главная авиация первой мировой вспомогательные
   DH.82 Tiger Moth
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1931
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Основой нового самолета послужил D.H.60T Moth Trainer, усиленный для функционирования с более высокой полетной массой. Он мог переносить под фюзеляжем четыре тренировочные бомбы массой 9 кг, фоторужье или разведывательные фотокамеры. Для обеспечения экстренного выхода из передней части кабины в случае опасности несущие подкосы были наклонены вперед к переднему узлу крепления крыла, а двери кабины были увеличены. Однако стойки центроплана по-прежнему окружали переднюю часть кабины, поэтому на новом тренировочном самолете, спроектированном в соответствии с техническим заданием 15/31, их сдвинули вперед для облегчения выхода. Для компенсации смещения центра масс в результате выноса крыльев основному крылу была придана небольшая стреловидность. На самолете устанавливался перевернутый рядный двигатель de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с., а его капот со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины. Было построено восемь предсерийных самолетов, по-прежнему имевших обозначение D.H.60Т, но получивших имя Tiger Moth.

За ними последовала машина с увеличенным поперечным V и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет, получивший обозначение de Havilland D.H.82 Tiger Moth, впервые поднялся в воздух 26 октября 1931г. Последовал заказ на 35 самолетов, а первые поставки были осуществлены в ноябре 1931г. Аналогичные самолеты поступили в распоряжение ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции.

Два самолета с двумя поплавками братьев Шорт были построены в соответствии с техническим заданием T.6/33 для оценки Королевскими ВВС Великобритании. Компания de Havilland затем разработала улучшенную версию этой машины с двигателем Gipsy Major мощностью 130 л.с. и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в задней части фюзеляжа. Она получила обозначение D.H.82A, а имя Tiger Moth II - от Королевских ВВС, которые заказали 50 самолетов. На этих самолетах над задней кабиной устанавливались колпаки для обучения "слепым" полетам.

В предвоенные годы лицензионное производство самолетов Tiger Moth осуществлялось в Норвегии, Португалии и Швеции, а также компанией de Havilland Aircraft в Канаде. Позднее эта компания построила 1520 машин зимней версии под обозначением D.H.82C, оснащенных двигателем Gipsy Major мощностью 145 л.с., с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. На некоторых машинах, когда стала ощущаться нехватка двигателей Gipsy Major, устанавливался двигатель Menasco Pirate. Партия из 200 самолетов D.H.82C была заказана для ВВС Армии США под обозначением PT-24.

После начала войны гражданские самолеты стали привлекаться в качестве связных и учебно-тренировочных в Королевские ВВС; стали поступать более крупные заказы. Еще 795 самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия на производственных площадях компании Morris Motors Ltd в Коули, где было построено около 3500 самолетов. В Новой Зеландии компания de Havilland Aircraft  построила еще 345 самолетов, а австралийская компания de Havilland Aircraft  Ptay произвела 1085 самолетов. Tiger Moth в составе эскадрильи самолетов связи успешно действовали в 1939-1940 гг. во Франции. Поскольку существовала угроза немецкого вторжения, на самолете были спроектированы специальные стойки для перевозки восьми бомб массой 9 кг,  которые устанавливались под крыльями. Несколько ранее, в декабре 1939г., были сформированы шесть береговых патрульных эскадрилий, пять из которых оснастили самолетами Tiger Moth.

На Дальнем Востоке небольшое количество самолетов Tiger Moth было переделано для использования в качестве санитарных. У них увеличили крышку багажного отсека, та, вращаясь на петлях, преобразовывалась в настил длиной около 1,83 м, на котором мог поместиться один раненый. Однако наибольший вклад в военное время самолеты Tiger Moth внесли в качестве учебно-тренировочных. Самолетами этого типа были укомплектованы примерно 28 летных школ Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс четыре радиошколы), 12 - в Австралии, четыре в Родезии (плюс летная школа инструкторов), семь в Южной Африке и две в Индии.

После войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на самолетах Tiger Moth, однако в период между 1950г. и 1953г. большинство из них были переоснащены самолетами de Havilland Chipmunk. Необходимо также упомянуть о радиоуправляемом самолете-мишени D.H.82B Queen Bee, который, по существу, являлся вариантом самолета Tiger Moth c деревянной силовой конструкцией. Он имел фюзеляж самолета Moth Major, крылья самолета Tiger Moth, двигатель Gipsy Major, генератор электроэнергии, приводимый в движение воздухом, и топливный бак с увеличенным объемом. Прототип совершил пилотируемый полет 5 января 1935г.; впоследствии было выпущено 380 таких самолетов.

Всего к концу войны было построено более 8000 самолетов Tiger Moth. Многие из них Королевские ВВС перевели для гражданского и военного использования в Бельгию, Францию и Нидерланды; кроме того, в самой Великобритании и других странах в больших количествах эта машина стала доступна на гражданском рынке. Кроме использования в качестве тренировочных, спортивных, часть из них плодотворно трудилась в сельскохозяйственной авиации, что было особенно важно для Новой Зеландии. Многие самолеты подвергались переделкам, как правило, в плане создания закрытых кабин. Наиболее претенциозным был самолет, разработанный британской компанией Jackaroo Aircraft Ltd, с использованием более широкого фюзеляжа, вмещавшего четырех пассажиров, располагавшихся попарно бок о бок. Девятнадцать таких самолетов с обозначением Thruxton Jackaroo компания построила в период 1957-59гг. - как с открытой, так и с закрытой кабиной. Когда-то сказали, что буквы D.H. обозначают "долговечный" (Durable) и "эффективный" (Hefficient), и это особенно справедливо по отношению к самолетам Tiger Moth. В начале 90-х гг. немало самолетов продолжало использоваться по всему миру; такое долголетие трудно не оценить по достоинству, и, вероятно, они еще в течение многих лет будут продолжать приносить удовольствие своим владельцам.





 ЛТХ:
Модификация   DH-82
Размах крыла, м   8.94
Длина, м   7.29
Высота, м   2.68
Площадь крыла, м2   22.20
Масса, кг  
  пустого самолета   506
  нормальная взлетная   828
Тип двигателя   1 ПД de Havilland Gipsy Major 1C
Мощность, л.с.   1 х 145
Максимальная скорость , км/ч   175
Крейсерская скорость , км/ч   146
Практическая дальность, км   490
Практический потолок, м   4150
Экипаж   2
Вооружение:   возможна подвеска 8 9.7-кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "de Havilland DH.82 Tiger Moth (1)"
  Чертеж "de Havilland DH.82 Tiger Moth (2)"
  Фотографии:

 DH.82
 DH.82A
 DH.82A
 DH.82C
 DH.82B Queen Bee
 Один из двух самолетов DH.82,
 изначально построенных с поплавками
 Кабина пилота DH.82A

  Схемы:

 DH.82
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 DH.82A  RAF     (c) Rolf Swoboda
 DH.82A  RAF     (c) Rolf Swoboda

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. de Havilland DH.82 Tiger Moth
Putnam. A. J. Jackson. De Havilland Aircraft Since 1909
De Havilland Aircraft. DH-82
DeHavilland.co.za. The de Havilland DH.82A Tiger Moth
Aircraft Profile 132. A. J. Jackson. The de Havilland Tiger Moth
Flugzeug Profile. Gerhard Lang. de Havilland DH.82A Tiger Moth


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: