главная авиация первой мировой вспомогательные 
   Maple Leaf Trainer II
       
Разработчик: CCF
Страна: Канада
Первый полет: 1939
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Что интересного в этом маленьком и совершенно традиционного вида биплане Maple Leaf Trainer II? Технически - ничего, обычный тренировочный двухместный самолетик. Знаменит он тем, что это первый самолет, сконструированный женщиной.

Женщиной этой была Elsie MacGill (Elizabeth Muriel Gregory "Elsie" MacGill, 1905-1980), родившаяся в семье известного адвоката James Henry MacGill и журналистки, первой женщины-судьи и вообще суфражистки Helen Gregory MacGill. Элси получила отличное техническое образование: в Канаде - Университет Торонто, степень в области электротехники, и после работы в Мичигане на автомобильной фирме Аустин, где она заинтересовалась авиацией - в США, в Университете штата Мичиган, степень магистра в области авиационной техники. В американский период обучения ее настиг полиомиелит, несмотря на страшную болезнь и сложную борьбу с ней она сумела начать трудится по своей профессии. Но теперь путь в небо как пилоту (о чем она очень мечтала) был для нее закрыт, все оставшиеся годы она передвигалась с помощью трости. В 1934 она работает на Fairchild Aircraft Limited в Лонгёй (Longueuil), Квебек помощником инженера-прочниста, принимает участие в работах над несколькими "бушпланами". А летом 1938 МакГрегор начинает трудится в фирме Canadian Car and Foundry (СС&F, Can-Car) на заводе в Форт Вильям (Fort William), где ей вскоре поручают самостоятельный проект Maple Leaf Trainer II.

CanCar была чисто канадской фирмой, занималась металлургией, автомобилями и железно╜дорожной техникой, в 30х компания начала расширение своей деятельности в область авиации, причем пользуясь весьма авантюристическими методами. Так в обход эмбарго канадцы умудрились продать в Испанию республиканцам выпускаемый по лицензии Grumman FF-1, экспериментальный истребитель-биплан Gregor FDB-1 тоже может служить тому примером, как и более позднее (1944 года) предприятие с Burnelli CBY-3 Loadmaster. Наем на ответственную должность женщины, молодой и к тому же после болезни, можно считать историей того же рода.

Элси, кстати, приложила руку к Gregor FDB-1, пересчитав и проверив его прочностные качества по британским стандартам - он был спроектирован как "американец", это стало ее проверкой на профпригодность на СС&F.

В собственности фирмы оказался проект учебно-тренировочного самолета Wallace Trainer разработки американца Leland S.Wallace, который некогда владел маленькой фирмой Wallace, закончившей жизнь в период Великой Депрессии. Более-менее известным ее самолетом был Wallace Touroplane. На основе проекта Уоллеса был выпущен Maple Leaf I, предназначавшийся для экспорта в Никарагуа, он даже нес никарагуанскую регистрацию GN-3. Но в ходе пробных полетов оказалось, что машина неудачна. Элси Мак-Гилл доверили довести УТС до победного конца.

Maple Leaf Trainer II должен был быть более крупным и мощным самолетом, нежели первая модель. Прибавилось требование возможности эксплуатации в высокогорье, в это время Can-Car вел переговоры с мексиканцами о производстве у них FF-1 Goblin, которым Maple Leaf приглянулся при условии адаптации его к условиям Мексики. Кроме мексиканских перспектив открывался шанс в связи с объявлением British Commonwealth Air Training Program (BCATP) - глобальной программы подготовки военных летчиков для ВВС стран Содружества, ведь возможно было получить военные заказы под эту программу. Сразу можно сказать, что с последним не выгорело - Tiger Moth стал стандартным УТС для Великобритании и доминионов.

Первый полет Maple Leaf II (с регистрацией CF-BPU) был совершен 31 октября 1939, т.е. уже после начала войны и быстро получил сертификацию. Самолет получил благоприятные отзывы от тех, кто на нем летал: "Очень привлекательный самолет от молодой привлекательной женщины".

Но были и жалобы. На то, что самолет слишком летуч и прост в управлении - надо было бы посложнее, а то ученику учить на нем нечего.

Поставки в Мексику для Can-Car'а были еще актуальны, однако нейтральность этой страны и насыщенность ее представителями немецкой разведки оказались преградой для прямого контракта. В ходе очень мутной истории прототип и несколько комплектов были отправлены через американских посредников в латиноамериканскую страну. Там на аэродроме в местечке Balbuena (пригород Мехико) было незаконченное предприятие канадцев по сбору FF-1, там же мексиканцы неспешно и как могли собрали комплекты, возможно даже внося некоторые свои изменения. В августе 1941го в Мексике был испытан первый самолет, всего на вооружении La Fuerza Aerea Mexicana оказалось десять "Кленовых листов", которые сослужили свою службу, готовя мексиканских летчиков. В Мексике при этом о канадском происхождении самолетиков не особо распространялись, все они именовались "Ares" с порядковыми номерами от единицы до десятки.

Однако вся эта история с учебным самолетом для Мак-Гилл быстро стала второстепенной. На первый план выступает задача организации производства на CanCar британских истребителей Hawker Hurricane. 5 декабря 1938 года завод в Форт-Вильям не без участия лобби в высших авиационных кругах Великобритании получил контракт на 40 "Харрикейнов", и Элси переключается на решение производственных, организационных, административных и пр. задач, возникающих при развертывании выпуска нового самолета. Через год и месяц, в январе 40го, первый полностью канадский "Харрикейн" совершил первый полет; к окончанию производства в 1943 году на заводе было выпущено более 1400 этих самолетов. Если в начале Hurricane строило сто человек, то к 43му уже 4500, 40% из которых были женщины. Помимо административных задач Elsie MacGill приходится заниматься и технической деятельностью. Она принимала участие в адаптации "Харрикейна" к американскому "Мерлину", к проектированию лыжного шасси и противообледенительных систем.

Элси Мак-Гилл оказалась героем пропагандистской машины, причем североамериканской. О ней выходили статьи в популярных журналах и даже комикс, именовали ее как "Королеву Харрикейнов".

В производстве на Can-Car лицензионных Curtiss SB2C Helldiver наша героиня уже не участвовала, отстранили из за служебного романа. Роман закончился свадьбой и переездом в Торонто, где она с супругом основывают консалтинговую фирму. После войны работа на ИКАО, а затем Мак-Гилл занялась политикой, ее интересы лежали в области защиты прав женщин, эмансипации и т.д.




 ЛТХ:
Модификация   Maple Leaf Trainer II
Размах крыла, м   9.75
Длина самолета,м   7.13
Высота самолета,м   2.48
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   580
  максимальная взлетная   850
Тип двигателя   1 ПД Warner Super Scarab
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   190
Крейсерская скорость, км/ч   163
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин   126
Практический потолок, м   4900
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Maple Leaf Trainer I
 Maple Leaf Trainer II
 Maple Leaf Trainer II
 Maple Leaf Trainer II
 Maple Leaf Trainer II

 



 

Список источников:

PDM. Плод эмансипации. CCF Maple Leaf Trainer II
Canadiancentennialofflight.com. Maple Leaf Trainer II
Michael J. H. Taylor. Jane's Encyclopedia of Aviation
Vintagewings.ca. The Queen of the Hurricanes


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: