главная послевоенная авиация разные
   Ту-134Ш
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1971
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первой модификацией Ту-134А для Вооруженных Сил стал учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш. Самолёт создавался для замены учебной машины аналогичного назначения Ту-124Ш-1, строившейся Харьковским авиационным заводом имени Ленинского Комсомола.

В декабре 1967 года, в связи с нехваткой штурманов в ВВС и авиации ВМФ, в г. Луганске приказом главкома ВВС было организовано высшее военное училище штурманов (в дальнейшем Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса). Своё имя новое учебное заведение унаследовало от находившейся здесь до войны 11-й военной авиационной школы лётчиков, свыше двухсот выпускников которой стали Героями Советского Союза, а десятерым из них это высокое звание было присвоено дважды. Среди наиболее известных воспитанников названной школы - Н Ф.Гастелло и космонавт Г.Т.Береговой. Училище должно было готовить штурманов для морской разведывательной, противолодочной и военно-транспортной авиации.

Челябинцы, которые испытывали затруднения с авиационной техникой (в то время в училище ещё использовали для обучения и учебно-штурманские Ли-2). передали своим коллегам часть учебных машин, в том числе и Ту-124Ш1. Поэтому проблема с учебными машинами для подготовки штурманов была острой.

Ту-134Ш разработали в инициативном порядке в отделе главного конструктора (ОГК) харьковского завода на базе Ту-134А. Идею переноса учебного оборудования с Ту-124Ш-1 на новый самолёт поддержал главный конструктор Ту-134 Л.Л.Селяков, но предупредил, что выпускать техническую документацию на модификацию придётся самим харьковчанам, так как им хорошо знакомы обе машины. Со своей стороны он пообещал содействие в согласовании этой документации в туполевском ОКБ и с заказчиком. Работу ОГК поддержало и руководство завода, так как для изготовления Ту-124Ш-1 требовалась технологическая оснастка, занимавшая значительные производственные площади, которых предприятию не хватало. В то время ХАЗ изготавливал четыре самолёта в месяц, с большим напряжением работали цеха агрегатной сборки, поэтому у предприятия появился филиал в городе Конотопе.

Для того чтобы учесть пожелания будущих эксплуатационников Ту-134Ш, конструктора ОГК по бортовому радиоэлектронному оборудованию Н.Г.Янатьева отправили в командировки в штурманские училища и учебные центры ВВС: от 6-го учебного авиационного полка в Ворошиловграде до строевого 64-го авиационного полка ПВО в Омске. Во время встреч с преподавателями и инструкторами штурманских училищ и строевыми лётчиками был собран и систематизирован ценный материал, который лёг в основу технического задания на разработку летающего класса - Ту134Ш.

От базового Ту-134А машина отличалась усиленной конструкцией крыла и оперения, что объяснялось большим количеством взлётов и посадок, по сравнению с машинами, выполнявшими пассажирские перевозки. Кроме того, к усиленным лонжеронам крепились многопозиционные балочные держатели, рассчитанные на подвеску восьми практических бомб калибра от 50 до 250 кг. Самолёт позволял производить учебное бомбометание с использованием оптического прицела, установленного на рабочем месте штурмана, и радиолокационного - с рабочих мест курсантов. В пассажирском салоне оборудовали 12 рабочих мест с удобными креслами для курсантов. Первоначальный состав навигационного оборудования соответствовал сверхзвуковому дальнему бомбардировщику Ту-22. В дальнейшем комплектация оборудования уточнялась в процессе заказа очередной серии машин в соответствии с учебными программами штурманских училищ.

12 февраля 1971 года заводской лётчик-испытатель Ф.Ф.Доценко поднял в воздух первый серийный Ту-134Ш. В заводских испытаниях машины, кроме него, участвовали лётчик М.В.Петляков, штурманы А.И.Давыдов и В.И.Губарев, бортрадисты А.И.Курченко и В.Я.Ряховский, бортинженеры Ю.И.Наливайко и А.Е.Тайцлин.

Машина выпускалась в двух основных вариантах: Ту-134Ш-1 с БРЛС "Рубин" -для подготовки штурманов дальней и морской авиации, эксплуатирующих самолёты Ту-22М и Ту-134Ш-2 с БРЛС "Инициатива-2" - для подготовки штурманов фронтовой авиации.

Внешне учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш-1 с БРЛС "Рубин-1" отличается от пассажирского варианта Ту-134А обтекателем большего размера, чем у радиолокационного визира РОЗ-1; смонтированными под центропланами четырьмя узлами подвески двух многопозионных балочных держателей; тросовой антенной КВ-радиостанции, двумя обтекателями оснований усечённых шестигранных призм астрономического секстанта звёздно-солнечного ориентира БЦ-63, установленными на левой стороне фюзеляжа в районе центроплана. Балочные держатели позволяли подвешивать до восьми практических авиабомб ПБ-50-75 или ПБ-120. Оба основных варианта под обозначением Ту-134Ш (вне зависимости от состава навигационного и специального оборудования) строились с 1971-го до начала 1980 года.

Основными потребителями 54 учебных машин на базе Ту-124 и 90 на базе Ту-134А были штурманские училища - челябинское и ворошиловградское. На Ту-124Ш и Ту-134Ш обучались курсанты с первого по третий год обучения в 46-м учебном авиаполку (уап) в Ворошиловграде до 1984 года, когда училище было переориентировано на подготовку в основном штурманов для военно-транспортной авиации. Свои машины оно передало челябинцам, получив от них взамен учебно-штурманские машины на базе Ан-26. В 108-м уап челябинского училища на аэродроме Шагол Ту-124Ш использовались до середины 1980-х годов. В 1972 поду в г. Шадринске сформировали второй учебный полк училища на Ту-124Ш-1.

Вдохновлённое лозунгом "Экономика должна быть экономной". Министерство обороны в феврале 1977 года расформировало 457-й уап на Ту-16 ворошиловградского училища в Миргороде, а в 1980-м - 45-й уап в Кустанае. Вновь изготовленные самолёты Ту-134Ш поступали в учебные полки в 604-й (с 1980 г.) в Челябинске и 108-й (с 1974 г.) в Шадринске. В 1982-м в соответствии с директивой Генштаба ВС СССР сформировали 607-й уап на Ту-134Ш на базе двух эскадрилий 108-по уап в г. Южно-Уральске на аэродроме Упрун. В годы перестройки начался процесс обвального сокращения Вооруженных Сил и военно-учебных заведений. В 1989-м расформировали учебно-авиационный полк в Шадринске, в 1992 году прекратил существовать 607-й уап, В настоящее время сохранившиеся учебно-штурманские Ту-134Ш базируются на аэродроме Шагол в единственном учебном полку Челябинского Краснознаменного высшего военного авиационного училища, сумевшего вернуть в 2001 году своё историческое название. Училище по-прежнему готовит специалистов для ВВС, ПВО, ВМФ, пограничных войск и других силовых ведомств. Ту-134Ш используются до настоящего времени в качестве машин для группового обучения будущих штурманов самолётовождению в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, отработки навыков практического бомбометания, а также для выполнения служебных перевозок пассажиров.

В годы перестройки и расформирования учебных авиационных полков, вооружённых Ту-134Ш, часть самолётов попала в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой, где они использовались для подготовки лётчиков бомбардировочной авиации. Одному из Ту-134Ш при подготовке к 75-летию училища присвоили имя знаменитого штурмана, инициатора и организатора женских авиационных полков, одного из первых Героев Советского Союза - Марины Михайловны Расковой.

В феврале 1981 года при взлёте с аэродрома ремонтного завода в городе Пушкин в Ленинградской области потерпел катастрофу Ту-104, принадлежавший авиации ВМФ. Среди многочисленных жертв было и командование авиации Краснознаменного Тихоокеанского флота. После этой катастрофы началось массовое списание оставшихся е эксплуатации Ту-104, с одновременной заменой их на Ту-134 в вариантах "салон" и "воздушный командный пункт" (ВКП) для служебных полётов военачальников различного уровня. Самолёты Ту-134А-3 в варианте ВКП внешне отличались штыревой антенной комплекса связи "Балканы", размещённой на хвостовом коке фюзеляжа под выхлопным патрубком ВСУ. Ту-134А и Ту-134А-3 и раньше выпускались в салонном варианте - с самого начала серийного производства. Эти самолёты эксплуатировались в правительственном 235-м авиаотряде и подмосковной 8-й Краснознаменной авиадивизии особого назначении. Один из Ту-134 из 235-го отряда, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л И. Брежнев, оснащался радиоузлом связи "Татры", обеспечивавшим пассажира номер 1 оперативной связью практически со всем миром. Самолёт Ту-134А министра обороны Маршала Советского Союза А.А.Гречко укомплектовали комплексом спутниковой связи "Карпаты", с более высокими возможностями. Ту-134 в салонной компоновке изготавливали по заказам зарубежных авиакомпаний и организаций, обеспечивавших перевозку руководителей стран социалистического содружества. Они комплектовались радиосвязным оборудованием с учётом пожеланий заказчика.

Экипажи Ту-134А-3, обеспечивавших перевозку советских военачальников, проходили переподготовку в учебных полках обоих высших штурманских училищ. Кроме того, в 46-м уап подготовили из личного состава восемь командиров экипажей (по два в каждой эскадрилье), допущенных к перевозкам высшего командного состава.

Ту-134Ш считался надёжной машиной и за время эксплуатации редко подводил свои экипажи. До 1984 года в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов не потеряли ни одного самолета этого типа.

"Беда подступила, как слёзы к глазам": во время перелёта с аэродрома ждановского учебного полка 25 мая 1984 года разрушился в воздухе на высоте 2750 м над Пролетарским районом города Донецка Ту-134Ш 46-го уап. Погибли экипаж опытного командира В.Сюткина и единственный пассажир - начальник училища генерал-майор авиации Ю.Марченко. Как показало расследование, Ту-134Ш был изготовлен в августе 1972 года, налетал с начала эксплуатации 3173 часа и произвёл 2370 посадок, а после последнего планового ремонта на челябинском авиаремзаводе в ноябре 1979 года - ещё 1034 часа и 773 посадки. На 12-й минуте полёта, над Донецком, самолёт, следуя в заданном эшелоне на высоте 4200 м, попал в тяжёлые атмосферные условия: повышенную турбулентность с мощными вертикальными порывами и вышел на перегрузки, значительно превышающие не только предельно допустимые эксплуатационные, но и расчётные, в результате чего произошло разрушение конструкции. Изучение записей "чёрного ящика" в люберецком НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники выявило, что углы отклонения руля направления с точки зрения осмысленного поведения опытного лётчика и его физических возможностей труднообъяснимы. Фактической причиной этого, как показало моделирование, явилось перепутывание проводов электропитания включения резервного преобразователя на основную шину, при выполнении ремонта самолёта челябинским АРЗ. При запитке основной шины от резервного преобразователя произошло неправильное чередование фаз переменного тока, что привело к изменению направления вращения гиромоторов приборов и гиродатчиков.

После планового ремонта машина длительное время летала, используя основной преобразователь. Дефект проявился в чрезвычайных условиях полёта, когда автоматически переключилось электропитание на резервный преобразователь - и последовавшая за этим неправильная работа демпфера вызвала сильную раскачку самолёта, скольжение с большими углами и потерю высоты. Экипаж в течение 38 секунд пытался парировать возникшие колебания по крену и перегрузке. При достижении приборной скорости 550 км/ч экипаж задросселировап двигатели, но это не помогло... Самое печальное в изложенной истории то, что на возможность неправильного подключения проводов к преобразователю обратили внимание специалисты чехословацкой авиакомпании ЧСА ещё в начале февраля 1984 года, согласовав с ОКБ А.Н.Туполева бюллетень на доработку принадлежащих им самолётов. У нас это сделали по рацпредложению семь лет спустя после описанных событий.

На базе Ту-134Ш были созданы многочисленные летающие лаборатории различного назначения. Особенно много было радиотехнических ЛЛ. Так, в начале 1978 г. НПО "Ленинец" получило Ту-134Ш-1 (зав. номер 73550815), который был переделан в Ту-134СЛ (самолет-лаборатория; он же СЛ-134Ш) и получил номер СССР-65098. Сначала на нем испытывали радар ПНА для Ту-22МЗ. Самолет имел характерный носовой обтекатель, за что его прозвали "Буратино". (Позже этот нос перекочевал на Ту-134УБЛ, поэтому на Западе борт СССР-65098 принимали то за прототип Ту-134УБЛ, то за Ту-134УБК). Штатный радар "Рубин-1Ш" заменили радаром РОЗ-1 с антенной под маленьким "ашным" обтекателем. Под центропланом установили съемный контейнер с аппаратурой. Позже на СССР-65098 испытывали радар Н001 "Меч", разработанный НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова для Су-27. В конце 2000 г. Ту-134СЛ получил новую РЛС с фазированной антенной решеткой, созданную НПО "Ленинец" для Су-34. Антенна радара была закрыта обтекателем с острыми боковыми кромками. В таком виде самолет назывался Л17-10В - т.е. лаборатория No. 17 по программе Т-10В (фирменное обозначение Су-34).

Ту-134Ш-1 (борт 10 красный, зав. номер  3350303) был радиотехнической ЛЛ СЛ-134Ш (Ту-134Ш-СЛ) и тоже служил для отработки головок самонаведения. Вместо остекления штурманской кабины в нем был установлен конический обтекатель с радиопрозрачной передней частью. Штурманскую кабину заняли испытуемой аппаратурой, поэтому штурмана "переселили" в вестибюль и прорезали у его рабочего места окно с левого борта.

Ту-134Ш-1 (СССР-65562, зав. номер 2350201) был лабораторией ГосНИИ авиационных систем для отработки электронно-оптических систем наведения ракетного оружия, известной как Ту-134ЛЛ. Позже самолет перепрофилировали в геофизическую и экологическую ЛЛ. Справа в носовой части крепилась испытуемая головка самонаведения. Снизу фюзеляжа под обтекателем находилась телевизионная система Т-2 на поворотной установке, связанный с ней аэрофотоаппарат АФА-БАФ-40, сопряженный с лазерным дальномером ЛДИ-3, и еще 5 фотоаппаратов на двух аэрофотоустановках АФУС-У и трех гиростабилизи-рованных платформах ГУТ-3 и ГУТ-8. Самолет был оснащен и другим оборудованием, в т.ч. инерциальной навигационной системой И-21, системами спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS. В состав экипажа входили до 10 операторов.

В НПО "Взлет" переделали Ту-134Ш-1 (борт 01 красный, зав. номер  63550705) в ЛЛ для отработки системы радиотехнической разведки "Багратион". По бокам фюзеляжа перед крылом ниже окон были установлены накладные панели с излучателями антенн. Вместо штатных бомбодержателей под фюзеляжем на специальной раме крепился контейнер с аппаратурой. В 1993 г. установили второй контейнер.




 ЛТХ:
Модификация   Ту-134Ш-1
Размах крыла, м   29.00
Длина самолета,м   37.10
Высота самолета,м   9.02
Площадь крыла,м2   127.3
Масса, кг  
  пустого самолета   29050
  максимальная взлетная   47000
Внутреннее топливо, л   16500
Тип двигателя   2 ТВД Авиадвигатель Д-30-II
Тяга, кН   2 х 66.68
Крейсерская скорость, км/ч   885
Практическая дальность, км   3500
Дальность действия, км   1890
Практический потолок, м   11900
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   12 курсантов


 Доп. информация :


  Чертеж "Туполев Ту-134Ш"
  Книга "РЛЭ Туполев Ту-134Ш"
  Фотографии:

 Ту-134Ш-1   (c) Максим Брянский
 Ту-134Ш-1   (c) Антон Харисов
 Ту-134Ш-1   (c) Антон Харисов
 Ту-134Ш-1   (c) Vala - Russian AviaPhoto Team
 Ту-134Ш-1   (c) Дмитрий Пичугин
 Ту-134Ш-1   (c) Антон Харисов
 Практические бомбы под фюзеляжем Ту-134Ш-1  
 (c) Павел Аджигильдяев
 Ту-134Ш-2   (c) Максим Брянский
 Ту-134Ш-2 ВВС Украины   (c) Chris Lofting
 Радиотехническая ЛЛ СЛ-134Ш в варианте Л17-10В с радаром для Су-34   (c) Leonid Faerberg

  Схемы:

 Ту-134Ш  (c) Николай Сойко


  Варианты окраски:

 Ту-134Ш

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Николай Сойко. Учебный класс над облаками
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Фаворит на средних дистанциях
Авиация и Время. Дмитрий комиссаров. Ту-134. Многоообразие облика
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100