Уголок неба ¦ Boeing EC-135E Aria

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   EC-135E Aria
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1963
Тип: Самолет радиотехнического обеспечения
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 60-х NASA и департамент обороны (DoD) нуждались в высокомобильной системе слежения и телеметрии для обеспечения космической программы Apollo и других беспилотных космических программ. NASA и DoD подписали контракт совместного проекта с McDonnell Douglas и Bendix Corporations на модернизацию 8 транспортных самолетов Boeing C-135 Stratolifter в Apollo / Range Instrumentation Aircraft (A/RIA).

В 1963 году филиал фирмы Douglas в г. Талса, штат Оклахома, переоборудовал четыре C-135B в самолетные измерительные пункты (СИП) EC-135B (TRIA) для слежения за космическими объектами. Выглядели эти машины весьма своеобразно: взамен штатного радара стоял мощнейший в мире авиационный радар APN-59 (диаметр антенны - 2,13 м!). Он был закрыт здоровенным бульбообразным обтекателем длиной 3 м (droop spoot  - свисающий нос или snoopy nose - любопытный нос), из-за этого самолет получил прозвище "утконос", хотя сходство было весьма сомнительным. С правого борта перед крылом были нанесены характерные метки для замеров при съемке - большой черный прямоугольник с вертикальными и горизонтальными белыми полосами разного размера.

Известны три из четырех самолетов - борта 61-0331, 62-4128 и 62-4133. Два последних позже получили обозначение ЕС-135В ARIA. Позже, в 1967 г., на том же заводе аналогичным образом были переоборудованы восемь C-135A (60-0372, 60-0374, 60-0375 и 61-0326 по 61-0330). Четыре из них назывались C-135N и имели такие же метки для замеров при съемке; сверху фюзеляжа перед крылом у них располагалась антенна в приплюснутом каплеобразном обтекателе, а на концах крыла - антенны УКВ связи. 

 Поскольку самолеты использовались в космической программе США, которая была вне компетенции ВВС, они, в отличие от EC-135B (TRIA), имели надпись UNITED STATES OF AMERICA, а не U.S.AIR FORCE.

Первоначально EC-135N применялись при запуске космических кораблей "Аполлон", когда же эта программа закончилась, название подкорректировали - ARIA (Advanced Range Instrumentation Aircraft, перспективный СИП).

Остальные самолеты назывались EC-135N и не имели упомянутых меток. На грузовой двери у них мог монтироваться контейнер системы слежения за спутниками A-LOTS (Airborne Lightweight Optical Tracking System - легкая авиационная оптическая система слежения). Внушительного размера каплеобразный контейнер крепился на четырех обтекаемых стойках; носовая часть его была радиопрозрачной, а сбоку имелось продолговатое окно для аппаратуры. В контейнере находились телескоп с фокусным расстоянием 200 мм, 70-мм скоростная кинокамера и две телекамеры. Для наведения всего этого хозяйства над центропланом имелся блистер с оптическим прицелом. EC-135N предположительно также были приведены к этому стандарту. Со временем четыре EC-135N (60-0374, 61-0326, 61-0329 и 60-0330) получили двигатели TF33-PW-102 и новое обозначение - EC-135E. Еще два экземпляра (60-0372 и 60-0375) были разоборудованы. После того, как роль СИП взяли на себя четыре самолета EC-18A (переделанные Боинги 707-323С с таким же радаром), уцелевшие EC-135N и KC-135E были переданы 4950-му испытательному авиакрылу (ИА) на авиабазе Райт-Пэттерсон, штат Огайо для участия в различных экспериментальных программах.

С середины 90-х из-за высоких эксплуатационных расходов и прогресса в спутниковых технологиях, ВВС перевело самолет на другие программы, такие как J-STARS (Joint Surveillance and Target Attack Radar System).

В 3 Ноябре 2000 последний EC-135E (серийный номер 60-374, по прозвищу "The Bird of Prey" – «Хищная птица») был доставлен в музей ВВС США. За свою 32-х летнюю карьеру ARIA обеспечивал космическую программу США, осуществлял телеметрию, проверял данные по международным договорам и обеспечивал испытания крылатых и баллистических ракет.



 ЛТХ:
Модификация   EC-135E
Размах крыла, м   39.88
Длина самолета,м   41.53
Высота самолета,м   12.70
Площадь крыла,м2   226.03
Масса, кг  
  пустого самолета   46500
  максимальная взлетная   136304
Внутренние топливо, кг   86047
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney TF-33-PW-102
Тяга, кН   4 x 81.50
Максимальная скорость, км/ч   907
Крейсерская скорость, км/ч   796
Практическая дальность, км   8334
Практический потолок, м   10050
Экипаж, чел   11


 Доп. информация :


  Фотографии:

 EC-135N
 EC-135E       (c) Andy Martin
 EC-135E       (c) Steve Williams
 EC-135E       (c) Frank C. Duarte Jr.
 Носовой обтекатель антенны РЛС EC-135E (c) Sam Chui

  Схемы:

 EC-135E
 EC-135N

  Варианты окраски:

 EC-135E
 EC-135N    (c) А. Игнатий

  



 

Список источников:

Мир Авиации 1999-02. Дмитрий Комиссаров. Как ходил авиалайнер басурмана воевать
Putnam. Peter M.Bowers. Boeing Aircraft since 1916
AeroFax. Robert S. Hopkins III. Boeing
KC-135 Stratotanker
Squadron/Signal. C.M.Reed. KC-135 Stratotanker in Action
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Boeing EC-135E Advanced Range Instrumentation Aircraft (ARIA)
Aerotech. Last EC-135E ARIA retired to Air Force Museum


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: