главная авиация первой мировой вспомогательные
   S-16
       
Разработчик: Letov
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1926
Тип: Легкий разведчик-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


История разведчика - бомбардировщика Letov S-16 началась в 1924 году, когда военное министерство Чехословакии выдало соответствующую спецификацию. Ничего неординарного в самолёте не было - по схеме он представлял собой обычный расчалочный биплан деревянной конструкции, двухместной кабиной пилотов и неубираемым шасси. Первый вариант S-6 был отвергнут, но после значительных доработок его вновь представили на рассмотрение военным специалистам. В частности, пришлось поменять тип двигателя и шасси. Непосредственно проектирование самолёта S-16 началось в 1925 году, и к ноябрю следующего года первый прототип был готов к испытаниям. В течении нескольких последних месяцев были построены ещё три прототипа, а первый экземпляр в 1926 году экспонировался на аэросалоне в Париже и вызвал достаточно положительные отзывы о себе. Успех был закреплен мировым рекордом по поднятию 1000 кг груза на дальность 500 км и сверхдальним перелетом по маршруту Прага - Токио, прошедшим в начале 1927 года. Результаты не заставили себя долго ждать - ещё до официального принятия S-16 на вооружение этого ВВС Чехословакии, поступили заказы от Латвии и Турции.

Тем временем с ноября 1927 по январь 1928 года продолжались усиленные испытания прототипов S-16.1 и S-16.2, конкурентом которых был биплан Aero A-30. В нелегкой борьбе фирма Letov одержала победу и получила заказ на серийное производство собственного многоцелевого самолёта. Основной его задачей была фронтовая разведка, но благодаря хорошим характеристикам грузоподъёмности S-16 можно было использовать в качестве ближнего бомбардировщика. Такой вариант получил обозначение SB-16.

Чтобы облегчить переход на новую технику прототипы S-16.3 и S-16.4 были переданы 2-му авиационному полку в Оломуце (Olomouce). Полеты на новой технике начались с 8 февраля 1929 года. Серийный выпуск S-16 \ SB-16 растянулся на три года и составил 89 самолётов (15 - в 1929 г., 52 - в 1930 г. и 22 - в 1931 г.). Небольшое число выпущенных самолётов объясняется финансовыми причинами, не позволявшими в то время Чехословакии иметь большое авиационный флот.

Как всякий удачный самолёт на S-16 попробовали заменить колесное шасси на поплавковое. Модификация S-16J с поплавками типа Dornier появилась в 1929 году и предназначалась для Югославии. Заказов от ВВС Чехословакии не последовало.

При всех преимуществах S-16 обладал рядом недостатков, наиболее существенным из которых был долгий взлет. Чтобы исправить этот недостаток конструкторы провели серию доработок в конструкции фюзеляжа, крыла и шасси. Улучшенный вариант получил обозначение S-16R и был выпущен в количестве 8 экземпляров.

В начале 1928 года, когда ещё не было принято решение о запуске S-16 в серию, фирмой Letov был испытан его улученный вариант S-116, оснащенный двигателем Skoda L мощностью 500 л.с. Первый и второй опытные экземпляры (S-116.1 и S-116.2) был сразу переданы 1-му авиаполку и использовались для всесторонних испытаний. S-116.1 выполнял позднее роль вспомогательного самолёта и успешно летал до 1936 года, в то время как его "сверстник" вновь участвовал в конкурсе на многоцелевой бомбардировщик-разведчик для ВВС Румынии, но был разбит в аварии 30 августа 1930 года. Третий S-116 появился в 1930 году и в скором времени попал в распоряжение 2-го авиаполка. Он дольше всех продержался на вооружении и дожил до мобилизации весной 1938 года. На его основе был построен опытный самолёт S-716.1, который отличался наличием редуктора и служил некоторое время на второстепенных ролях.

Модификация S-216, оснащенная французским звездообразным двигателем Gnome-Rhone "Jupiter" VIII мощностью 480 л.с., осталась только на стадии прототипа. Испытания самолёта начались 28 июля 1928 года и предполагалось, что S-216 станет экспортным вариантом для поставок в Румынию. Тестовые полеты показали некоторые преимущества перед серийными S-16 - скорость выросла до 236 км\ч, скороподъёмность - 4 м\с. В серийное производство S-216 не передавался так как инженерам не удалось решить проблему тряски двигателя.

После замены мотора на рядный Hispano-Suisa 12Lb самолёт получил обозначение S-316. Помимо двигателя на самолёте поочередно устанавливались двухлопастные винты HVK и Chauviere. Первый прототип S-316.1, конструкция которого основывалась на базе серийного SB-16, поступил на испытания 28 августа 1928 года и был чисто экспериментальной машиной. Второй опытный образец (S-316.2) пытались предложить Греции, но по сумме ТТХ он проиграл в конкурсе более сильным конкурентам фирм Fairey и Breguet. В 1930 году его передали в 61-ю эскадрилью 1-го авиаполка ВВС Чехословакии. Третий экземпляр (S-316.3) был построен весной 1931 года и впоследствии получил гражданский регистрационный код L-BAAP.

Вариант S-416 появившийся в 1929 году представлял собой пятый опытный образец S-16.5 с двигателем Bredfield-Danek DL мощностью 384 кВт. Самолёт так и остался в единственном экземпляре, поскольку очень скоро выяснилось, что данная силовая установка является далеко не лучшим выбором для боевого самолёта.

Следующая модификация S-516, основой для которого послужила конструкция неудачного S-416.1, получила мотор Isotta Frascini "Asso", производимый по лицензии чешской фирмой Praga и имевший мощностью 800 л.с. Было построено два самолёта, которые пытались бороться в конкурсе с самолётами Praga A-42 и Aero A-100. Заводские испытания S-516 проходили с июля 1930 по середину 1931 года. В этот раз фирме Letov не повезло хотя её самолёт превосходил конкурентов по массе полезной нагрузки при чуть низкой скорости.

Первый прототип нового самолёта S-616 начал проходить испытания 27 июля 1930 г. Никаких существенных переделок в хорошо себя зарекомендовавшей конструкции проводить не стали. Изменения коснулись в первую очередь винтомоторной группы, так как "родной" двигатель от S-16 заменили на Hispano-Suisa HS 12Nbr. При испытаниях прототипа SB-16.3 дефектов, которые могли повлиять эксплуатацию самолёта, выявлено не было. Разведчиком заинтересовались поляки, но в последний момент заказ был отменен, а опытную машину передали ВВС Чехословакии, присвоив ей обозначение S-616.1. С бортовым кодом OK-AAQ этот самолёт достаточно долго летал в составе 6 LP, базировавшейся на одном из аэродромов под Прагой. Забегая вперед скажем, что впоследствии почти все выпущенные S-616 попали именно в этот полк.

Следующий вариант - S-616.2, планировалось также производить на экспорт, только на этот раз в роли заказчика выступала Турция. Точно неизвестно, какие факторы повлияли на турок, но от закупки самолёта они тоже отказались. Пройдя серию доработок в 1931-1932 гг. S-616.2 был направлен в 72 эскадрилью 6-го авиаполка.

Всего чехословацкие ВВС получили 12 самолётов типа S-616. Их построили в течении 1931-1933 гг. и передали в эксплуатацию в 1934 году.

Последним вариантом S-16 стали два опытных самолёта S-816 оснащенных моторами Praga ESV. Первый опытный образец S-816.1 начал совершать тестовые полеты с 17 марта 1931 года. Его отличительной особенностью был мотокапот элегантных очертаний с вынесенным радиатором под фюзеляжем. На втором самолёте, появившемся в 1933 году, капот был почти аналогичен стандартному бомбардировщику, что неудивительно, так как основой для него послужил S-16.15. Больших преимуществ перед остальными самолётами S-816 не показали, но это не помешало передать их в распоряжение 6-го авиаполка в Праге.

Служба чехословацких S-16 и S-616 мирно продолжалась с 1929 по 1936 гг. Они не участвовали ни в одном из конфликтов середины 1930-х гг., а в 1935 году решением руководства ВВС самолёты этой серии признали морально устаревшими. На смену им должны были придти самолёты Aero A-100 \ A-101 и двухмоторные многоцелевые бомбардировщики Aero A-300 и Avia B-71. Выполнить эти планы удалось лишь частично, поэтому 31 сохранившийся бомбардировщик, среди которых были два S-116 (2-й авиаполк) и шесть S-616 (3-й авиаполк), оставался в частях второй линии вплоть до аннексии Богемии в марте 1938 года. В сложившейся ситуации Чехословакия оказалась на грани развала, что в конечном итоге и произошло в 1939 году, когда Германия окончательно оккупировала остальную часть Чехии. На территории Словакии осталась крупная для такой небольшой страны авиационная группировка бывших чехословацких ВВС, но большая часть самолётов была устаревшей. В числе этих машин были и старые бипланы фирмы Letov. Их использовали для различных второстепенных целей непродолжительное время, пока окончательно не списали в конце 1939 года.

Чехословацкие конструкторы создали безусловно один из самых надежных самолётов своего времени, прослуживший долгие годы не только на родине, но и за её пределами.

Как уже говорилось ранее, одной из первых стран получивших на вооружение Letov S-16 стала Турция. Самолёты прибыли двумя партиями по 8 экземпляров: первая - 17 июня 1929 года, вторая - в течении 1930 года. Первоначально предполагалось использовать их как учебные бомбардировщики, но отзывы об этих самолётах оказались весьма благожелательными и в 1930 году десять S-16 перевели в 24-ю разведывательную эскадрилью. В первой линии чехословацкие самолёты продержались до 1940 года, пока их не заменили на британские бомбардировщики Bristol "Blenheim" Mk.I.

Не менее долго служили S-16 поставленные в Латвию. Первая партия из 9 самолётов прибыла 10 сентября, вторая партия из 12 самолётов - 15 января 1929 года. Бомбардировщики имели "родные" номера L-1 - L-22 (кроме L-16), но в Латвии они получили следующие тактические номера: 8, 8К, 10, 15К, 17К, 20, 21, 23, 23К, 25, 27, 28, 42, 47, 48, 51, 52, 54, 57К, 58К, 59К. Бомбардировщики распределили между 5-й и 7-й разведывательными эскадрильями, дислоцированными в Риге и Крустпилсе. Самолёты, в целом, понравились латвийским пилотам и серьёзных недостатков в конструкции S.16 отмечено не было. Немного испортила впечатление относительно тесная кабина пилота. Дело в том, что в латвийской авиации массовое применение парашютов началось только с 1930 года, но из-за тесноты в кабине пилоты летали без них. В остальном за всю карьеру с участием S.16 произошло всего три аварии.

В 1935 году латвийский Авиационный Дивизион претерпел реорганизацию, в ходе которой самолётам были присвоены новые обозначения. Так Letov S-16 переименовали в С1.

Бомбардировщики S-16 активно использовались до 1936 года, когда им на смену не пришли Hawker "Hind". Переведенные в резерв чехословацкие самолёты продолжали летать до июня 1940 года, когда из-за угрозы советского вторжения их не эвакуировали в Рамаву. Там они и оставались вплоть до немецкого вторжения в июне 1941 года.




 ЛТХ:
Модификация   S-16
Размах крыла, м   15.30
Длина, м   10.22
Высота, м  
Площадь крыла, м2   46.40
Масса, кг  
  пустого самолета   1230
  нормальная взлетная   2280
Тип двигателя   1 ПД Lorraine-Dietrich 12CC
Мощность, л.с.   1 х 330
Максимальная скорость , км/ч   230
Крейсерская скорость , км/ч   205
Практическая дальность, км   1045
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   один курсовой и два турельных 7,7-мм пулемета Lewis
  легкие бомбы до 500 кг


 Доп. информация :


 Чертеж "Letov S-16"
  Фотографии:

 Прототип S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16
 S.16 ВВС Латвии
 S.16 ВВС Латвии
 Югославский S.16J
 Югославский S.16J
 Югославский S.16J
 Югославский S.16J
 Югославский S.16J
 S.16R
 S.16R
 Турецкий S.16T
 Турецкий S.16T
 Турецкий S.16T
 S.116
 S.116
 S.116
 S.216
 S.216
 S.316
 S.416
 S.516
 S.616
 S.616
 S.816
 Кабина пилота S.16

  Схемы:

 S-16
 Компоновочная схема
 Основные модификации

 Варианты окраски:

 S.16 ВВС Чехословакии
 S.16J ВВС Югославии
 S.16T ВВС Турции
 S.16 ВВС Латвии    (c) Arvo Vercamer

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Легкий бомбардировщик \ фронтовой разведчик Letov S-16
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Das Flugzeug-Archiv. Leichtes Bombenflugzeug Letov S.16
Thomas Wilberg. The Virtual Aviation Museum
LatvianAviation.com. Letov Smolik S.16
Transpress. Tschechoslowakische Flugzeuge von 1918 bis Heute
Avions 49. Malcolm Passingham. Le Letov S-16
L+K 1983-12-14. Jan Krunmach. Letov S-16
1000aircraftphotos.com. No. 4968. Letov Š 16 ("18") Czech Air Force


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: