Реклама...

Добавить свое объявление
Загрузка...
    


 
главная современная авиация разные
   Ту-16 Циклон-Н
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Тип: Метеорологический самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 70-х гг. в СССР в рамках создания метеолабораторий по программе "Циклон" наряду с Ил-18Д и Ан-12БП было решено переоборудовать и Ту-16. Программа разрабатывалась Центральной аэрологической обсерваторией (ЦАО) Госкомгидромета СССР. Ту-16 "Циклон-Н" предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы. Для использования в программе морская авиация выделила два Ту-16К-26 (по другим данным - Ту-16КСР-2-5) No.6203203 и No.6203208. Переоборудование было выполнено в 1977 г. на АРЗ No.20 в Пушкине. Комплекс спецсредств состоял из кассетных держателей КДС-155 для отстрела метеопиропатронов ПВ-50 с йодистым серебром, авиационных метеорологических бомб (от них позднее отказались) или контейнера для сыпучих веществ (в основном, цемента марки "600"). На внешних пилонах предполагалось подвешивать контейнеры типа К-76(л) с реагентом или контейнеры типа КМГ-У. В состав экипажа ввели двух аэрометеорологов: один (руководитель полета) располагался на месте второго штурмана, второй -на месте командира огневых установок.

До апреля 1978 г. самолеты принимали ЦАО и ГК НИИ ВВС для проведения совместных испытаний, при этом был сделан целый ряд замечаний. Испытания начались лишь в августе и затянулись до 1980 г., после чего оба самолета, имевших к тому времени гражданские регистрационные номера (No.6203203 - СССР-42355, No.6203208 - СССР-42484) и типовую окраску Аэрофлота, передали в распоряжение ВВС на аэродром Чкаловская. Первым "боевым крещением" Ту-16 "Циклон-Н" стали полеты в 1980 г. над Москвой во время Олимпиады. В 1986 г. оба самолета активно использовались при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, разрушая радиоактивные облака. Они также применялись для борьбы с различными метеорологическими явлениями в центральной части России. 19 ноября 1986 г. вышло Распоряжение Совмина о переоборудовании обоих Ту-16 "Циклон-Н" в метеолаборатории "Циклон-НМ" для использования в международных программах.

К началу 1990-х гг. в Пушкине был доработан лишь самолет No.6203203, с которого сняли часть навигационного, радиосвязного оборудования, верхнюю пушечную установку и установили новую аппаратуру для полетов по международным трассам. Но его испытания не были завершены из-за распада СССР. Тем не менее, в течение ряда лет самолет продолжали эксплуатировать в ВВС. В последний раз предполагалось использовать Ту-16 "Циклон-Н" и "Циклон-НМ" в Чечне в 1995-96 гг. Самолеты должны были обеспечивать применение боевой авиацией высокоточного оружия с оптоэлектронными системами наведения. Однако этого не произошло, т.к. "Циклоны" сняли с эксплуатации из-за выработки ресурса.

В конце 1970-х гг. два заправщика Ту-16Н переоборудовали для распыления углекислоты по программе "Циклон". Машины также эксплуатировались в Чкаловской.





 ЛТХ:
Модификация   Ту-16 Циклон-Н
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37730
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   992
  крейсерская   842
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3050
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   5


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон (c) Анисин Игорь
 Ту-16 Циклон (c) Олег Подкладов
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон
 Ту-16 Циклон

  Схемы:

 Модификации самолета
 Ту-16 Циклон-Н
 Схема размещения оборудования

  Варианты окраски:

 Ту-16 Циклон-НМ (c) Александр Гаврилов
 Ту-16 Циклон-Н

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2001-02. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16
АвиаКоллекция 2009-01. В.Г. Ригмант. Дальний бомбардировщик Ту-16
Крылья Родины 1995-07. В.Г. Ригмант. Ту-16 - самолёт-эпоха
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н Туполева
Николай Якубович. Все боевые самолеты Туполева

Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16
Midland. Y. Gordon, V. Rigmant. OKB Tupolev
Putnam. Bill Gunston. Tupolev Aircraft since 1922
Aerofax. Yefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-16 Badger
Hikoki. Yefim Gordon, Dmitriy Komissarov. Soviet and Russian Testbed Aircraft


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: