главная авиация первой мировой вспомогательные
   М-16
       
Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916
Тип: Гидросамолет-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Полеты летчика Нагурского на самолете "Морис Фарман-11" в Арктике в 1914 г. показали, что на поплавках можно садиться не только на воду, но и на снег и лед. Поэтому с начала войны поплавковые "Морис Фарманы-11" и (частично) "Анри Фарманы-16" стали использовать в зимних условиях. Проблемой являлась лишь трудность доставки из Франции запасных частей и более современных модификаций этих машин. Зная об этом, Григорович предложил флоту создать новый самолет, но такой же схемы как "Фарман", для эксплуатации в зимних условиях.

К проектированию приступили в середине 1916 г., а уже в ноябре первый опытный аппарат, получивший обозначение М-16, поступил на испытания. Это был трехстоечный биплан с ферменным фюзеляжем, с большими коробчатыми поплавками, снабженный двигателем "Сальмсон" в 140-150 л.с. и с толкающим воздушным винтом. Крылья с увеличенным размахом и некоторыми конструктивными изменениями позаимствовали от летающей лодки М-9. Летчики на М-16 размещались в гондоле между крыльями, отчего самолет определенно напоминал французские бипланы "Фарман" или "Вуазен".

Эксплуатация опытного экземпляра М-16, который жаргонно называли "Зимняк", а во флотских документах обозначали "ЗС" (Зимний с Сальмсоном), выявила не вполне удачное соотношение полетной центровки, размещения двигателей и поплавков. С устранением этих и некоторых других недостатков самолет строили серийно с конца 1916 г. Всего на ПРТВ изготовили 36-40 М-16. В составе авиации Балтийского моря в середине 1916 г. числилось 15 таких гидросамолетов. Их практическая эксплуатация не отмечалась какими-либо заметными событиями. С уходом русских из Ревеля 6 вполне исправных М-16 достались Финляндии, где эксплуатировались в течение нескольких последующих лет.

В 1917 г. предполагалось дальнейшее усовершенствование М-16. В частности, решались вопросы создании "амфибийных поплавков", колесного шасси для эксплуатации с грунтовых аэродромов и установки бомбодержателей. Впрочем, о реализации хотя бы одного из этих пунктов ничего не известно.






 ЛТХ:
Модификация   М-16
Размах крыла, м   17.00
Длина, м   8.60
Высота, м  
Площадь крыла, м2   61.80
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Salmson
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость , км/ч   110
Крейсерская скорость , км/ч   92
Продолжительность полета, ч.мин   5
Cкороподъемность, м/мин   67
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.62-мм пулемет, до 100 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 М-16
 М-16
 М-16
 М-16
 М-16
 Финский М-16

  Схемы:

 М-16

  Варианты окраски:

 M-16   (c) Андрей Юргенсон
 M-16    (c) Андрей Юргенсон

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Александров А.О. Аппараты Щетинина и Григоровича
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

модульный понтон ; Услуги постоянного администрирования серверов. ; Входные металлический двери купить по доступным ценам http://doorsmetall.ru/.


Rambler's Top100 Rambler's Top100