главная авиация первой мировой вспомогательные
   HD-14
       
Разработчик: Hanriot
Страна: Франция
Первый полет: 1920
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Прочный двухстоечный биплан Hanriot HD.14 наряду с аэропланом Avro Type 504 стал одним из ценнейших учебных самолетов 1920-х годов. Инструктор и курсант сидели в нем тандемом в открытых кабинах. HD.14 предназначался для обучения курсантов, поэтому на его ранней серийной версии из каждой стойки шасси выступали длинные противокапотажные полозья.

Аэроплан HD.14 выпускался на заводах "Hanriot" c 1920 года до 1928 года. Всего построили 2100 самолетов в 11 различных версиях. Возможно, самым важным стал HD.14ter (или HD.14/23), показанный на авиасалоне 1922 года в Париже. Он сильно изменился, сохранив лишь ротативный мотор Le Rhone мощностью 80 л. с. от исходной модели. Была сокращена площадь крыла; изменены поперечное сечение фюзеляжа, киль, стойки кабана и бипланной коробки. Была введена новая система дублированного управления - по патенту фирмы "Hanriot". Колею шасси уменьшили для возможности погрузки HD.14 на стандартный армейский прицеп.

Французская армия получила 1925 машин HD.14. Они служили в тренировочных отрядах различных авиаполков и относились к учебной категории Ep.2. Немало бипланов HD.14 экспортировалось в Болгарию, Грецию, Мексику и Испанию. Польша закупила 70 таких машин в 1924 году, а СССР получил 30 аэропланов. В Японию компания "Mitsubishi" ввезла один образец, а затем в 1925- 1927 годах собрала для японской армии 145 машин HD.14 по лицензии. Японцы обозначили биплан HD.14 как Mitsubishi Army Type Ki 1 Trainer.
Биплан HD.14 славился своей прочностью и долговечностью.

По мере списании этих аэропланов из частей Министерства обороны многие машины передали аэроклубам либо частным владельцам. Поэтому в 1930-е годы биплан HD.14 можно было встретить повсюду. Один HD.14, пилотируемый лейтенантом Жозефом Торе, установил 27 января 1923 года рекорд на слете планеристов в Бискре, Алжир. А несколькими днями позже, 3 февраля, лейтенант Торе взлетел на своем биплане HD.14, поймал у близлежащих гор восходящие потоки воздуха, заглушил мотор и парил в воздухе 7 часов 3 минуты. 27 августа 1924 года при полете у подножья Альп на высоте всего лишь 25 м Жозеф Торе остановил мотор HD.14 и смог парить в течение 9 часов 4 минут, набрав при этом высоту 575 м. Наряду с французскими ВВС, для которых было приобретено 925 экземпляров самолета, HD-14 поставлялся еще в 16 стран мира, включая Болгарию, Грецию, Японию, Мексику, Польшу, Советский Союз и Испанию. Начиная с конца 20-г годов самолеты в больших количествах передаются в гражданские аэроклубы, где с успехом используются до конца следующего десятилетия.



 Модификации :
 HD.14S  эту санитарную версию ввели в 1925 году; кабину курсанта заменили на большую открытую секцию в правом борту фюзеляжа с местом для одних носилок. 24 апреля 1925 года его показали на международном конгрессе медиков, французская армия заказала свыше 50 машин; в 1925 году два таких биплана продали Польше.
 HD.141  конверсия 1928 года 10 машин HD.14 и HD.321 для аэроклубов; оснащены ротативным мотором Clerget мощностью 130 л.с. (97 кВт).
 HD.28 (или H.28)  экспортная версия HD.14 с заменой в значительной степени цельнодеревянной конструкции на металлическую; вариант строился по лицензии в Польше. WWS "Samolot" собрала 144 машины в 1924-1926 годах, фирма CWL в Варшаве - еще 75; ВВС Польши получили 10 санитарных H.28S, аналогичных версии HD.14S .
 HD.17  двухпоплавковый гидросамолет для авиации ВМС Франции с хвостовым оперением увеличенной площади и одним ротативным поршневым мотором Clerget мощностью 130 л.с. (97 кВт). Авиашколы ВМС Франции получили свыше 50 бипланов. Семь HD.17 получили колесное шасси; несколько таких самолетов экспортировали в Эстонию и Латвию.
 HD.40S  подобен HD.14S, но смешанной конструкции, со звездообразным мотором Salmson 9Ас мощностью 120 л.с. (90 кВт); построено 14 машин.
 HD.41H  вариант с таким же мотором и смешанной конструкцией, как HD.40S, но в остальном подобен HD.17, с рулем направления увеличенной площади и одной общей кабиной для инструктора и курсанта. В 1925 году малые партии экспортировались в Грецию и Португалию.
 HD.32  построен в 1924 году в виде прототипа; победил в конкурсе Армии Франции на учебный аэроплан категории Ep.2. HD.32 строился большой серией, он сохранил общую конфигурацию HD.14ter, но имел переделанное шасси, меньший размах крыла, реконструированный хвостовой стабилизатор и смешанную конструкцию. HD.32 с мотором Anzani мощностью 110 л.с. (82 кВт) строился по лицензии концерном "Zmaj" и ограниченно использовался в авиации Армии Югославии; один HD.32 был продан Японии. К 1932 году большинство французских HD.32S списали. Часть из них переоборудовали и продали аэроклубам и частным владельцам.
 HD.320  в 1926 году построили одну машину с мотором Salmson 9Ac мощностью 120 л. с. (90 кВт), в остальном подобна HD.32.
 HD.321  другая версия HD.32, но с мотором Clerget 9B мощностью 130 л.с. (97 кВт). 11 машин заново построили в 1928 году; позднее четыре HD.14 и четыре HD.320 переделали в версию HD.321. В свою очередь четыре исходных HD.321 переделали в HD.141.
 H.410  пять машин построили в 1928 году с ширококолейным шасси исходной модели HD.14 с более эффективными амортизаторами и с мотором Lorraine 5Pa мощностью 100 л.с. (75 кВт); три машины построили во Франции и продали лицензию Югославии.
 H.411  в 1930 году построили два самолета по стандарту, подобному H.410, но с мотором Salmson 7Ac мощностью 95 л. с. (71 кВт).
 LH.412  прототипом стала конверсия второй машины H.410 с мотором Lorraine мощностью 110 л.с. (82 кВт). Затем последовали единичные переделки пятого H.410 и 143-го HD.32, плюс четыре заново построенные машины; использовались в авиашколах компании "Hanriot" .



 ЛТХ:
Модификация   HD-14
Размах крыла, м   10.87
Длина, м   7.25
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   34.50
Масса, кг  
  пустого самолета   555
  максимальная взлетная   810
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone 9C
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость, км/ч   110
Крейсерская скорость, км/ч   80
Практическая дальность, км   180
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел:   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 HD-14
 HD-14
 HD-14
 HD-14
 HD-14
 HD-14
 Mitsubishi Army Type Ki 1 Trainer

  Варианты окраски:

 HD-14 2-ой летной школы в Борисоглебск, ВВС РККА

  



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Hanriot HD-14
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Hanriot HD-14
Docavia. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Das Flugzeug-Archiv. Schulflugzeug Hanriot HD-14


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: