Реклама...

Фуд букеты вкусных букетов.
    


 
 
главная послевоенная авиация разные
   Як-32
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1961
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


4 февраля 1959 г. вышло постановление № 111-48 о постройке спортивного одноместного самолета Як-104ПС (будущий Як-32) с с двигателем РУ19-300. 13 октября 1960 г., с опережением заданных сроков на 4,5 месяца, ОКБ построило первый одноместный спортивный самолет Як-32 ("32"). Он предназначался для отработки техники выполнения полетов по кругу, по маршруту, тренировки в сложных метеоусловиях днем и ночью, а также для отработки техники выполнения фигур сложного и высшего пилотажа. Руководителем работ был К.В.Синельщиков, ведущим инженером В.П.Власов.

Машина отличалась отсутствием задней кабины, увеличенным до 45 кг запасом топлива в расходном баке для более длительного обратного пилотажа, двигателем, приспособленным для выполнения перевернутого полета.

По приказу ГКАТ от 4 января 1961 г. в июне того же года были построены еще два самолета Як-32 (борт "60" и "70"). С 17 января по 27 июля 1961 г. два самолета Як-32 проходили испытания ОКБ и ЛИИ в тренировочном ("32") и пилотажно-спортивном ("60") вариантах.

Пилотажный вариант был облегчен на 555 кг за счет уменьшения запаса топлива и массы пустого самолета (на 130 кг, в том числе масса съемного оборудования на 25 кг, из которых 7,9 кг -за счет замены радиостанции Коллинз на ВКП). На пилотажном варианте была увеличена площадь элеронов и отсутствовали закрылки.

Совместные испытания проводили ведущий летчик-испытатель В.П.Смирнов, летчики-испытатели В.Г.Мухин, Ю.В.Петров, А.П.Богородский, летчики облета - С.Н.Анохин, В.М.Волков, А.Л.Колосов, Г.М.Куркай, И.С.Григорьев. Всего было выполнено 49 полетов с общим налетом 23 часа 22 минуты. Кроме того, при подготовке к празднику в Тушино и во время него, с 8 июня по 9 июля 1961 г. было выполнено еще 55 полетов (23 часа 14 минут летного времени).

Самолет оказался простым и приятным в пилотировании, устойчивым по скорости и перегрузке, простым в освоении, с просторной кабиной и отличным обзором на рулежке и в воздухе. Выполнял все фигуры прямого и обратного пилотажа и сложные многофигурные комплексы. Получена максимальная скорость 663 км/ч на высоте 3000 м. При обжатии самолета достигнуты: М=0,721 и приборная скорость 765 км/ч на высоте 2200 м. Общий вывод гласил, что самолет "может быть рекомендован в качестве типового спортивно-пилотажного самолета для аэроклубов ДОСААФ". Государственные испытания, запланированные на второй квартал 1961 г. практически не проводились.

В 1961 г. А.С.Яковлев продемонстрировал на Центральном аэродроме министру обороны Р.Я.Малиновскому возможности применения Як-32 ("32") в качестве легкого штурмовика по опыту войны во Вьетнаме. Такой проект с обозначением Як-32Ш уже был подготовлен в ОКБ. Самолет с двумя подкрыльными держателями вооружения был показан на земле с разложенным перед ним разнообразным вооружением.

По расчету, выполненному к 25 мая 1961 г. тяга двигателя должна была увеличиться до 1100 кгс, запас топлива составить 726 кг. Взлетная масса штурмовика возрастала до 2580 кг или 2900 кг при массе вооружения, соответственно, 300 или 716 кг. Максимальная скорость до 685 км/ч на высоте 5000 м. Варианты подвесок: пушки АО-9 (2x150 кг), ракеты разных типов (от 2x116 кг до 2x234 кг), бомбы АБ-250 (2x275 кг) или зажигательные баки ЗБ-360 (2x358 кг).

По приказу МАП от 5 августа 1971 г., один из самолетов Як-32 был восстановлен в спортивно-пилотажном варианте с опытным ТРД РУ19П-300, тяга 900 кгс. В двигателе изменена маслосистема для обеспечения большей продолжительности перевернутого полета. Самолет получил обозначение Як-32П. От исходного Як-32 он отличался герметизированной кабиной с вентиляцией от скоростного напора, наличием связной радиостанции "Ландыш-5", радиокомпаса АРК-15 и гиромагнитного компаса ГМК-1А. Маркерный приемник, АРК-15 и ГМК-1А общей массой 40 кг были выполнены как съемное оборудование для использования только в перегоночных полетах, полетах по маршруту и в сложных метеоусловиях.

В 1972 г. Як-32П прошел контрольные заводские испытания и на воздушном празднике в Тушино продемонстрировал программу высшего пилотажа. Летная оценка самолета была столь же хорошей, как и для Як-32. Испытания проводили летчики Ю.И.Митиков, О.А.Булыгин, ведущий инженер по самолету И.А.Можаров.



 ЛТХ:
Модификация   Як-32
Размах крыла, м   9.39
Длина самолета,м   10.14
Высота самолета,м   3.10
Площадь крыла,м2   14.30
Масса, кг  
  пустого самолета   1434
  максимальная взлетная   2255
Тип двигателя   1 ТРД РУ-19-300
Тяга, кгс   1 х 900
Максимальная скорость, км/ч   663
Крейсерская скорость, км/ч   540
Практическая дальность, км   350
Практический потолок, м   13000
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Чертеж "Яковлев Як-32"
 Фотографии:

 Як-32
 Як-32
 Як-32
 Як-32
 Як-32
 Арсенал Як-32
 Як-32 на авиашоу

 Схемы:

 Як-32
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Як-32

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Юрии Засыпкин, Лев Берне. Судьбу самолета решили политики
Крылья Родины. Николай Якубович. Авиация и политика, или как «Дельфин» «утопил» Як-30
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-32
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: