировщиках воздушной системы уборки и выпуска шасси на Ил-28Р применялась гидравлическая система, позволившая резко сократить время этой операции - до 8 с. Была предусмотрена система раскрутки колес основных опор в воздухе перед посадкой. Из двух носовых пушек была оставлена одна по левому борту. При выполнении полетов над морем в средней части фюзеляжа Ил-28Р могла размещаться спасательная лодка ЛАС-3, управление выбрасыванием которой осуществлялось из кабин пилота или кормового стрелка.

По оценке В.Коккинаки, Ил-28Р по основным данным мало отличался от серийного Ил-28. Техника пилотирования, обзор и поведение самолета в воздухе не изменились. Наличие дополнительных баков на консолях крыла заметных изменений в поведение машины не внесло, за исключением очень небольшого утяжеления поперечного управления. Герметичные кабины с обогревом и автопилот позволяли экипажу легко, без лишнего утомления, переносить длительное пребывание (около 5 ч) на высоте. Заводские испытания Ил-28Р были закончены в конце июня 1950 г., и после успешного завершения государственных испытаний самолет был принят на вооружение ВВС. Его серийное производство сначала было развернуто на заводе № 30 в Москве, но с 1953 г. их стал строить завод № 39 в Иркутске, до этого выпускавший торпедоносцы Ту-14.

Дальнейшим развитием Ил-28Р стали самолеты радиотехнической разведки, на которых аэрофотоаппараты были заменены специальным радиооборудованием. Отличительной чертой этих машин являлись обтекатели антенн под центральной частью фюзеляжа.

Развитие средств радиолокационного обнаружения потребовало включения в боевые порядки бомбардировщиков самолетов РЭБ. На базе Ил-28 такие машины создавались путем установки в бомбоотсеке аппаратуры для рассеивания дипольных отражателей или постановки активных радиопомех. Доработка самолетов проводилась на ремзаводах.

Осенью 1956 г. с началом венгерских событий в готовность № 1 были приведены более 120 Ил-28 ПрикВО. До бомбардировок опорных пунктов повстанцев дело не дошло, но экипажи Ил-28Р производили разведполеты в интересах частей Особого корпуса, занимавшегося подавлением восстания. Один из этих самолетов был сбит зенитным огнем 8 ноября над островом Чепель на Дунае. Известно, что Указом Верховного Совета СССР от 18.12.1956 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи гвардейского бомбардировочного полка капитану А.А.Бобровскому, штурману капитану Д.Д.Кармишину и начальнику связи эскадрильи ст. л-ту В.Е.Ярцеву. Можно предположить, что именно их машина и была сбита над Чепелем.

В конце 50-х гг. два Ил-28Р из состава ВВС ГДР были переоборудованы на авиационном заводе в Дрездене в летающие лаборатории для отработки ГРД "014" .которыми предполагалось оснастить немецкий пассажирский самолет WEB-152. При переделке с Илов сняли все вооружение и прицельное оборудование, включая ПСБН, рабочее место штурмана перенесли в кабину стрелка, а в носу разместили инженера-исследователя и необходимую аппаратуру. Машины получили гражданскую регистрацию DM-ZZI и DM-ZZK. После завершения программы испытаний самолеты были возвращены Народной Армии ГДР, где использовались в качестве буксировщиков мишеней. Снова вооружать их не стали, однако вернулись к штатному размещению экипажа.







 ЛТХ:
Модификация   Ил-28Р
Размах крыльев, м   22.65
Длина, м   17.65
Высота, м   6.7
Площадь крыла, м2   60.8
Масса, кг  
  пустого самолета   13518
  нормальная взлетная   19500
  максимальная взлетная   22680
Тип двигателя   2 ТРД ВК-1(А)
Тяга, кгс   2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч   876
Крейсерская скорость, км/ч   670
Практическая дальность, км   3150
Разбег, м   965
Пробег, м   1700
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Ил-28Р ВВС СССР
 Ил-28Р ВВС СССР
 Ил-28Р ВВС Финляндии
 Ил-28Р ВВС ГДР
 Ил-28Р ВВС Болгарии
 Ил-28Р ВВС Чехословакии

 Схемы:

 Ил-28Р

 Варианты окраски:

 Ил-28Р буксировщик мишеней ВВС Финляндии
 Серийный Ил-28Р
 Опытный Ил-28Р с ТРД Pirna 014A-0 V-09, ГДР

 



 

Список источников:

Авиация и Время. Юрий Егоров, Александр Котлобовский. Удачный самолет, которому не везло
Крылья Родины. Юрий Сергеев. Классик фронтовой авиации
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой бомбардировщик Ил-28
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
Le Fana de l'Aviation. Yu. Kosminkov,V.N. Lavrov. Iliouchine 28 : celui qu’on attendait pas


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: