Уголок неба ¦ Туполев Ту-124Ш

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разные
   Ту-124Ш
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Одной из первых модификаций Ту-124 стал учебно-штурманский Ту-124Ш.  Начиная с 1962 г. ХАЗ выпускал модификацию Ту-124Ш-1, созданную как летающий тренажер для обучения военных штурманов дальней авиации. На ней радиолокационный визир заменили на РЛС "Рубин-1А" с двумя индикаторами. В салоне оборудовали несколько рабочих мест для курсантов-штурманов.

Работа над вариантом "Ш-1" началась, как всегда, с постановления правительства, с поездок в Москву для обсуждения проблем с военными и головным ОКБ. Выяснилось, что туполевцы, загруженные другими работами, относятся к заказу прохладно. ХАЗ же, напротив, рассчитывал получить под военную тематику дополнительное финансирование. В итоге пришли к компромиссу - проектные работы по машине выполнить силами конструкторов завода, но в Москве, под "присмотром" ведущих специалистов ОКБ.

Основные работы по модификации заключались в следующем. На "Ш-1" вместо обычного локатора нужно было установить станцию "Рубин" с прицельным комплексом для сброса учебных бомб, оборудовать штурманское место оптическим прицелом для визуального контроля за сбрасыванием, разместить на консолях крыла балочные держатели БД-360 для четырех бомб калибра 50-250 кг. В салоне вместо кресел расположить 13 рабочих мест со спецоборудованием. Каждое должно было иметь свою специфику: на одном курсант знакомился с системой навигации, на другом - с пеленгаторам, на третьем - изучал системы сближения, на четвертом - отрабатывал бомбометание вслепую и так далее. Ведущим конструктором по спецоборудованию был назначен Ю. И. Милушин. Работа над проектом заняла не меньше года.

15 ноября 1962 г. летчик-испытатель Ф. Ф. Доценко поднял в воздух первый серийный Ту-124Ш-1. В государственных испытаниях машины, проходивших в том же году в НИИ ВВС, принимала участие группа конструкторов завода во главе с Е. П. Кузнецовым, а также бригада цеха № 75.

Серийные Ту-124Ш-1 поступали, в основном, в Челябинское высшее авиационное штурманское училище. Эксплуатация самолетов шла очень интенсивно. Усилиями бригад цеха № 75 простои машин из-за ремонтов или регламентных работ сводились к минимуму. Для обучения курсантов навыкам бомбометания самолеты были оборудованы крыльевыми балочными держателями БД-360 для авиабомб калибра 50-250 кг. Общая нагрузка на двух держателях могла доходить до 2000 кг.

Ту-124Ш-1 служил "летающей партой" для отработки систем ближней навигации. И предназначался для учебы штурманов, которым предстояло служить на бомбардировщиках типа Ту-16. Штурманам стратегической авиации для службы на самолетах типа Ту-95 требовался тренажер с другим комплектом оборудования. Для них была разработана и выпущена заводом еще одна модификация - Ту-124Ш-2. Переоборудованием "Ш-1" в "Ш-2" занимались конструкторы Ю. И, Милушин, Е. П, Кузнецов, Н, Г. Янатьев. Новый тренажер понадобился ВВС всего в единственном экземпляре, А общее число построенных ХАЗом изделий с индексом "Ш" до 1968 г. - 54.




 Модификации :
 Ту-124Ш-1

 вариант ля подготовки штурманов для дальних бомбардировщиков .

 Ту-124Ш-2

 вариант для подготовки штурманов для фронтовых бомбардировщиков




 ЛТХ:
Модификация   Ту-124Ш
Размах крыла, м   25.55
Длина самолета,м   30.58
Высота самолета,м   8.08
Площадь крыла,м2   119.37
Масса, кг  
  пустого самолета   22000
  максимальная взлетная   36000
Тип двигателя   2 ТРДД Соловьев Д-20П
Тяга, кгс   2 х 5400
Максимальная скорость, км/ч   970
Крейсерская скорость, км/ч   780
Дальность действия, км   2100
Практический потолок, м   11700
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   13 курсантов


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-124Ш      (c) igor113.livejournal.com
 Ту-124Ш      (c) David Oates
 Ту-124Ш     (c)  Gerard Helmer
 Учебный салон Ту-124Ш     (c)  С.С.С.Р
 Кабина пилотов Ту-124Ш     (c)  Андрей Бабин

  Схемы:

 Компоновка учебных мест Ту-124Ш

  Варианты окраски:

 Ту-124Ш

  



 

Список источников:

ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы
Крылья Родины. Николай Васильев. Наследник "сточетвертой"
Гражданская авиация. Борис Орлов. Младший "брат" Ту-104
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: