главная послевоенная авиация разные
   Ту-22У
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проектирование учебно-тренировочного самолета Ту-22У началось в 1961 г. Год спустя приступили к заводским испытаниям первого, переделанного из Ту-22Р, учебного самолета ╧ 601. За кабиной контролируемого (обучаемого) пилота разместили кабину летчика-инструктора с характерным выступающим фонарем. Сняли кормовую стрелковую установку, претерпел изменения и состав оборудования. На катапультируемое кресло инструктора, выбрасывавшегося в аварийной ситуации, как и на боевых машинах, вниз, установили более мощный стреляющий механизм.

Самолет проходил заводские испытания с 4 ноября 1961-го по 28 апреля 1963 г. В июне он в течение недели находился на специальных испытаниях в НИИ ВВС. С 23 июля начался этап государственных испытаний на другой машине, ╧ 602. Но 27 июля полеты всех Ту-22 запретили из-за катастрофы одного из Ту-22Р Дальней авиации (первую машину военные потеряли 18 августа 1962 г. в ЛИИ). Спустя 19 дней испытания продолжились и завершились 28 января 1965 г. с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение. К этому времени серийные Ту-22У уже поступали в ВВС. Чуть позже, но в том же 1965 г., на учебные машины стали устанавливать оборудование для дозаправки топливом в полете и более мощные ТРД РД-7М2. Такие самолеты получили обозначение Ту-22УД.

Учебный вариант "Шила" довольно долго служил в частях ВВС и морской авиации без существенных неполадок. Первая катастрофа учебной машины произошла 23 марта 1968 г. При выполнении предпосадочного маневра неожиданно отвалилась вся хвостовая часть. Погибли летчики Б. Чужков, Н. Хмырев и штурман Л. Данченко. Впоследствии выяснилось, что причиной трагедии стали усталостные трещины в конструкции планера, возникшие в результате интенсивной эксплуатации. Немедленно весь парк Ту-22У подвергся тщательной проверке. Самолеты, на которых выявили опасные деформации, пошли в ремонт. Всего завод ╧ 22 построил 46 учебных машин, включая две опытные, переделанные из Ту-22Р.

Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55╟ по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58╟41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус".

Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У. Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось Украине.



 Модификации :
 Ту-22У

 учебный бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов.

 Ту-22УД

 дальний. Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте и двигателями РД-7М2.




 ЛТХ:
Модификация   Ту-22У
Размах крыльев, м   23.65
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Площадь крыла, м2   162.25
Масса, кг  
  пустого самолета   43580
  нормальная взлетная   69000
  максимальная взлетная   85000
  топлива   40800
Тип двигателя   2 х ТРД ВД-7М
Тяга, кгс  
  взлетная   2 х 10500
  на форсаже   2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч   1387
Крейсерская скорость, км/ч   850
Перегоночная дальность, км   7200
Практическая дальность, км   5130
Боевой радиус действия, км   3150
Практический потолок, м   13250
Экипаж, чел   7


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый опытный Ту-22У
 Серийный Ту-22У
 Ту-22У на ВПП
 Ту-22
 Ту-22Р
 Посадка Ту-22УД
 Подготовка к взлету Ту-22УД
 Подготовка к взлету Ту-22УД

  Варианты окраски:

 Ту-22УД 121-1 гв. тбап 15-ой гвтбад ╘ Юрий Тепсуркаев
 Ту-22УД ВВС Ирака

 



 

Список источников:

Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22
Авиация и Время. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22
Крылья Родины. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
ВВС России. История Ту-22
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
ОАО "Туполев" : От АНТ-1 до Ту-334
Altair. Jefim Gordon, Wladimir Rigmant. Tu-22/M/ Naddzwiekowe bombowce Rosji
Aerofax. Jefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-22 'Blinder', Tu-22M 'Backfire'


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100