главная авиация первой мировой вспомогательные
   MS.230
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Двухместный учебно-тренировочный самолет Morane-Saulnier M.S.230 категории Et.2 для промежуточной подготовки был наиболее востребованным французским самолетом этого класса в межвоенные годы. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух в феврале 1929 г. и представлял собой прочный подкосный моноплан схемы парасоль с фюзеляжем круглого поперечного сечения и ширококолейным шасси с раздельными стойками. Ученик размещался в открытой кабине под вырезом в задней кромке крыла, а инструктор сразу позади него.

За первоначальным заказом на 500 машин для Военно-воздушных сил Франции последовали новые военные контракты плюс заказы от французских ВМС, гражданских летных школ и частных лиц. Экспортные варианты M.S.233 и M.S.236 строились компаниями OGMA (Португалия) и SABCA (Бельгия) соответственно. Самолет, кроме учебно-тренировочных, выполнял многие другие задачи, включавшие связь, наблюдение, стрелковую подготовку, буксировку мишеней и планеров, а также высший пилотаж.









 Модификации :
MS.229

 два экземпляра, построенные в 1931г. для швейцарских Военно-воздушных сил; аналогичны самолетам M.S.230, но с V-образными 8-цилиндровыми двигателями Hispano-Suiza 8Ac. Один из них был переделан в 1932г. под звездообразный двигатель Wright 9Qa.

MS.230

 построено свыше 1100 самолетов; будучи главным учебно-тренировочным самолетом Военно-воздушных сил Франции, эти аппараты использовались также ВМС этой страны и большим числом хорошо известных частных пилотов; одна машина летала с двигателем Lоrraine 9Nb Algol Junior.

MS.231

 шесть самолетов, построенных в 1930 году с двигателем Lоrraine 7Mb мощностью 240 л.с.

MS.232

 экспериментальный вариант с дизельным мотором Clerget 9Ca мощностью 200 л.с.

MS.233

 оснащенные двигателями Gnome-Rhone 5Ba или 5Bc мощностью 230 л.с. Шесть самолетов были построены во Франции и 16 по лицензии в Португалии.

MS.234

 оснащен двигателем Hispano-Suiza 9Qa мощностью 250л.с. Построено два самолета.

MS.234/2

 переделан из гоночного варианта M.S.130, имел двигатель Hispano-Suiza 9Qb мощностью 230л.с. с капотом NACA; в 1933г. оснащен мотором 9Qa, после чего получил обозначение M.S.234 No. 2.

MS.235

 единственный экземпляр летал в 1930г. с двигателем Gnome-Rhone 7Kb мощностью 300 л.с..

MS.235H  поплавковый вариант M.S.235.
MS.236

 девятнадцать самолетов, построенных бельгийской компанией SABCA. Были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx 4C мощностью 215 л.с. Первый самолет поднялся в воздух в июле 1932 года.

MS.237

 пять машин, построенных для частных лиц; оснащены двигателями Salmson 9Aba мощностью 280 л.с. Первый аппарат появился в 1934г.




 ЛТХ:
Модификация   MS.230
Размах крыла, м   10.70
Длина, м   6.98
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   19.70
Масса, кг  
  пустого самолета   829
  нормальная взлетная   1150
Тип двигателя   1 ПД Salmson 9Ab
Мощность, л.с.   1 х 230
Максимальная скорость, км/ч   200
Крейсерская скорость, км/ч   168
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин   287
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MS.230    ╘ G. Van de Merckt
 MS.230   ╘ Lucien Brugidou
 MS.230
 MS. 231  ╘ Jacques Moulin
 MS.232   ╘ Jacques Moulin
 MS.233   ╘ Jacques Moulin
 MS.235    ╘ Jacques Moulin
 MS.236   ╘ G. Van de Merckt
 MS.230 использовавшийся Люфтваффе

  



 

Список источников:

Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier MS-230-237
Archives Jacques Moulin (DR)
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100