Уголок неба ¦ Lockheed S-3A Viking

Реклама...

Интернет магазин тканей Statex statexpro.ru в Москве.
    


 
главная послевоенная авиация морские
   S-3A Viking
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1972
Тип: Противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После окончания войны задачи противолодочной обороны (ПЛО) решались с помощью модифицированных штурмовиков "Скайрейдер" AD-5S, AD-5W и самолетов "Гардиен" модификаций AF-2S и AF-2W. Как правило, в "охоте" за подводной лодкой участвовало сразу две машины. Одна производила поиск (модификация W), а вторая использовала средства уничтожения (модификация S): Большинство этих самолетов базировалось на специальных авианосцах, которые были переклассифицированы из ударных в противолодочные. Низкая эффективность применения "Скайрейдеров" и "Гардиенов" заставила начать проектирование нового самолета ПЛО - S2F-1 "Треккер" (фирма "Грумман"). Сего поступлением на вооружение количество противолодочных машин должно было сократиться, а качество выполнения боевых задач увеличиться. Первый полет XS2F-1 (фирменное обозначение G-89) состоялся 4 декабря 1952 года.

"Треккер" - двухдвигательный моноплан с высоко расположенным крылом и двумя поршневыми двигателями с трехлопастными винтами изменяемого шага. Противолодочное оборудование состояло из гидроакустических систем поиска подводных лодок (активная система "Джули" и пассивная "Джизебел"), поискового локатора (фактически метеорологического), магнитного обнаружителя, газоанализатора и прожектора.

Датчик магнитного обнаружителя находился на выдвижной штанге в хвостовой части самолета, убираемая гондола с РЛС - в нижней части фюзеляжа. Радиогидроакустические буи (РГБ) систем "Джули" и "Джизебел" устанавливались в задних частях развитых гондол двигателей, по восемь штук в каждой. Газоанализатор предназначался для обнаружения выхлопных газов двигателей подводных лодок. Экипаж самолета - четыре человека.

В 1954 году начался серийный выпуск "Треккеров". За все время производства S2F (до 1968 года) выпущено около 10 модификаций этой машины. Основные: S2F-1S -вариант S2F-1 с усовершенствованным оборудованием; S2F-2 - вариант с увеличенной хвостовой частью и отсеком вооружения, позволяющими нести ядерные глубинные бомбы и торпеды Мк.46 мод.0; S2F-2P - разведывательная модификация "Треккера"; S2F-3 - вариант с увеличенным запасом топлива и 16 РГБ (дальность полета - до 2095 км против прежних 1448 км). "Треккеры" сводились в эскадрильи по 20 самолетов в каждой. На противолодочном авианосце, кроме эскадрилий штурмовиков, вертолетов ПЛО и самолетов ДЛРО, базировались две эскадрильи S2F.

Появление у СССР атомных подводных лодок привело к парадоксальному уменьшению количества палубных противолодочных самолетов. Бортовое оборудование их уже не позволяло держать под контролем обширные подводные пространства. Газоанализатор и прожектор стали просто бесполезными, а другая часть оборудования имела настолько низкие технические характеристики, что ни о какой борьбе с атомными подводными лодками не могло быть и речи. "Треккер" быстро устарел, противолодочные авианосцы оказались малоэффективными. В 1965 году число последних сокращено с девяти до четырех; затем и они полностью сняты с вооружения. Оставшиеся в строю американские авианосцы стали называться ударными. Большое количество самолетов "Треккер" было выведено в резерв, а идеи по разработке нового палубного самолета ПЛО не получили официальной поддержки. Поиск и уничтожение подводных лодок взяли на себя самолеты берегового базирования Р-2 "Нептун" и Р-3 "Орион". Когда выяснилось, что для прикрытия группировок кораблей по всей акватории Мирового океана радиус действия базовой авиации недостаточен, министерство обороны признало решение о сокращении палубной авиации ПЛО ошибочным. Была пересмотрена и концепция применения авианесущих кораблей. Они стали многоцелевыми (ударно-противолодочными), с "авиакрыльями" смешанного состава. В последнем варианте в них должны были войти подразделения новых самолетов ПЛО - S-3, количество которых зависело от поставленной боевой задачи. Тем самым, по мнению западных специалистов, именно S-3 "Викинги" сделали американский авианосец таким, каким мы привыкли его видеть сегодня.

Идея создания нового самолета возникла в 1964 году. По своей эффективности он должен был превзойти S2F в десять раз. Тактико-технические требования выработаны в конце 1966 года, а еще через два года был объявлен конкурс по программе VSX (Carrierborne Anti-submarine Experimental). B нем приняли участие шесть фирм: "Грумман", "Дженерал Дейнеминс", "Норт Америкен", "Макдоннел-Дуглас", "Локхид" и LTV-("Воут"), Для участия в заключительном этапе они объединились в две группы. Победили фирмы "Локхид" и LTV. Первая занималась общей разработкой и при производстве отвечала за окончательную сборку самолета. Вторая производила крылья, гондолы двигателей, хвостовое оперение и шасси.

Макет самолета был представлен в 1970 году. В 1971-м начались испытания двигателя (он устанавливался на дополнительном пилоне бомбардировщика В-47). Новое поисковое оборудование испытывалось на патрульном "Орионе". После исследования работы отдельных систем построено девять опытных самолетов YS-3A. Первый взлет новой машины, получившей название "Викинг", состоялся 21 января 1972 года. Полет продолжался 42 минуты и прошел успешно. 29 ноября 1973 года девятый самолет YS-3A выполнил первую посадку на авианосец "Форрестол". 20 февраля 1974 года первый серийный "Викинг" поступил на вооружение, а к середине 1978 года поставки их в части завершились после передачи 187 самолетов.

При создании самолета конструкторам удалось решить проблему создания пригодного для размещения на авианосцах компактного боевого самолета, обладающего мощным радиоэлектронным оборудованием и большим радиусом действия . Самолет представляет собой двухдвигательный высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности по линии 1/4 хорд составляет 15°) и убирающимся в полете трехстоечным шасси с передней стойкой. Цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок, небольшого удлинения, имеет в поперечном сечении форму квадрата со скругленными углами. В носовой его части располагается кабина экипажа, состоящего из четырех человек. Впереди друг с другом рядом находятся кресла летчиков, за ними - кресла операторов бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Все кресла катапультируемые. За кабиной экипажа находятся отсеки вооружения, а в хвостовой части смонтирована выдвигающаяся штанга магнитометра. Для обеспечения возможности размещения самолета в ангарах авианосцев крыло и киль самолета складываются с помощью специальных приводов. Для посадки на палубу авианосца самолет, кроме колесного шасси, оборудован посадочным гаком.

Двигатели силовой установки размещены на пилонах под крылом самолета. На форсаже каждый из двух двигателей фирмы General Electric TF34-GE-2 развивает тягу 4200 кгс. 3апac топлива во внутренних топливных баках составляет 7200 л, на пилонах под крылом самолета могут быть подвешены два дополнительных топливных бака общей емкостью 2270 л. Имеется возможность заправки самолета топливом в воздухе.

Самолет оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, позволяющим выполнять полеты в любое время суток в сложных метеорологических условиях и обеспечивающим обнаружение современных подводных лодок, находящихся в подводном положении. Бортовое радиоэлектронное оборудование объединено в боевую информационно-управляющую систему A-NEW, в которую наряду с поисковым оборудованием входят комплексы пилотажно-навигационного и связного оборудования, а также система управления оружием.

Все компоненты A-NEW объединяются быстродействующей ЭВМ AN/AYK-10. Эта вычислительная машина управляет работой различных систем и подсистем, а также средствами поиска цели, обрабатывает данные для отображения, вырабатывает команды на применение оружия, вычисляет местоположение целей и сбрасываемых радиогидроакустических буев, обрабатывает поступающую от них информа" цию и регистрирует процесс выполнения задания. В состав ЭВМ входят по два центральных процессора, запоминающих устройства, блока ввода-вывода, блока сопряжения. Такое резервирование обеспечивает функционирование всех остальных систем самолета в случае отказа половины блоков ЭВМ.

Основным поисковым оборудованием самолета являются активные и пассивные радиогидроакустические буи. Кроме того, самолет оборудован поисковой РЛС, инфракрасной системой переднего обзора, станцией радиотехнической разведки и магнитным обнаружителем с магнитным компенсатором. По сообщениям печати, поисковая РЛС способна обнаружить перископ подводной лодки на расстоянии 55 км при волнении моря до 3 баллов.

Самолеты модификации S-3A вооружаются глубинными бомбами Мк57, торпедами Мк4б, минами Мк53 и пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 70-мм или 127-мм. Начиная с 1981 года часть самолетов модификации S-3A переоборудована в модификацию S-3B, в состав вооружения которой введены противокорабельные управляемые ракеты Гарпун. Самолеты модификации S-3B имеют также усовершенствованное радиоэлектронное оборудование.

В конце 70-х годов разработано еще две модификации "Викинга": KS-3A (палубный самолет-заправщик с дополнительным топливным баком емкостью 6800 л) и US-3A (палубный транспортный самолет). Последний разрабатывался по программе COD, для материально-технического обеспечения авианосцев. Он отличался удлиненным на 1,77 м фюзеляжем, усиленным посадочным крюком и составом бортового оборудования. К 1980 году эти модификации прошли оценочные испытания, однако серийно не производились.

Кроме модификаций US-3A и KS-3A в авианосной авиации США используются самолеты радиотехнической разведки ES-3A Shadow.

Специально для авиации ВМС ФРГ разработана еще одна модификация "Викинга" (15 машин), в состав вооружения которой входила управляемая ракета ZAGM-84 "Гарпун". По экономическим соображениям Германия в конце концов отказалась от закупки S1-S-3 и ограничилась модернизацией базового патрульного самолета "Атлантик".

Описание самолета

S-ЗА представляет собою моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов с ограниченным применением композиционных материалов. Крыло имеет геометрическую крутку и существенное изменение кривизны профиля по размаху. Управление осуществляется с помощью элеронов и интерцепторов (на верхней и нижней поверхностях крыла), закрылков и предкрылков (по всему размаху). Хвостовое оперение состоит из киля с рулем направления и стабилизатора с рулями высоты. На палубе авианосца крыло и киль могут складываться как одновременно, тан и независимо друг от друга. Шасси по конструкции аналогично штурмовику А-7. Аварийный выпуск всех стоек обеспечивается пружинами. Основная стойка при ударе о палубу может амортизировать с ходом 0,5 м. Топливные баки размещены в центральной части крыла. Самолет оснащен штангой для дозаправки топливом в полете. Штанга убирается и выпускается электродвигателем с помощью червячной передачи. В передней части фюзеляжа находится красный прожектор для подсветки штанги в ночных условиях.

На развитых пилонах под крылом установлены двигатели большой степени двухконтурности. Они разработаны специально для условий палубного базирования и обслуживания. Выход с режима "малый газ" на "максимальный режим" осуществляется за 3,5 секунды. Сопла двигателей направлены вверх под углом 10° для сохранения балансировки самолета при резких изменениях величины тяги.

Система управления - гидравлическая, с двухкратным резервированием. Для разгрузки летчиков в длительных полетах и повышения характеристик управляемости имеется автоматическая система управления. В кабине установлены катапультируемые кресла ESCAPAC фирмы "Дуглас" для всех членов экипажа. Кресла снабжены парой ракетных двигателей и гироскопически стабилизируемыми соплами. При катапультировании кресло выстреливается обычным пиропатроном, а ракетные двигатели уводят его в сторону от самолета.

Поисковое оборудование самолета: бортовая РЛС, инфракрасная система переднего обзора (FLIR), магнитометр, 60 РГБ (используется только 59 из них, последний же хранится в качестве аварийного радиомаяка), система обработки информации от РГБ и системы РЭБ и система радиоразведки. Газоанализатор и прожектор на S-3A отсутствуют. Расстановка РГБ производится автоматически (все 59 буев могут быть выпущены за 10 с). Наклонные пусковые трубы для РГБ расположены снизу в хвостовой части самолета, причем их отверстия закрываются крышками. Бортовой компьютер-вычислитель запоминает место постановки буев и может определить местоположение любого из них с учетом влияния течений и волнения моря.

Окраска самолета стандартная: светлосерый цвет сверху и белый снизу. В белый цвет окрашиваются поверхности управления (элероны, интерцепторы и т.д.). Расположение надписей и опознавательных знаков на всех самолетах одинаковое.

Вооружение размещается в двух отсеках фюзеляжа и на двух подкрыльевых пилонах. Во внутренних отсеках могут размещаться: четыре бомбы Мн.36, четыре торпеды Мк.46, четыре мины Мк.53, четыре глубинные бомбы Мк.57. На пилонах можно подвесить: два топливных бака емкостью 1135 л, контейнеры с НУР, от двух до шести бомб, торпеды, глубинные бомбы или (на модификации S-3B) противокорабельные ракеты "Гарпун".




 Модификации :
 S-3А Viking

 первая серийная модификация самолета с ТВД TF34-GE-400A.

 ЕS-3А Shadow

 cамолет радиоэлектронной разведки  на базе S-3А Viking, с РЛС APS-137 и системой РЭБ ALR-76.

 US-3А

 палубный вспомогательный транспортный самолет на базе S-3А Viking.

 S-3В Viking

 модернизированная версия 1991 года с ТВД TF34-GE-400A/B, тактической системой IBM UYS-1, системой РЭБ ALR-76, РЛС APS-116 модернизированная до стандарта APS-137(V) и ПКР AGM-84 Harpoon.




 ЛТХ:
Модификация   S-3A
Размах крыла, м   20.93
Длина самолета,м   16.26
Высота самолета,м   6.93
Площадь крыла,м2   55.56
Масса, кг  
  пустого самолета   12088
  нормальная взлетная   19278
  максимальная взлетная   23798
Топливо  
  внутреннее, кг   5753
  ПТБ, л   2 х 1135.6
Тип двигателя   2 ТРДД General Electric TF34-GE-2
Тяга, кН   2 x 41.25
Максимальная скорость, км/ч   834
Крейсерская скорость, км/ч   649
Практическая дальность, км   5558
Боевой радиус действия, км   1751
Продолжительность полета, ч.мин   7.30
Практический потолок, м   10670
Экипаж, чел   4
Вооружение:   Боевая нагрузка - 2270 кг в отсеке оружия и двух узлах подвески
 В отсеке оружия:
 1x 10/20 кт ядерная бомба В57, или 4x 454-кг бомбы или мины Mk.36/52/53, или 4 глубинные бомбы Mk.54, или 2x 907-кг мины Mk.55/56, или 4 торпеды Mk.46,
 до 60 гидроакустических буев,
 На узлах подвески:
 4x 227-кг бомбы Mk.82, или 2 глубинные бомбы Mk.54 или Mk.57, или 2 мины Mk.36/52/53, или 2 кластерные бомбы Rockeye Mk.20


 Доп. информация :


  Чертеж "Lockheed S-3 Viking"
  Фотографии:

 Прототип YS-3A
 S-3A         (c) Mike Freer
 S-3A         (c) Alistair Bridges
 S-3A         (c) Mike Freer
 S-3A         (c) Andrew Muller
 S-3A         (c) Alex Christie
 S-3A на палубе авианосца        (c) David Eyre
 S-3A

  Схемы:

 S-3A

  Варианты окраски:

 S-3A     VS-32
 S-3A     VS-29

  



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Александо  Чечин. Противолодочный самолет S-3 "Викинг"
В.Н.Шунков. Самолёты спецназначения
Справочник "Противолодочные и патрульные самолеты"
U.S. Navy Patrol Squadrons.  Lockheed S-3 Viking Aircraft
SAM. Aircraft in Detail : Lockheed S-3 Viking
Famous Airplanes of the World 125. S-3 Viking


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: