Уголок неба ¦ Zlin 326 Trener Master

Реклама...

Облицовочный кирпич баварская кладка для строительства дома.
    


 
главная послевоенная авиация разные
   Zlin 326 Trener Master
       
Разработчик: Zlin
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1957
Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Спортсмены-летчики нашей страны - участники почти всех чемпионатов мира и Европы по высшему пилотажу. Они - неоднократные обладатели кубка имени П.Н.Нестерова. Многие из них начинали овладевать секретами перевернутого или обратного, как его называют спортсмены, пилотажа на чехословацких самолетах Zlin. На них в свое время оттачивали" летное мастерство наши ведущие спортсмены, ставшие затем абсолютными чемпионами мира, Владимир Мартемьянов, Игорь Егоров, Виктор Лецко и другие.

Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26" ("Trener"), был спроектирован в 1946 году главным конструктором фирмы "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем. На самолете устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность "Zlin-ов" - крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку. "Zlin-26" имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина. В 1953 году был модифицирован в варианте "Zlin-126" ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены: "Zlin-226" с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с, "Zlin-326" с убирающимся шасси, "Zlin-526" с воздушным винтом изменяемого шага. Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты "Zlin-ов". Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями.

Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной работе инженеров и рабочих фирмы "Мораван", "Zlinы" приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно небольшими сериями. На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные "Zlinы" с индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР. В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов. На "Zlin-326" был установлен двигатель Вальтер Минор-6-III, мощностью 160 л.с. с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Крыло имело однолонжеронную металлическую конструкцию. Элероны также цельнометаллические с гофрированной обшивкой из тонкого дюралевого листа. Крыло снабжено посадочным щитком с ручным приводом. Фюзеляж представлял собой стальную сварную из труб ферму с полотняной обшивкой. Полотняную обшивку имели также рули высоты и направления. Шасси самолета убирающееся, выпуск и уборка осуществлялись электромеханизмом. Тормоза колес управлялись гидравлически. В семидесятые годы чехословацкие конструкторы, ориентируясь в основном на потребности аэроклубов ДОСААФ, разработали новую модификацию "Trenerа" - "Zlin-726". Однако серийно он не выпускался, так как одновременно с ним был создан Як-52, обладавший лучшими данными.



 ЛТХ:
Модификация   Zlin 326M
Размах крыла, м   10.59
Длина самолета,м   7.83
Высота самолета,м   2.06
Площадь крыла,м2   15.45
Масса, кг  
  пустого самолета   665
  нормальная взлетная   940
Тип двигателя   1 ПД Walter Minor 6III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   245
Крейсерская скорость, км/ч   210
Практическая дальность, км   980
Максимальная скороподъемность, м/мин   270
Практический потолок, м   4750
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Zlin Z-326 Trener Master"
  Фотографии:

 Z-326   (с) Simon Thomas
 Z-326   (с) Simon Thomas
 Z-326A
 Z-326M   (с) Daniel Rybka
 Z-326MF   (с) Josep Tomas
 Кабина пилота Z-326M   (с) Daniel Rybka

  Схемы:

 Z-326

  



 

Список источников:

Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Airliners.net: Zlin 326
Vztlak . Sportovni letadla - Zlin Z-326
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: