главная авиация первой мировой вспомогательные
   Farman HF.15/16
       
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1911
Тип: Разведывательный и наблюдательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Воодушевленный успехом своей четвертой модели, Henry Farman продолжил ее совершенствование. Он убедился в необходимости гондолы, защищающей пилота и снижающей аэродинамическое сопротивление, отказался от использования переднего руля высоты, соединил элероны так, что когда один опускается, то другой поднимается. В 1912 году появился самолет HF.15, вобравший в себя все новшества.

Двухместный полутораплан с толкающим винтом.  Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.

Верхнее крыло этого самолета было значительно большего размаха, чем нижнее. Элероны на нижнем крыле отсутствовали, а на верхнем занимали большую часть размаха крыла. Балки хвостовой фермы были не параллельны, а сходились к рулю поворота. Руль высоты монопланный. На самолетах устанавливались ротативные двигатели Гном от 70 до 100 л.с., не требовавшие громоздких радиаторов для охлаждения.

HF.16, созданный в середине 1913 года по требованию военных, отличался несколько меньшими размерами, площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Этот тип выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и "Дукс". Всего в России построено около 300 F.16.

Самолеты отличались исключительной простотой пилотирования и надежностью. Уже в 1913-м Фарман HF.15 был принят на вооружение французских, английских, российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других странах.

В начале Первой мировой войны Фарманы широко применялись на всех фронтах. Однако вскоре сказалась слабая энерговооруженность этих машин, не позволяющая должным образом вооружить самолет. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики. В результате к лету 1915 они были отправлены в учебные части. На восточном фронте, в России, они продержались на фронте несколько дольше, а последующая гражданская война заставила еще раз использовать их по прямому назначению - в качестве разведчиков и самолетов связи.



 ЛТХ:
Модификация   HF.16
Размах крыла, м   13.76
Длина, м   8.06
Высота, м   3.16
Площадь крыла, м2   35.00
Масса, кг  
  пустого самолета   410
  нормальная взлетная   650
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 70
Максимальная скорость, км/ч   90
Крейсерская скорость, км/ч   82
Продолжительность полета, ч.мин   3.20
Cкороподъемность, м/мин   36
Практический потолок, м   2500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный "Кольт", "Виккерс" или "Льюис" на шкворне у летнаба.


 Доп. информация :


  Чертеж "Farman F-15"
  Фотографии:

 HF.15
 HF.16
 HF.16
 HF.16

  Схемы:

 HF.16

  Варианты окраски:

 HF.16 из состава 1-го КАО      ╘ Михаил Быков
 HF.16 Гатчинской авиашколы  ╘ О.М.Карташов

 



 

Список источников:

Сергей Острожинский . Доисторическая Авиация - Farman HF.15/16/20
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны

Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman HF-16


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: