Уголок неба ¦ Поликарпов Р-2

Реклама...

Купить мягкую и корпусную https://gm-tver.ru мебель в Твери.
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Р-2
       
Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1924
Тип: Самолет-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вскоре после принятия решения о постройке серии "русифицированного" ОН.ЭАв 1923 — 1924 гг. Конструкторский отдел ГАЗ No.1 получил несколько заданий от ВВС на проектирование новых опытных самолетов. В их числе находился переходный (тренировочный) разведчик Р-II (П-1) с двигателем "Майбах" мощностью 260 л.с. и корпусной разведчик P-III (Р-ЛЗ) с мотором "Либерти".

P-III конструкции М.М. Шишмарева во многом был близок к Р-1. Для улучшения обзора нижнее крыло на нем отнесли от фюзеляжа, верхнее, наоборот, крепилось к верхнему фюзеляжному лонжерону. Предусматривалась дополнительная нижняя оборонительная точка.

P-III имел размах крыльев 12,9 м, площадь крыльев 45 м7, полетный вес 2075 кг. Согласно расчетам, предполагалась максимальная скорость 220 км/ч, потолок 5500 м. Машина была построена и летала в 1925 г. После аварии, произошедшей 8 октября того же года, аппарат находился в ремонте до февраля 1926 г. К этому моменту интерес к самолету пропал. Признавалось, что P-III "не превосходит Р-1", который уже строился массовой серией, поэтому далее этот тип не развивался.

Практически одновременно с заданием на Р-II с мотором "Майбах" решено было построить серию переходных (учебно-тренировочных) разведчиков под закупаемые в Англии рядные двигатели "Пума" мощностью 220 - 230 л.с. Задание на адаптацию планера Р-1 под этот мотор завод получил 1 апреля 1924 г., причем работа не включалась в общий план опытного строительства, а шла по отдельному заказу ВВС. Общее руководство осуществлял В.Л. Моисеенко.

Самолет поначалу назывался DH.9 с СП, затем Р-1 СП (СП - от Сиддли "Пума"), а далее за ним закрепилось обозначение Р-2 (иногда писали Р-М). Внешне Р-2 напоминал английский DH.9 с тем же двигателем "Пума", бомбовое вооружение и турель на нем обычно не устанавливались. Дополнительными отличиями от боевого Р-1 были уменьшенный размер колес (750x125 мм) и использование синхронизатора ПУЛ-7 в установке курсового пулемета.

Первый опытный Р-2 поступил на аэродром 1 августа 1924 г., 15 октября машину передали для продолжения испытаний на Научно-опытный аэродром (НОА), где она находилась до 9 декабря. В отчете по испытаниям указывалось "прекрасное совпадение проектных данных с летными", самолет сочли полностью соответствующим своему назначению, и он был принят на снабжение летных школ.

Первые серийные Р-2 построили в феврале 1925 г. В период с 1925 по 1926 г. ГАЗ No.1 выпустил 130 Р-2, из которых 70 машин имели двойное управление. Есть данные о дополнительном заказе на 40 аппаратов, однако о реализации его ничего не известно.

Самолет в основном использовался в летных школах, при этом курс подготовки строился следующим образом. Поначалу учлет (по-современному - курсант) обучался полетам на У-1 (советской копии английского Авро 504К), далее пересаживался на Р-2, на котором по нормам выполнялось 28 полетов с инструктором и 40 - самостоятельно. Значительное количество полетов объяснялось их малой продолжительностью, т.к. летали исключительно "по кругу", и основными элементами обучения считались взлет и посадка. Лишь после того, как учлет выпускался самостоятельно на Р-2, его допускали к полетам на боевом Р-1, на котором предстояло выполнить 17 вывозных (с инструктором) и 33 самостоятельных полета. Пройдя весь означенный цикл на самолетах трех типов, соискатель мог рассчитывать на звание "красвоенлета", т.е. красного военного летчика.

Р-1 считался довольно сложным в пилотировании. Обучение полетам на этом весьма строгом самолете велось в 1-й Качинской, 2-й Борисоглебской и 3-й Оренбургской летных школах. В 1925 г. по предложению инженера B.C. Денисова ГАЗ No.1 выпустил два улучшенных и аэродинамически облагороженных Р-2. На одном из этих самолетов, отличавшихся эллиптическим лобовым радиатором и воздушным винтом, снабженным обтекателем (коком) на втулке, в перелете Москва - Пекин участвовал летчик А.Н. Екатов.






 ЛТХ:
Модификация   Р-2
Размах крыла, м   14.02
Длина, м   9.50
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1230
  нормальная взлетная   1730
Тип двигателя   1 ПД М-5
Мощность, л.с.   1 х 400
Максимальная скорость, км/ч   195
Крейсерская скорость, км/ч   165
Практическая дальность, км   660
Максимальная скороподъемность, м/мин   105
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета (по 350 патронов на каждый)
  Легкие бомбы общим весом до 400 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Р-2 с двигателем Siddeley Puma
 Р-2 с двигателем Siddeley Puma
 Р-2
 Р-2
 Р-2
 Р-2
 Р-2
 Р-2
 Р-2
 Улучшенный Р-2 (Р-1СП)

  Варианты окраски:

 Р-2 Екатова, участвовавший в перелете Москва-Пекин

 



 

Список источников:

РусАвиа. В.П. Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова
Авиация и Время 2001-04. Михаил Маслов, Ленарт Андерсон. Старый служака Р-1
АвиаКоллекция 2004-03. Михаил Маслов. Разведчик Р-1
АвиаМастер 2003-01. Михаил Маслов. Москва-Пекин-Токио: первый великий перелет советской авиации
Авиация и Космонавтика 2009-05. Владимир Котельников. История самолета Р-1
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Air Enthusiast 1998-03. A.Alexandrov, G.Petrov. Aah! De Havilland-ski!


Уголок неба. 2023



 

  Реклама: