Уголок неба ¦ Сухой Су-15УМ

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разные
   Су-15УМ
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1976
Тип: Учебно-боевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


По мере поступления Су-15ТМ в строй у военных созрело желание получить на его базе "спарку". В конце 1974 г. в ОКБ Сухого началось проектирование такого самолета, получившего фирменный шифр У-58ТМ. Весной следующего года в Новосибирск уже передали полный комплект техдокументации для выпуска машины. И лишь 16 июля вышел приказ МАП, по которому ОКБ получило официальное задание на эту работу.

Конструктивно машина была выполнена на базе Су-15ТМ последних серий, причем на этот раз за счет сокращения состава БРЭО кабину инструктора организовали без удлинения фюзеляжа и даже без уменьшения объема топливных баков. Для ликвидации проблемы "запаса стабилизатора" на посадке на "спарке" решили устаченной площади. Как и в случае с Су-15УТ, новую "спарку" не оснастили полным комплектом оборудования перехватчика. На ее борт не попали многие системы, включая РЛС "Тайфун-М", САУ-58, аппаратуру "Лазурь-М". Однако военные требовали, чтобы на этом самолете можно было выполнять некоторые боевые режимы, т.е. он должен был стать учебно-боевым. При отсутствии РЛС добиться этого позволяло использование ракет с тепловыми ГСН, поэтому У-58ТМ оснастили системой вооружения для применения ракет Р-98Т и Р-60. Кроме того, предусмотрели подвеску под фюзеляжем двух контейнеров УПК-23-250.

Опытную машину строить не стали, а испытания решили провести сразу на первой серийной. Ее постройку завершили в начале апреля 1976 г., а 23 числа заводские летчики В.Т.Выломов и В.А.Белянин выполнили на ней первый полет. К 28 апреля самолет "своим ходом" перебазировали на ЛИиДБ ОКБ. Ведущим инженером по нему был назначен Ю.К.Калинцев, ведущим летчиком-испытателем - Е.С.Соловьев, а его напарником - Ю.А.Егоров. В течение мая они выполнили 13 полетов. Судя по акту ЛКИ, никаких существенных особенностей в аэродинамике "спарки" обнаружено не было, и ее перегнали во Владимировку.

Госиспытания самолета, которые проводили летчики ГК НИИ ВВС Е.С.Коваленко, В.В.Картавенко, О.Г.Цой и В.Е.Костюченко, прошли довольно оперативно - с 23 июня по 25 ноября. Всего за время ГСИ состоялось 72 полета, из них - 60 зачетных. В результате самолет был рекомендован для принятия на вооружение с формулировкой: "Пригоден для обучения и тренировки летного состава взлету и посадке, всем элементам полета и некоторым видам боевого применения ...". На вооружение, как и в случае с Су-15УТ, он был принят по упрощенной процедуре - приказом министра обороны в 1977 г., получив официальное обозначение Су-15УМ.

Эта машина ("изделие 43") выпускалась довольно крупными сериями. Единственной серьезной доработкой Су-15УМ в ходе производства стала установка РСБН-5С. Желание военных обучать летчиков посадке на "спарке" с использованием этой системы было вполне оправданно, вот только вспомнили об этом поздновато. Такую аппаратуру устанавливали на серийных Су-15УМ, начиная с 4-й серии, и в строй дооборудованные машины стали поступать в 1978 г. Выпуск "спарок" официально завершился в 1980 г., но три самолета задержали на ЛИСе. Два из них сдали заказчику в феврале следующего года, а машину №04-45, ставшую последним "сошедшим с конвейера" самолетом этого семейства, заводские летчики И.Я.Сушко и Ю.Н.Харченко облетали только 14 февраля 1982 г.





 ЛТХ:
Модификация   Су-15УМ
Размах крыла, м   9.43
Длина самолета, м   22.03
Высота самолета, м   4.84
Площадь крыла, м2   36.60
Масса , кг  
  пустого самолета   10800
  нормальная взлетная   17200
  максимальная взлетная   17900
Тип двигателя   2 ТРДФ Р-13-300
Максимальная тяга, кН   2 х 65,70
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1200
  на высоте 12000 м   1850
Перегоночная дальность, км   1700
Практическая дальность, км   1210
Боевой радиус действия, км   580
Практический потолок, м:   17500
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами
 наведения Р-98 (до 20 км) и две УР ближнего боя Р-60 с ИК системой наведения.
 Два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый предсерийный Су-15УМ
 Су-15УМ
 Су-15УМ   
 Су-15УМ  ВВС Украины  (c) Сергй Попсуевич
 Су-15УМ 

  Варианты окраски:

 Су-15УМ   ВВС СССР

 



 

Список источников:

Авиация и Время. Виктор Павлов. Классика второго поколения
Аэроплан. Владимир Проклов. Су-15 и его предшественники
П.Н.Сергеев. Советский истребитель-перехватчик Су-15
Крылья Родины. А.Вишневский, В.Кулачкин, П.Плунский. Перехватчик Су-15
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Су-15
HPM. Jaroslav Spacek. Suchoj Su-15/Su-15TM Flagon
Monografie Lotnicze. P.Butowski, W. Pankow, W. Ponomariew. Su-15 Flagon
PKL. Jefim Gordon. Su-15


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: