Уголок неба ¦ Boeing 737AEW&C

Реклама...

    


 
главная современная авиация разведчики
   Boeing 737AEW&C
       
Разработчик: Boeing
Страна: США, Австралия
Первый полет: 2004
Тип: Самолет раннего предупреждения и контроля
  ЛТХ     Доп. информация
   


Boeing 737AEW&C - cамолет раннего предупреждения и контроля (Airborne Early Warning and Control), созданный американской фирмой Boeing по заказу Королевских ВВС Австралии. Самолет создан на базе коммерческого лайнера Boeing 737-700 и имеет еще одно обозначение Boeing 737-7ES. Первый полет самолета состоялся 20 мая 2004 года.

Основным элементом БРЭО нового самолета является РЛС "Меса" (MESA - Multi-role Electronically Scanned Array), оснащенная неподвижной АФАР с электронным сканированием луча ДН, разработанной фирмой "Northrop-Grumman". В конструкции станции в отличие от конструкции РЛС AN/APY-2 самолета Е-3 отсутствуют подвижные механические элементы, что позволяет существенно повысить ее надежность, уменьшить размеры антенны и улучшить летно-технические характеристики самолета. Дальность обнаружения когерентно-импульсной РЛС, работающей в диапазоне частот 1,2-1,4 ГГц, при круговом обзоре пространства превышает 400 км. Количество обнаруживаемых за цикл сканирования целей достигает 3000.

Станция имеет три режима работы: сканирования воздушного пространства, сканирования надводного пространства и кадровой съемки для детального просмотра заданной зоны.

АФАР конструктивно состоит из трех антенных решеток, одна из которых обеспечивает сканирование в секторах плюс-минус 30 град. в передней и задней полусферах, а две другие - боковой обзор справа и слева. В целом такая конструкция обеспечивает обзор пространства в пределах 360 град. Высота антенны 2,4 м, длина 10,7 м. АФАР имеет 288 приемопередающих твердотельных модулей.

Для определения государственной принадлежности объектов и получения от них информации на самолете будет установлен запросчик системы опознавания "свой-чужой", работающий в диапазоне частот 1030- 1090 МГц. Он будет обеспечивать опознавание на дальности до 550 км. Запросчик может работать в стандартных режимах опознавания: 1, 2, 3/А, С (определения высоты полета) и селективном - S (Select).

В качестве антенны системы опознавания используются АФАР РЛС. Однако такая решетка не может одновременно применяться для опознавания и обнаружения объектов. Для управления РЛС и первичной обработки информации выбрана ЭВМ Power Stream 510 фирмы "Меркури".

Для обеспечения надежной засекреченной телефонной связи и обмена данными операторов и экипажа с наземными (корабельными) центрами управления и наведения, а также с самолетами ТА на борту самолета установлена аппаратура системы передачи данных "Линк-4А" ("Тадил-С"), аппаратура передачи данных "Линк-11" ("Тадил-А"), аппаратура связи и распределения данных "Джитидс" ("Линк-16") класса 2Н и станция спутниковой связи.

Станция спутниковой связи будет обеспечивать закрытую телефонную связь с центрами управления на континентальной части Австралии и других ТВД. Кроме того, в этих целях самолет оснастят тремя KB- и восемью УКВ-радиостанциями.

Комплекс РЭБ включает в себя: систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) "Немезис", автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ложных целей, а также ЭВМ ALR-2001 (для управления работой комплекса).

Центральная ЭВМ, устанавливаемая на самолете, на 80 % состоит из коммерчески доступных элементов и имеет открытую архитектуру. При ее создании широко использовались наработки, полученные в ходе проектирования бортовой ЭВМ для самолета "Нимрод" MRA. Мк 4. Все программное обеспечение написано на языке программирования С++. Количество АРМ, установленных на борту, может изменяться от шести до 14, при этом каждый оператор имеет доступ к данным, получаемым от РЛС "Меса", и ко всем средствам связи и передачи данных.

Приборная панель в кабине экипажа (два человека) самолета Боинг 737-700 подвергнется незначительным изменениям. Дополнительно будут установлены шесть плоских многофункциональных дисплеев (размещаются по середине приборной панели) для отображения текущей информации и воздушной обстановки с указанием возможных угроз, а также индикаторы на лобовом стекле VGS 2020 фирмы "Маркони".

Кроме ВВС Австралии заинтересованность в самолете высказали и  ВВС Турции.

На статической стоянке выставки в Дубае впервые широкой публике был продемонстрирован первый из четырех заказанных ВВС Турции самолетов ДРЛОиУ, созданных на базе Boeing 737-700. Не сказать, чтобы это была такая уж важная сенсация, но все же - первое явление АВАКСа, выкаченного 8 ноября этого года после завершения процедуры покраски и нанесения опознавательных знаков турецких ВВС.

Первым заказчиком самолета ДРЛОиУ на базе Boeing 737-700 стала Австралия -соответствующее соглашение было подписано по результатам тендера в рамках австралийской программы "Веджтейл" (Project Wedgetail) в декабре 2000г. Основу радиоэлектронного комплекса самолета составляет многофункциональная РЛС с электронным сканированием луча MESA производства компании "Нортроп-Грумман", поставляющей для него также новую систему активной ИК-защиты AN/AAQ-24(V) "Немезида". Авионику для турецкого АВАКСа поставляет британская "ВАЕ Системз", а аппаратуру радиотехнической разведки и другое радиоэлектронное оборудование -израильская "Элта Электронике".

Канберра заказала вначале четыре самолета с опционом еще на три, но в мае 2004 г. перевела две машины из опциона в твердый контракт. Окончание поставок всех шести машин запланировано не позднее 2008 г. АВАКСы пополнят ряды 2-й авиаэскадрильи Королевских ВВС Австралии, базирующейся на ВВБ "Вильямстаун". Причем австралийская авиационная промышленность принимает весьма активное участие в программе, исполняя работы объемом более 349 млн долл. В ВВС Австралии самолеты получили обозначение E-7A Wedgetail.

После удачного развития австралийского проекта, обошедшегося казне более чем в 1 млрд. долл., к программе подключились и ВВС Турции, подписавшие с "Боингом" контракт на четыре таких самолета- программа получила обозначение "Пис Игл" (Peace Eagle), руководитель программы со стороны американцев - Марк Эллис (Mark Ellis). Первый самолет изначально планировалось передать заказчику в текущем году (вероятнее всего, что это произойдет только в 2008 г.).

В первый полет турецкий АВАКС отправился 6 сентября - в течение 2,5 ч самолет пилотировали "боинговские" летчики-испытатели Реджис Хэнкок (Regis Hancock) и Рэндон Стюарт (Randon Stewart). Первый же полет с включением РЛС и испытанием остальных радиоэлектронных систем состоялся буквально накануне выставки - 30 октября. В настоящее время на турецкой ВВБ "Конья" идет сооружение центра технического обеспечения и другой необходимой для базирования новых самолетов наземной инфраструктуры.

Субподрядчиком по программе выступает австралийская компания "Боинг Австралия", отвечающая за разработку и конструкторское сопровождение создания наземной инфраструктуры, проведение части технического обслуживания и обеспечение подготовки специалистов турецкой авиационной промышленности, которые будут отвечать за техническое состояние машин после их передачи и "окончания гарантийного срока". Причем американцы, по соглашению с Турцией, изготавливают у себя в Сиэтле только первый самолет, а остальные три будут собираться на предприятии турецкой компании TAI (Turkish Aerospace Industries) в Анкаре. Испытательный полет первого самолета турецкой сборки запланирован на первый квартал 2008 г.

Турецкий АВАКС на базе В737-700, управляемый экипажем из двух пилотов и 6-10 операторов, имеет взлетную массу чуть более 77 т и способен осуществлять патрулирование с крейсерской скоростью 760 км/ч на высоте до 12 500 м в течение не менее 9 ч. Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей.

В настоящее время "Боинг" также активно ведет работы по программе Е-Х, предусматривающей поставку ВВС Южной Кореи четырех машин аналогичного типа. Первая из них должна быть передана заказчику в 2011 г., а остальные, работы по которым будут выполняться уже на предприятиях корейской авиастроительной компании KAI, - годом позже.

22 марта 2019 года министр обороны Великобритании Гэвин Вильямсон подписал контракт стоимостью 1,98 млрд долл на приобретение для Королевских ВВС Великобритании пяти американских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления Boeing E-7 (также известных как Boeing 737 АEW&C). Самолеты получат название Wedgetail - такое же, какое они имеют в ВВС Австралии, и их эксплуатация в британских ВВС будет осуществляться в партнерстве с австралийской стороной.



 ЛТХ:
Модификация   B-737AEW
Размах крыла, м   35.80
Длина самолета,м   33.60
Высота самолета,м   12.50
Площадь крыла, м2   91.00
Масса, кг  
  пустого самолета   46606
  максимальная взлетная   77564
Тип двигателя   2 ТРДД CFM International CFM56-7B27A
Тяга, кН   2 х 118
Максимальная скорость, км/ч   905
Крейсерская скорость, км/ч   853
Практическая дальность, км   6482
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   6-10


 Доп. информация :


  Фотографии:

 B-737AEW ВВС Австралии
 B-737AEW ВВС Австралии
 B-737AEW ВВС Австралии
 B-737AEW ВВС Австралии
 B-737AEW ВВС Турции  (c)  Александр Жуков
 B-737AEW ВВС Турции  (c)  Marc-Antony Payne
 B-737AEW ВВС Турции  (c)  Сергей Кривчиков

  Схемы:

 B-737AEW
 Компоновочная схема

  



 

Список источников:

Авиация и Время. Новый самолет ДРЛОиУ
Зарубежное военное обозрение 2006-05-06. А. Бобков. Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (Е-737 MESA)
Взлет. Владимир Щербаков. Явление турецкого АВАКСа
Boeing.com. 737 Airborne Early Warning and Control (AEW&C)
Airforce Technology. 737 AEW&C Wedgetail Airborne Early Warning and Control Aircraft
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. E-737 AEW&C


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: