Реклама...

Добавить свое объявление
Загрузка...
    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   E-2C Hawkeye
       
Разработчик: Grumman
Страна: США
Первый полет: 1971
Тип: Самолет ДРЛО
  ЛТХ     Доп. информация
   


В январе 1971-го совершил первый полет вариант значительно усовершенствованного "Хокая" - Е-2С. Работы по его созданию начались еще в июле 1968-го и были следствием уроков, полученных при применении Е-2А во Вьетнаме. Внешне от моделей "А" и "В" третья модификация "Хокая" отличается более острым и длинным (на 33 см) носом, скрывающим одну из антенн систем ALR-59, внутренние отличия гораздо более существенные.

Новый самолет должен был быть способен обнаруживать воздушные цели на фоне любой подстилающей поверхности, а не только водного пространства. Вариант Е-2С по составу бортового оборудования, концепции боевого применения стал действительно новым самолетом. Кроме РЛС AN/APS-120, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели на фоне земной поверхности (в том числе на фоне гор), сменившей РЛС AN/APS-96, на Е-2С заменили инерциальную навигационную систему и установили пассивную систему обнаружения источников электромагнитного излучения AN/ALR-59 (систему радиотехнической разведки). Антенна системы AN/ALR-59 установлена в увеличенном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе; пассивная система позволяет засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии примерно вдвое большем, чем дальность обнаружения воздушных целей РЛС AN/ APS-120.

Благодаря новой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложным и крупногабаритным американскому Е-ЗА и российскому А-50. На машинах варианта "С" установлены также более мощные двигатели "Аллисон" Т56-А-425 мощностью по 4910 л.с.ъ

Операторы "Хокая" способны осуществлять до 30 перехватов одновременно. Дополнительные возможности "Хокая" появляются в случае совместной работы с наиболее совершенным палубным перехватчиком ВМС США - истребителем "Грумман" F-14 "Томкэт".

Бортовая РЛС AN/AWG-9 "Томкэта" передает на борг"Хокая" информацию в реальном масштабе времени, при этом экипаж Е-2С может не включать свою станцию или использовать данные РЛС истребителей для уточнения имеющейся информации о целях. Применение "Хокая" в качестве поста наблюдения и управления позволяет сократить на 50% потребное количество истребителей-перехватчиков. С помощью самолета ДРЛО и управления (официальное название самолета Е2С "Хокай") истребитель автоматически выводится в зону визуального обнаружения цели и занимает положение, оптимальное для атаки.

Точное наведение истребителей требует знания исходной точки места их положения в пространстве, откуда наведение осуществляется. "Хокай" оснащен мощным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль, система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система "Такан", радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.

Первые Е-2С поступили на вооружение эскадрильи VAW-123, дислоцировавшейся на береговой авиабазе ВМС в Норфолке, а первым авианосцем, получившим Е-2С стала "Саратога" (в сентябре 1974 г.).

Самолеты Е-2С постепенно заменяли в эскадрильях флота предыдущие модели Е-2В, последний из которых сняли с вооружения в 1988 г. В процессе производства бортовое оборудование самолета постоянно совершенствовалось, порой весьма серьезно, но на обозначении машины доработки не отражались. С декабря 1976 г. (начиная с 35-го серийного Е-2С) стали устанавливать РЛС AN/APS-125, позволявшую с высоты 9000 м обнаруживать до 800 воздушных целей на удалении до 480 км и наводить истребители на 40 целей одновременно; аналоговую бортовую ЭВМ заменили цифровой. В 1977-84 г.г. на всех ранее построенных Е-2С "120-е" РЛС заменили на "125".

Станции AN/APS-120/125, точнее их антенны, имели существенный недостаток - большой уровень боковых лепестков диаграммы направленности. Применение на новой РЛС AN/APS-138 новой комбинированной антенны, состоящей из десяти антенн типа "волновой канал" (в комплексе вся антенна РЛС представляет собой некое приближение к наиболее перспективному типу передающих устройств - фазированным антенным решеткам, ФАР), позволило снизить уровень боковых лепестков, и, как следствие, улучшить характеристики станции по селекции целей. Серийное производство "138-х" РЛС началось в 1983 г., в том же году ими стали оснащать как вновь строящиеся, Так и состоящие на вооружении "Хокаи". Самолеты выпуска 1987-89 г.г. получили еще более совершенную РЛС AN/APS-139, имеющую режим обнаружения и сопровождения малоскоростных воздушных и надводных целей. Помехозащищенность станции улучшена за счет введения автоматического переключения на один из десяти фиксированных частотных радиоканалов в случае применения противником активных электромагнитных помех.

Наиболее совершенной на сегодняшний день из РЛС, устанавливаемых на "Хокаях", является РЛС AN/APS-145, которая применяется на Е-2С, начиная с самолета с заводским номером 161784. Усовершенствования РЛС направлены на увеличение дальности работы и дальнейшее повышение помехозащищенности. Уменьшение скорости вращения на один оборот в минуту (5 об/мин вместо 6 об/ мин у РЛС более ранних моделей, в режиме точной пеленгации скорость вращения антенны РЛС - 3 об/мин) наряду с уменьшением частоты повторения импульсов в передающем сигнале позволило увеличить дальность обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" на 40% - до 680 км. Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение позволяют обнаруживать до 2000 воздушных целей.

Параллельно с совершенствованием РЛС велась работа по улучшению всего бортового комплекса. В конце 70-х годов Е-2С стали оснащаться более совершенными пассивными системами обнаружения AN/ALR-73; аппаратурой, обеспечивающей передачу данных о воздушной обстановке по "закрытым" каналам связи. Самолеты, получившие "138-ю" РЛС, систему AN/ALR-73, цифровую бортовую ЭВМ и "закрытую" радиосвязную аппаратуру получили в ВМС обозначение Е-2С "Гроуп 0"; они поставлялись в 1980-88 г.г. "Хокаи" "Гроуп I" ВМС стали получать с августа 1989 г., они отличались наличием "139-й" РЛС и более мощных турбовинтовых двигателей Т56-А-427 (установка более мощных и экономичных ТВД чуть ли не единственное усовершенствование в конструкции "Хокая", непосредственно не связанное с БРЭО, в то же время лишние лошадиные силы "зарезервировали" возможность дальнейшего роста взлетной массы, связанной с установкой нового БРЭО ). В июне 1992 г. на авиабазе Мирамар достигла состояния первоначальной боевой готовности первая эскадрилья Е-2С "Гроуп II", оснащенных РЛС AN/APS-145, приемниками спутниковой навигационной системы, новыми ЭВМ, устройствами отображения тактической информации и радиосвязным оборудованием. Существующими планами развития авиации ВМС США предполагается модернизация всех поставленных самолетов "Гроуп I" в "Гроуп II" и снятие с вооружения самолетов "Гроуп 0" к 2004 г.; к 2010 г. все самолеты Е-2С будут переоборудованы путем установки новой БЦВМ, усовершенствованных рабочих консолей операторов БРЭО и систем спутниковой связи в вариант "Хокай 2000". Первый полет демонстрационного самолета "Хокай 2000" состоялся в начале 1998 г.

Кроме эскадрилий первой линии, Е-2С находятся на вооружении двух резервных эскадрилий авиации флота. Помимо флота, "Хокай" имеют Береговая охрана США и агентство по борьбе с наркотиками. Все самолеты ДРЛО, используемые этими службами, арендуются у ВМС. Обычно два Е-2С имеется в Береговой охране и два охотятся за наркоторговцами над мексиканским заливом. Самолеты и экипажи периодически меняются. "Кост Гуард" применяет Т-2С для контроля за прибрежной экономической зоной.

Кроме этого, "Хокай" привлекаются гражданской службой управления воздушным движением к контролю воздушного пространства в районе мыса Канаверал при запусках орбитальных кораблей "Спэйс "Шаттл".

Е-2С стал первым и единственным вариантом "Хокая", поставлявшимся на экспорт: четыре самолета закупили ВВС Израиля, тринадцать - Япония, пять -ВВС Египта. В 1998-м пару "Хокаев" для своего новейшего авианосца "Шарль де Голль" приобрели французы. Интересно отметить, что в вооруженных силах Израиля, Египта и Японии Е-2С используется как сухопутный самолет, то есть является более дешевой альтернативой сложному Е-ЗА.

Боевой единицей ПВО авианосного соединения считается один самолет Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении 110-115 км от корабля базирования на высотах 46007600 м; время патрулирования 3,5 часа. Появление этой боевой единицы в середине 70-х годов стало знаменательной вехой в развитии вооруженных сил. Главной угрозой американским авианосцам были и остаются крылатые ракеты, ранее советского, а теперь российского производства. Носителями ракет являются подводные лодки и самолеты.

Борьба с субмаринами - это проблема палубных "Викингов", вертолетов, а также различных эсминцев и фрегатов. Борьба с самолетами - задача истребителей, наводимых самолетом ДРЛО. К середине 70-х годов советские дальние ракетоносцы могли достаточно уверенно поражать цель, такую, как авианосец, не входя в зону действия истребителей. Связке "Хокай-Томкэт" ставилась задача сбивать не носители, вроде Ту-22М, а сами ракеты, и задача эта была вполне решаемой, во что долго не могли поверить в СССР. А когда поверили - пришлось делать новое поколение ракет, способных прорвать резко усилившуюся ПВО авианосного ордера. Кто победил в этой дуэли умов, СССР или США, на практике, к счастью, проверить не удалось.

Первым иностранным заказчиком "Хокая" стал Израиль: в 1977-78 г.г. это государство закупило в США четыре Е-2С "Гроуп О". 27 июня 1979-го над Южным Ливаном экипаж "Хокая" осуществлял координацию действий и наведение шести F-15A и пары "Кфиров". В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21. Это был первый случай использования израильтянами F-15. Долгое время эти истребители вводились в бой только под контролем самолета ДРЛО. В воздушных боях 1982-го над Ливаном самолеты ДРЛО многократно осуществляли успешное наведение израильских F-15 и "Фантомов". В декабре 1983-го один "Хокай" удалось сбить над Средиземным морем советскому расчету ЗРК С-200, находившемуся в Сирии в "командировке". Пуск ракет был произведен на дальности 190 км.

По утверждению советских военных специалистов, принимавших участие в боевых действиях в 1982-м на стороне Сирии, основной причиной успеха израильской авиации являлось использование самолетов ДРЛО. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС "Хокая" перекрывала основные районы воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.

В 1982 г. воздушные силы самообороны Японии получили также четыре самолета в варианте "Гроуп О", еще четыре "Хокая" аналогичной комплектации Япония закупила в 1984 г. В 1991 г. японцы под руководством американских специалистов начали устанавливать на свои самолеты ДРЛО РЛС AN/APS-145, а в 1992 г. в США были закуплены два самолета "Гроуп II", в 1995 г. - еще три. Сингапур в 1985-86 г.г. закупил четыре Е-2 С, оснащенных "138-й" РЛС. Эти самолеты оставались в США до 1987 г., пока их не освоили экипажи сингапурских ВВС. Еще одним покупателем Е-2С стал Египет: ВВС этой страны получили пять самолетов "Гроуп 0" 1986-87 г.г. и один "Гроуп II" в 1993 г. Четыре Е-2С "Гроуп II" в 1994-95 г.г. поставлено Тайваню. ВМС Франции приобрело два "Хокая" для нового атомного авианосца "Шарль де Голь". Стоит отметить, что все страны, кроме США и Франции, используют "Хокаи" в качестве "сухопутного" самолета ДРЛО с базированием на "обычные" аэродромы.

На конец 1997 г. изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 "Хокай" всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.

БРЭО самолета.

Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в шесть основных связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления.

Основу подсистемы обнаружения составляет трехкоординатная РЛС ANA\PS-145 дециметрового диапазона длин волн. Ее главным отличием от предыдущей модификации AN/APS-138 является возможность дальнего обнаружения воздушных и надводных целей на фоне сложной подстилающей поверхности. Станция может одновременно сопровождать до 1 200 целей и наводить истребители на 40 из них. РЛС включает в себя приемопередающую аппаратуру, ЭВМ, дисплеи и ФАР AN/APA-171. Скорость вращения антенны в зависимости от режима работы 5-6 об/мин.

Подсистема опознавания предназначена для решения задач опознавания государственной принадлежности воздушных объектов по принципу "свой-чужой" и управления воздушным движением. Она состоит из запросчика типа RT-988/A и процессора обработки сигналов OL-76/AP. Антенна запросчика размещается в обтекателе совместно с ФАР РЛС. Запросчик обеспечивает работу со всеми существующими международными стандартами опознавания.

Подсистема навигации используется для определения местоположения, пространственного положения и скорости самолета-носителя для точной географической привязки объектов разведки и стабилизации положения антенны РЛС.

Основными элементами данной системы являются приемник КРНС NAVSTAR и инерциальная навигационная система AN/ASN-92. В ее состав входят также: радиостанции дальней навигации AN/ASN-50 и системы ближней радионавигации TAKAN AN/ ARN-52(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/AРN-153(V), радиокомпас AN/ARA-50, радиовысотомер AN/APN-171(V), маркерный и аварийный радиомаяки.

Аппаратура подсистемы связи и передачи данных обеспечивает связь оперативной группы самолета E-2C с наземными (корабельными) ПУ и самолетами в воздухе. Она включает: УКВ-радиостанции AN/ARC-182(V), AN/ARC-10 и TRA6020; аппаратуру системы связи и распределения данных "Джитидс" ("Линк-16") AN/URQ-33; станции спутниковой связи УКВ-диапазона (JIT и AN/USC-42), усовершенствованный модем MD-1295/A. Кроме того, возможна установка УКВ-радиостанций AN/ARC-201D и -164.

К 2009 году самолеты планируется оснастить перспективной многофункциональной аппаратурой связи серии "ДжейТРС" (JTRS), работающей в диапазоне частот 2-2 500 МГц. Новые четырехканальные перепрограммируемые радиостанции модульного типа заменят устаревшие КВ- и УКВ-радиостанции, а также аппаратуру связи и распределения данных "Джитидс".

Подсистема обработки данных выполняет функции, аналогичные тем, что возложены на систему обработки данных самолета Е-3. В ее состав входит центральная ЭВМ OL-76/ASQ (L-304) с процессором компании "Нортроп-Грумман", обеспечивающим обработку данных в масштабе времени, близком к реальному. ЭВМ, собранная на базе коммерчески доступных модулей, имеет процессор с тактовой частотой 165 МГц и накопитель на жестком магнитном диске емкостью 9 Гбайт.

Подсистема отображения и управления состоит из трех автоматизированных рабочих мест (АРМ) AN/UYQ-70, объединенных в локальную сеть. АРМ выполнены на базе коммерческих компонентов и включают в себя: процессоры RISC-архитектуры фирмы "Хьюлетт-Паккард" с тактовой частотой 100 МГц, оперативное запоминающее устройство емкостью 64 Мбайт (возможно расширение до 256 Мбайт), цветные дисплеи, шаровые манипуляторы типа "трэкбол" и сенсорные панели. Дисплеи имеют разрешение 1 280 х 1 024 пикселя и диагональ 36 см.

Краткое описание самолета.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.

Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение. В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

Силовая установка - два ТВД "Аллисон" Т56-А-427 мощностью по 3800 кВт. Винты - четырехлопастные "Аэропродакс" Т-41 диаметром 4,1 м с электрическими противообледенителями лопастей.

Система управления - бустерная, с гидравлическими приводами. Имеется автоматическая система стабилизации и повышения устойчивости.

 



 Модификации :
 Е-2С Hawkeye  серийная модификация .
 ТЕ-2С Hawkeye  тренировочная модификация Е-2С.



 ЛТХ:
Модификация   E-2C
Размах крыла, м   24.56
Длина самолета,м   17.54
Высота самолета,м   5.58
Площадь крыла,м2   65.03
Масса, кг  
  пустого самолета   17265
  максимальная взлетная   23556
Внутренние топливо, кг   5624
Тип двигателя  
  до 1989   2 ТВД Allison T-56-A-425
  после 1989   2 ТВД Allison T-56-A-427
Мощность, кВт  
  T-56-A-425   3661
  T-56-A-427   3803
Максимальная скорость, км/ч   598
Крейсерская скорость, км/ч   576
Практическая дальность, км   2583
Дальность действия, км   320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин   6.06
Практический потолок, м   9390
Экипаж, чел   2 (3 оператора ДРЛО)


 Доп. информация :


 Чертеж "Grumman E-2 Hawkeye"
 Статья "E-2C Hawkeye ВВС Израиля"
  Фотографии:

 E-2С       (с)  George R. Kusner
 E-2С       (с)  KZ [LME_spotters]
 E-2С       (с)  Сергей Рябцев
 E-2С       (с)  Rod Dermo
 E-2С       (с)  Ralph Duenas
 E-2С       (с)  Del Laughery
 E-2С       (с)  Craig Pelleymounter
 Японский E-2С       (с)  Katsunori Kimura
 Кабина пилота E-2С

  Схемы:

 E-2C
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 E-2С   VAW-124    (c) Robin J. Lee
 E-2С   VAW-114    (c) Mark Styling
 E-2С   129 аэ ВВС Израиля

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Кедров. "Хокай" Е-2. Большой небесный глаз
ЗВО. А. Бобков. Авиационные средства ДРЛОиУ иностранных государств
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Авиасалоны мира. Александр Котов. Всевидящее око в поднебесье
Airforce Technology. E-2C Hawkeye Airborne Early Warning Aircraft
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. E-2 Hawkeye
Jane's All the World's Aircraft
MarkStyling.com. Grumman E-2C Hawkeye


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: