главная современная авиация разные
   Су-25УТГ
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1988
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


По завершению разработки Су-28 работы по этой теме не пропали даром, так как решено было в целях быстрейшей разработки учебно-тренировочного самолета для обучения взлету и посадке на палубу тяжелых авианесущих крейсеров ТАКР проекта 1143.5, постройка первого из которых "Тбилиси" (позднее переименованного в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") близилась к завершению, создать его также на базе самолета Су-25УБ. Следует сказать, что работы ОКБ по корабельной тематике применительно к самолету Су-25 базировались не на пустом месте. Еще летом 1984 года, практически одновременно с началом летных испытаний самолета Су-27 по взлету с трамплина на комплексе "Нитка" в Крыму, одновременно была выполнена программа аналогичных испытаний и на самолете Су-25 (Т8-4). Самолет показал на этих испытаниях неплохие результаты по возможности взлета с трамплина, что позволило ОКБ рассчитывать на успешное выполнение работ по созданию палубного учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение Т8-УТГ (Су-25УТГ, то есть, с гаком).

Для доработок под первый опытный самолет Т8-УТГ1 (ведущий по летным испытаниям - Н.П. Петрухин) был выделен серийный Су-25УБ, собранный сразу уже с учетом доработок по усилению конструкции на серийном заводе в Улан-Удэ в начале 1988 г. В марте 1988 года самолет своим ходом был перебазирован на ЛИС ОКБ, где после доработок по установлению гака и тарировке КЗА, в сентябре он был облетан летчиком-испытателем ОКБ И.В. Вотинцсвым. В октябре 1988-го самолет перегнали в Саки и начали выполнение программы по посадке с зацепом за трос аэрофинишера. Полеты выполняли летчики-испытатели ОКБ: И.В. Вотинцев, В.Г. Пугачев, Е.И. Фролов, С.Н. Мельников; от ЛИИ - А.В. Крутов; от военных - А.Б. Лавриков и А.И.Фокин. 1-го ноября 1989 года самолет Т8-УТГ1, пилотируемый Вотинцсвым и Круговым, вслед за самолетами Су-27К и МиГ-29К, в первый раз совершил посадку по самолетному на палубу ТАКР "Тбилиси". Программа летных испытаний Т8-УТГ по возможности базирования на ТАКР была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году уже в Североморске, куда был перебазирован корабль.

В 1990 году в Улан-Удэ была выпущена небольшая серия из 12 самолетов Су-25УТГ, вскоре переданная в Североморск. Ныне эти самолеты используются в составе авиации Северного флота для обучения пилотов Су-27К посадке на палубу.

Техническое описание.

Самолет предназначен для отработки летчиками техники взлета и посадки на наземном комплексе с устройствами укорочения взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер), а также для обучения и контроля летчиков строевых частей и курсантов летных училищ технике пилотирования, самолетовождению и групповой слетанности.

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

В процессе учебно-тренировочных полетов самолет Су-25УТГ обеспечивает выполнение следующих задач летной подготовки:

  • взлет с трамплина;
  • посадка на аэрофинишер с применением посадочного гака;
  • отработка техники пилотирования днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
  • полеты по приборам, в том числе с использованием шторки "слепого полета";
  • самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
  • обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказов пилотажно-навигационного оборудования;
  • первоначальное обучение в летных училищах и центрах.

Самолет Су-25УТГ отличается от базового учебно-боевого самолета отсутствием следующих систем и элементов конструкции:

  • блоков прицельного оборудования;
  • блоков системы управления оружием;
  • пушечной установки с пушкой;
  • балочных держателей и пилонов;
  • бронеэкранов двигателей;
  • радиостанции связи с сухопутными войсками;
  • блоков и элементов системы обороны.

На самолете Су-25УТГ:

  • в хвостовой части фюзеляжа установлен посадочный гак, представляющий собой тормозной крюк с демпфером-подъемником и боковыми стабилизаторами;
  • установлена модифицированная хвостовая балка фюзеляжа, способная воспринять нагрузки от посадочного гака, законцовка хвостовой балки укорочена в связи со снятием парашют-но-тормозной установки;
  • в головной части фюзеляжа зашита ниша пушечной установки;
  • во второй кабине установлен перископ переднего обзора;
  • в средней части фюзеляжа бронированные люки, защищающие снизу расходный бак, заменены на конструкцию из алюминиевых сплавов;
  • в кабине экипажа вместо снятых боевых пультов установлены заглушки, иллюминаторы дальномера, отверстия в обшивке самолета от снятых антенн зашиты.

При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

При взлете с трамплина самолет выводится на взлетные значения угла атаки за счет кривизны трамплина. Этим существенно сокращается длина разбега самолета. Перед стартом летчик выруливает и устанавливает самолет на задержник, включает максимальный режим работы двигателей, отклоняет стабилизатор во взлетное положение. По команде самолет освобождается от задержника и начинает разгон по взлетно-посадочной полосе с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолет выводится на взлетное значение угла атаки и через 2-3 секунды разгоняется до взлетной скорости.

В процессе захода на посадку самолет вводится в зону действия наземной оптической системы посадки. Войдя в луч оптической системы посадки, летчик переводит самолет в режим снижения по заданной глиссаде. Полет по глиссаде, вплоть до касания взлетно-посадочной полосы, выполняется на расчетном угле атаки с выдерживанием оптимальной скорости.

При посадке крюк посадочного гака скользит по поверхности взлетно-посадочной полосы и захватывает один из тросов аэрофинишера. После захвата троса самолет проходит путь в 90 метров с максимальным значением продольной перегрузки при торможении в 4-5 единиц.




 ЛТХ:
Модификация   Су-25УТГ
Размах крыла, м   14.36
Длина самолета,м   15.53
Высота самолета,м   5.20
Площадь крыла,м2   30.10
Масса, кг  
  пустого самолета   9700
  нормальная взлетная   12750
  максимальная взлетная   17600
Топливо  
  внутренние топливо, кг   2850
  ПТБ, л   4 х 800
Тип двигателя   2 ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс   2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч   1000
Перегоночная дальность, км   1850
Практическая дальность, км   560
Практический потолок, м   7000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Су-25УТГ-1
 Серийный Су-25УТГ     ╘ Алексей Михеев
 Су-25УТГ перед взлетом
  Су-25УТГ   ╘ Hugo Mambour
  Cу-25УТГ на МАКС-99 ╘ Paul Nann
 Взлет Су-25УТГ
 Су-25УТГ на МАКС-99
 Опущенный гак
 Кабина пилота Су-25УТГ

  Варианты окраски:

 Су-25УТГ

 



 

Список источников:

Вестник авиации и космонавтики. Корабельный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ
Техника и вооружение. Михаил Никольский. Главное оружие авианосца
Ильдар Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25
Авиация и Время. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Гроза над полем боя
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-25
Александр Мельников. Современная авиация России. Су-25УТГ
4+ Publication. Su-25 all variants
Squadron/Signal. Aircraft Number 129. Su-25 Frogfoot In Action
Monografie Lotnicze. Piotr Butowski. Su-25/Su-34
Фотоработы
Алексея Михеева


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100