Уголок неба ¦ Curtiss Model JN-4 Jenny

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
     JN-4 Jenny
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1916
Тип: Вспомогательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


JN-2 представлял собой биплан с крыльями равного размаха, с элеронами на обоих крыльях и хвостовым оперением с большим рулем направления. Впрочем, самолет оказался неудачным, и на его базе были разработаны новые модификации - JN-3 и, наконец, знаменитый JN-4, двухместный биплан, получивший вскоре прозвище "Jenny" и активно эксплуатировавшийся в межвоенный период для различных целей. С апреля 1917 года, когда США вступили в Первую мировую войну, данный самолет стал строиться большой серией - именно на таких машинах прошли подготовку почти 95% всех американских и канадских пилотов. Чуть позже, в 1919-1920 годах, тысячи таких аэропланов заполонили небо Америки - самолеты можно было видеть на различных ярмарках, авиа шоу и прочих мероприятиях.

В первоначальной конфигурации JN-4 во многом напоминал JN-3. Первые образцы появились в июле 1916 года, когда 105 машин закупила Великобритания и 21 - Армия США. Еще часть самолетов была приобретена частными заказчиками, а значительное количество таких машин осталось в распоряжении летных школ компании Кертиса. По результатам эксплуатации британскими летчиками моделей JN-3 и JN-4 компания Кертиса разработала модификацию JN-4A, получившую впоследствии обозначение Model 1 в соответствии с введенной Кертисом в 1935 году новой системой присвоения обозначений и отличавшуюся рядом новых конструктивных элементов - например, увеличенным хвостовым оперением. Всего был выпущен 781 самолет, в том числе 87 машин на канадском предприятии. Армия США приобрела 601 самолет, а ВМС США - пять машин, остальные были экспортированы в Великобританию.

В конце 1916 года появилась модификация JN-4B (Model 1А), которая отличалась от JN-4A наличием большего хвостового оперения и двигателем OX-2. Среди заказчиков данной модификации оказалось множество частных покупателей и летных школ, а Армия США приобрела 76 самолетов, ВМС - девять машин.

После двух экспериментальных самолетов модели JN-4C были созданы очень удачные модификации JN-4 Can и JN-4D (Model 1С). Первый из них был спроектирован на базе модели JN-3, принадлежавшей компании Кертиса "Canadian Aeroplanes Ltd", и вскоре стал известен под обозначением "Canuck". Всего были выпущены 1260 машин, из которых 680 закупила Армия США, а основная часть оставшихся использовалась в качестве основного учебного самолета в Канаде.

JN-4 Can использовался в канадских ВВС до 1924 года, а самолеты, находившиеся в частном владении, продолжали эксплуатироваться еще и в 1930-х годах. Джон Эриксон, главный инженер компании "Canadian Aeroplanes Ltd", в 1927 году собрал 127 самолетов, большей частью с использованием запчастей, оставшихся на складах. Некоторые самолеты были оборудованы третьей кабиной - такие машины получили название "Ericson Special Three".

JN-4D появился в июне 1917 года и был почти сразу запущен в крупносерийное производство - в период с ноября 1917 года по январь 1919 года были собраны 2812 машин. Причем к программе были привлечены еще шесть других американских компаний - настолько высока была потребность военных в данном самолете. Кроме некоторых новых черт, самолет объединял в себе самые успешные элементы самолетов JN-4 Can и JN-4A (управление с помощью ручки вместо Y-образного штурвала системы Депердюссена - от первого, а также двигатель - от второго аэроплана).

Окончание Первой мировой войны привело к расторжению контракта на 1100 самолетов модели JN-4D-2 - военные получили только прототип, а еще несколько самолетов были в 1919 году проданы частным владельцам.

В соответствии с распоряжением о массовом выпуске тренировочного самолета для повышенной летной подготовки на самолет JN-4D был установлен новый, более мощный двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 л.с., строившийся компанией "Wright" по лицензии. Получившаяся в результате модель JN-4H (Модель 1Е) находилась в серийном выпуске с конца 1917 года и до заключения мира в 1918 году. Армии США были поставлены 929 таких машин. Кроме этого, существовали варианты самолета JN-4H с дублированной системой управления (JN-4HT) для подготовки бомбардиров (JN-4HB) и стрелков (JN-4HG).

Еще один тренировочный самолет для повышенной летной подготовки, JN-5H, был построен по требованию Армии США, но военные в итоге выбрали самолет Vought VE-7. После этого JN-5H был переделан в модификацию JN-6H (Model 1F) с усиленной системой управления элеронами.

Армия США приобрела 1035 самолетов JN-6H в нескольких вариантах: JN-6HB - самолет с одинарной системой управления для тренировки в бомбометании, JN-6HG-1 - тренировочный самолет с дублированной системой управления, JN-6HG-2 - самолет с одинарной системой управления для тренировки стрелков, JN-6HO - самолет с одинарной системой управления для тренировки наблюдателей и JN-6HP - самолет с одинарной системой управления для тренировки летчиков-истребителей.

В условиях послевоенной экономии средств, Армия США была вынуждена больше модернизировать уже имеющиеся самолеты, чем закупать новые.

Эта задача была возложена на обслуживающее подразделение Армии США, которое до 1926 года усовершенствовало много ранних моделей. Все модернизированные самолеты использовали двигатели Hispano-Suiza компании "Wright" мощностью 180 л.с. и были переименованы в JNS (JN Standardised). Всего было изготовлено 200-300 тренировочных самолетов JNS. Армия США использовала самолеты JN-4A, JN-4D и JN-4 Can для начальной подготовки вплоть до 1919 года. Имевшие большую мощность силовой установки JN-4H и JN-6H продолжали эксплуатироваться до середины 1920-х годов, а последние "Jenny" были списаны Армией США в 1927 году.

Между тем с 1919 года все больше самолетов "Jenny" поставлялось частным владельцам, многие из которых использовали их для зарабатывания себе на жизнь, демонстрируя различные трюки на авиашоу и ярмарках. Самолеты "Jenny" стали хорошо известны целому поколению граждан во всех уголках Соединенных Штатов.




 Модификации :
JN-3  Модернизированная версия JN-2. конструкторы вернулись к схеме модели Curtiss J, с верхним крылом большего размаха и элеронами лишь на этом крыле. Специально для этой версии авиаконструктор Гровер Лонинг (Grover Cleveland Loening) разработал оригинальное шасси, где отсутствовали обычные в ту пору антикапотажные лыжи.
Кёртиссовская система управления была заменена на систему, стоявшую на самолётах фирмы Deperdussin (штурвал для управления элеронами и ножная педаль для рулей). Построено 104 машины этой версии (некоторые источники называют числа 85 или 96).
JN-4  Модификация, внешне схожая с JN-3. Появились в июле 1916. От предыдущего варианта отличается более мощным двигателем Curtiss OX - 90 л.с. Для US Army построен 21 экземпляр, для вооружённых сил Великобритании (Royal Naval Air Service и Royal Flying Corps) - 105. Кроме того поставлялись в авиашколы и частным лицам. Всего выпущен 701 экземпляр.
JN-4A  В конструкции учтены замечания, выявленные при эксплуатации предыдущих версий. Увеличено хвостовое оперение, немного изменены линии фюзеляжа. Задняя кромка центральной части верхнего крыла срезана до заднего лонжерона. Элероны были на обоих крыльях. Двигатель Curtiss OX-5 установлен наклонно. Применялись также двигатели Hall-Scott A-7A - 100 л.с. Всего выпущен 781 самолет.
JN-4B  Изменена форма фюзеляжа, увеличен стабилизатор, использовался двигатель Curtiss OX-2. Элероны только на верхнем крыле. Всего было построено 76 штук для американской армии и 9 штук для флота.
JN-4C  Экспериментальная версия. Построено 2 экземпляра.
JN-4Can Canuck  Канадская версия JN-4 1260. Построен для Canadian Aeroplanes Ltd и RFC/RAF и USAAC. Независимое развитие от JN-3. Самолет имел облегченную структуру, элероны на обоих (верхних и нижних) крыльях, нижнее крыло отличной от обычной JN-4 формы, а также другие формы стабилизатора, руля высоты и руля направления. Отличие структуры от обычной "Дженни" привело к большему количеству происшествий, связанных со структурной прочностью. Для обычной серийной "Дженни" такого количества инцидентов, связанных с недостаточной прочностью не наблюдалось.
JN-4D  Улучшенная версия JN-4. Применен управляющий рычаг от канадской версии "Дженни". Другая отличительная черта - вырез в центре верхнего крыла. 2812 было построено.
JN-4D-2  Прототип. Двигатель был смещен вниз для получения более низкой точки приложения тяги.
JN-4H  Двухместный тренер для армии США. Построено 929 самолетов. Двигатель изменен на Hispano-Suiza 8 V-8 для большей мощности и надежности.
JN-4HB  Тренер для бомбометания с подвесками для пяти 25-фунтовых бомб.
JN-4HG  Учебный самолет для стрелков, оснащён пулемётами Marlin или Lewis, либо фотопулемётами.
JN-4HM  Связная версия JN-4HT. Оснащен двигателем Wright-Hisso E 150 лс (112 киловатт), 6 самолетов были впоследствии переоборудованы. Использовались для первых полетов американской воздушной почты US Air Mail (май-август 1918).
JN-4HT  Двухместный тренер с двойным контролем.
JN-5H  Неудачное улучшение JN-4H. Имел укороченные крылья одного размаха - 9,14 м и изменённое вертикальное оперение. Профили крыла RAF 15 и Eiffel 36. Построен один экземпляр.
JN-6  Улучшенная версия JN-5. Серия тренировочных самолетов с четырьмя элеронами. 1035 построено для армии и всего 5 для американского флота.
JN-6H  Улучшенная версия JN-6. В отличие от JN-4H установлены элероны на нижнем крыле. Выпущено 1035 экземпляров.
JN-6BH  Тренер бомбардировщика.
JN-6HG-1  Двухместный тренировочный самолёт для стрелков со сдвоенным управлением. 560 переделано от JN-6, 34 для американского флота.
JN-6HG-2  Одноместный аналог JH-6G-1.
JN-6HO  Тренер наблюдателя с контролем от одного человека. 90 построено.
JN-6HP  Тренировочный самолёт для пилотов истребителей-перехватчиков с одинарным управлением.
JNS  Стандартизированная версия "Дженни" (S - standart). В течение ранних послевоенных лет (20-е - 30-е годы) 200 или 300 армейских "Дженни" были переоборудованы согласно существующим стандартам и модернизированы.



 ЛТХ:
Модификация   JN-4D
Размах крыла, м   13.30
Длина, м   8.33
Высота, м   3.01
Площадь крыла, м2   32.70
Масса, кг  
  пустого самолета   630
  максимальная взлетная   871
Тип двигателя   1 ПД Curtiss ОХ-5
Мощность, л.с.   1 х 90
Максимальная скорость, км/ч   121
Крейсерская скорость, км/ч   97
Практическая дальность, км   412
Практический потолок, м   1980
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 JN-3
 JN-3
 JN-4
 JN-4A
 JN-4B
 Пара JN-4B в полете
 JN-4C
 JN-4C
 JN-4C
 JN-4D
 JN-4D
 JN-4D
 JN-4D
 JN-4D
 Медико-эвакуационный JN-4D
 Медико-эвакуационный JN-4D
 JN-4D
 JN-4D в необычном камуфляже
 JN-4D-2
 JN-4D-2
 JN-4H
 JN-4H
 Медико-эвакуационный JN-4H
 Медико-эвакуационный JN-4H
 JN-4HB
 Стрелок в задней кабине JN-4HG с Mark III Camera Gun
 Установка переднего пулемета Marlin на JN-4HG
 JN-4HM
 JN-4HM
 JN-4HM
 JN-4HT
 JN-5H
 JN-6HB
 JN-6HB
 JN-6HB
 JN-6HB
 JN-6HG-1
 JN-6HG-1
 JN-6HG-1 переделанный в медицинский самолет
 JN-6HO
 JNS-1
 JNS-1
JNS-1
 Канадский J-4 Canuck
 Канадский J-4 Canuck
 Кабина JN-4D

  Схемы:

 JN-4D
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 JN-4D    (c) Richard Ward
 JN-4D    (c) Richard Ward
 JN-4H    (c) Richard Ward
 Канадский JN-4 Canuck

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая авиация. Curtiss Model 1 (Model J, Model N и Model JN "Jenny" и "Canuck")
Aerofiles.com. Curtiss
Putnam. P.Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947
Aircraft Profile 37. Peter M.Bowers. The Curtiss JN-4
Putnam. G.Swanborough, P.Bowers. United States Military Aircraft Since 1909
E.R. Johnson, Lloyd S. Jones. United States Marine Corps Aircraft Since 191
E.R. Johnson. American Military Training Aircraft: Fixed and Rotary-Wing Trainers Since 1916
Airandspace.si.edu. Curtiss JN-4 Jenny
Generalaviationnews.com. Frederick Johnsen. Jenny a century later
Vintage Airplane 1980-05. George Hardie, Jr. A Curtiss Album
1000aircraftphotos.com. No. 5224. Curtiss 1 JN-4


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: