Уголок неба ¦ Boeing 747 SOFIA

Реклама...

Индивидуальный подход к https://domdliavas.ru каждому клиенту при строительству домов.
    


 
главная современная авиация разные
   SOFIA
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 2009
Тип: Летающий телескоп
  ЛТХ     Доп. информация
   


Лаборатория имени Койпера на базе C-141A совершила 1417 вылетов для проведения наблюдений и принесла много новых знаний о Вселенной. Но и 90 см зеркало - не слишком светосильный инструмент. Поэтому после вывода из эксплуатации лаборатории в 1995 г. в NASA решили создать намного более совершенный летающий инфракрасный телескоп. И создали, правда, на это ушло больше десяти лет.

В этот раз телескоп установили на борту самолёта Boeing 747SP. Самолёт и проект в целом получили обозначение SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy: стратосферная обсерватория для инфракрасной астрономии).

Самолёт Boeing 747SP-21, вариант самолёта Boeing 747 с укороченным фюзеляжем, уменьшенной пассажировместимостью, но увеличенной дальностью, с регистрационным номером N536PA (красивый номер N747NA он получил только в NASA в 2004 г.) построили в 1977 г. Вначале его оснастили ТРДД JT9D-7A, но позднее их заменили на двигатели JT9D-7J большей тяги. Самолёт до февраля 1986 г. эксплуатировался в авиакомпании "Пан Америкэн", на носовую часть фюзеляжа нанесли собственное имя "Клипер Линдберг". В феврале 1986 г. самолёт купила авиакомпания "Юнайтед Эрлайнс", при этом регистрационный номер сменился на N145UA. Всего "Боинг" совершил около 11000 полётов с пассажирами, в среднем по полтора полёта в день. Это весьма интенсивная эксплуатация для дальнемагистрального авиалайнера.

NASA приобрела N145UA в 1998 г., но разработка, производство и установка телескопа затянулись на десять лет. За это время заменили двигатели и оборудовали отсек для телескопа. Лётные испытания самолёта с установленным телескопом начались 18 декабря 2009 г., первые вылеты на наблюдения - в 2010 г., а регулярная эксплуатация - в 2012 г Диаметр параболического зеркала телескопа SOFIA равен 2,7 м. Это значит, что его светосила, а она пропорциональна площади зеркала, ровно в 10 раз больше, чем у "Спитцера" и в 9 раз больше, чем у предыдущего летающего телескопа "Койпер".

Впервые телескоп смонтировали не в салоне, а в изолированном отсеке в хвостовой части фюзеляжа, отделенном от основной кабины дополнительной герметичной перегородкой. Отсек с телескопом не наддувается на высоте, это только ухудшило бы качество изображения. В отсеке во время полёта поддерживается постоянная низкая температура, близкая к температуре наружного воздуха (-50-60 град. Цельсия). Это уменьшает тепловые шумы и также улучшает качество изображений. Было приложено много усилий для снижения массы телескопа. Так, основание зеркала выполнили из сотовых композитных материалов. Тем не менее, масса телескопа и вспомогательного оборудования составляет 17 т. Это потребовало принять меры для сохранения центровки самолёта, в частности, изменена топливная система.

Телескоп установлен в отсеке на гиростабилизированной платформе. Приводы платформы, в свою очередь, отделены от каркаса фюзеляжа масляно-пневматическими гасителями колебаний.

Телескоп работает с девятью различными комплектами инструментов, отличающимися диапазонами наблюдаемых волн, спектральной и угловой разрешающими способностями. Смена инструментов производится между полётами (вот оно, преимущество перед космическими аппаратами), в каждом полёте используется только один комплект. Датчики охлаждаются жидким гелием, запас которого также обновляется перед каждым полётом.

Основные инструменты телескопа SOFIA - это датчик ближнего ИК-спектра FLITECAM, регистрирующий электромагнитные волны длиной 1-5 мкм, датчик среднего ИК-спектра FORCAST (длина волн 5-40 мкм) и датчик дальнего ИК-спектра HAWC (42-210 мкм). Напомним, что будущий космический телескоп JWST сможет регистрировать волны с длиной не более 26 мкм.

Кроме того, возможна установка на телескоп SOFIA ИК-спектрометров и оптического датчика, применяемого для калибровки телескопа. Таким образом, SOFIA может проводить съёмку небесных объектов в диапазоне волн от 1 до 210 мкм, а это почти 8 октав (удвоений частот) в отличие от одной октавы видимого света. Планируется увеличить диапазон наблюдаемых волн: от 0,3 мкм (а это уже ближний ультрафиолет) до 240 мкм.

Точность полировки зеркала составляет 8,5 нм - в 120 раз меньше минимальной длины наблюдаемого излучения, это очень высокое значение. Для сравнения:точность полировки телескопа "Хаббл" по техзаданию была 10 нм, а реально получилось хуже. Возможность использования различных датчиков и обновления запасов жидкого гелия даёт лаборатории SOFIA существенные преимущества перед спутниковыми телескопами.

Наблюдения ведутся через тонкое изогнутое стекло размером около 4 х 3 м, прикрытое защитной сдвижной дюралюминиевой кулисой. Отсутствие наддува позволяет уменьшить толщину стекла, что также улучшает качество получаемых изображений. По словам лётчиков, сдвиг кулисы не сказывается на поведении самолёта в полёте и определить её положение можно только по индикатору.

Недостатком телескопа является то, что максимальный угол его возвышения равен только 60 град.. Объекты в конусе с раствором 60 град. и осью, направленной в зенит, сфотографировать не удастся. Однако, можно изменить широту полёта - и они уже будут не в зените.

Чаще всего полёты производятся в приполярных районах Арктики и Антарктики, там атмосфера суше всего и поглощение ИК-излучения в её верхних слоях минимально. Большинство полётов совершается в Антарктике - оттуда виден район центра нашей Галактики, где сосредоточено большинство интересующих астрономов объектов наблюдения.

Во время полётов в южном полушарии самолёт базируется в новозеландском международном аэропорту города Кристчёрч (Christchurch), для летающей лаборатории там построен отдельный отапливаемый и кондиционируемый ангар. В ангаре имеется склад запасных частей, в том числе, один запасной двигатель.

Продолжительность полёта обычно превышает 10 часов, чаще всего он совершается по кругу вокруг Антарктиды. За это время проводят наблюдения по 3-4 исследовательским проектам. Разработка программы полёта занимает несколько недель, но так как полёты выполняются в интересах многих научных организаций, одновременно планируется несколько миссий. Обычно совершается около 100 полётов в год. При обнаружении новых явлений возможны и внеплановые вылеты: так, осенью 2019 г. лаборатория SOFIA использовалась для наблюдений в инфракрасном диапазоне межзвёздной кометы Борисова.

Инфракрасный телескоп очень чувствителен к парам воды, поэтому взлёт и посадка в тумане или при дожде нежелательны. Для летающей лаборатории предусмотрены несколько запасных аэродромов в Новой Зеландии и Австралии, где самолёт может переждать плохую погоду, а затем перелететь в Кристчёрч. В ангаре же воздух осушается и кондиционируется.

Временной график полёта выдерживается с точностью не хуже 2 минут - это необходимо для успешного выполнения наблюдений. В отличие от коммерческих авиалайнеров основное внимание уделяется не движению точно вдоль намеченной трассы, а поддержанию постоянных углов крена, угла атаки и курсового угла для обеспечения работы телескопа, при этом допускается отклонение самолёта в сторону от намеченного в плане полёта маршрута на расстояние до 20 морских миль (37 км).

Обычно самолёт движется по дуге большого радиуса вокруг полюса, каждые 3-4 минуты направление изменяется на 1 град.. Такой режим оптимален для того, чтобы телескоп постоянно держал выбранный объект в поле зрения. Сам телескоп ограниченно подвижен и может поворачиваться по азимуту только на 4 град..

Ещё одно отличие профиля полёта летающей лаборатории от полётов пассажирских самолётов -быстрые набор высоты и снижение. Увеличению времени наблюдений придаётся большее значение, чем экономии топлива на этих этапах полёта. Наконец, высота полёта летающей лаборатории заметно выше, чем у рейсовых авиалайнеров, и составляет 13 - 13,5 км.

На борту самолёта обычно находятся 14 человек: два лётных экипажа по три человека, руководитель полёта, техники и астрономы. Во время полёта астрономы контролируют выполнение заранее намеченной программы наблюдений, но в случае обнаружения любопытных феноменов могут и скорректировать её.

Как уже говорилось, отсек телескопа негерметичен. Поэтому доступ к оборудованию телескопа в полёте не возможен, все неполадки устраняются только между полётами на земле.

После посадки собранные данные по цифровым каналам связи отправляются в исследовательский центр NASA "Амес".

И телескоп, и самолёт-носитель регулярно модернизируются. В 2012 г. заменили авионику самолёта. На смену стрелочным приборам пилотов пришли многофункциональные дисплеи, но место бортинженера в кабине сохранили: требования к выдерживанию скорости, а значит, и к режиму работы двигателей, у летающего телескопа намного жёстче, чем у пассажирских авиалайнеров. Бортинженер управляет и кулисой отсека телескопа.

На рабочем месте бортинженера остались стрелочные приборы индикации работы двигателей, топливной системы и СКВ (системы кондиционирования и вентиляции). Их ремонт начинает представлять проблему: не хватает и запасных частей, и специалистов, сохранивших навыки обращения с такой техникой.

SOFIA - международный проект. 80% затрат (около 85 млн. долларов в 2019 г.) финансирует NASA, 20% -немецкое аэрокосмическое агентство DLR (Deutsches Zentrum fur Luft- und Raumfahrt). DLR отвечало за разработку собственно телескопа и двух из девяти датчиков, NASA -за приобретение и модернизацию самолёта, семь датчиков, наземное обслуживание и организацию сети сбора и обработки данных.

Обычно в каждом полёте на борту находится как минимум один представитель DLR. К обработке же данных широко привлекается международная университетская ассоциация по космическим исследованиям, её штаб-квартира находится в США. Трудоёмкие формы обслуживания самолёта (C-Check) проводятся авиакомпанией Люфтганза в Гамбурге. Очередной C-Check самолёт прошёл в начале октября 2020 г.

Среди открытий, совершённых лабораторией SOFIA за десять лет эксплуатации, обнаружение газопылевых колец вокруг гигантской чёрной дыры, находящейся в центре нашей галактики, а также обнаружение в межзвёздном пространстве молекул дигидрида гелия (НеН2), возможно, первых сложных молекул, образовавшихся во Вселенной после большого взрыва. Съёмка газопылевых колец потребовала пятичасового полёта по дуге с точным выдерживанием направления, всё это время объект съёмки находился в фокусе телескопа. Один из наиболее трудоемких проектов, ведущихся лабораторией, - создание атласа звёзд центра нашей галактики. Пылевые облака экранируют видимый свет многих звёзд,поэтому их обнаружение возможно только в инфракрасном спектре.

Проводятся и детальные съёмки объектов Солнечной системы, в том числе Плутона, Титана - спутника Сатурна и тройного астероида MU69 из пояса Койпера, мимо которого пролетела автоматическая межпланетная станция "Новые Горизонты" (New Horizons).

26 октября 2020 г. в журнале "Нэйчур Астрономи" была опубликована статья о том, что при помощи датчика FORCAST телескоп SOFIA обнаружил водосодержащие минералы (гидраты) на Луне в умеренных широтах, точнее - на поверхности кратера Клавий (CLavius). До этого, начиная с 1999 г., гидраты находили лишь вблизи полюсов спутника. Считалось, что солнечное излучение разрушает такие структуры на остальной части лунной поверхности: достаточно сказать, что во время лунного дня температура поверхности Луны вблизи экватора достигает 120 град.С. Оказалось, однако, что гидраты на поверхности Луны имеются, причём в заметных количествах, около 40 мг на кв.м. поверхности. Это противоречит текущим представлениям о лунной геохимии. Учёные уже начали выдвигать предположения о механизме образования таких гидратов: например, при бомбардировке оксидов на поверхности Луны протонами - ядрами атомов водорода, находящимися в солнечном ветре. Так это или нет -пока неясно, но открытие оказалось неожиданным и ярким. Наблюдения Луны, приведшие к публикации статьи, велись с августа 2018 г.

Планируется, что лаборатория SOFIA проработает ещё как минимум 10 лет, и за это время, наверняка, совершит ещё много интересных открытий.




 ЛТХ:
Модификация   SOFIA
Размах крыла, м   59.64
Длина самолета, м   56.31
Высота самолета, м   19.94
Площадь крыла, м2   510.90
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Внутренне топливо, л  
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney JT9D-7J
Тяга, кН   4 х 22700
Максимальная скорость, км/ч   1010
Крейсерская скорость, км/ч   850
Дальность действия, км  
Продолжительность полета, ч.мин   10
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   телескоп


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SOFIA     (c) Tristar1011
 SOFIA     (c) NASA
 SOFIA     (c) EaZyBnA
 SOFIA     (c) NASA
 Телескоп на борту SOFIA     (c) NASA

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2021-02. Юрий Кузьмин. SOFIA и другие летающие инфракрасные телескопы
Популярная механика. "София" инфракрасная: "Боинг" смотрит на Вселенную
NASA.gov. SOFIA

 


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: