главная послевоенная авиация разные
   NKC-135 ALL
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1973
Тип: Летающая лазерная лаборатория
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появление в начале 70-х годов мощных лазеров различных типов инициировало интерес МО США к разработке ультрасовременных видов тактического оружия и их испытаний. Cамыми продолжительными и важными по значимости явились испытания летающей лазерной лаборатории (ЛЛЛ), оборудованной на модифицированном самолете-заправщике Boeing КС-135. Cозданный в начале 70-х годов фирмой Avco Everett газодинамический (ГДЛ) СО2-лазер мощностью 30-60 кВт оказался в то время наиболее подходящим для работы на борту самолета. Впоследствии его заменили лазером того же типа мощностью 0,4-0,5 Мвт. Бортовую установку удалось создать относительно малых размеров и веса, однако масса и объем запасенного рабочего тела и углеводородного топлива (типа JP-4) ограничивали время работы лазера до 20-30 сек.

Наиболее подходящим носителем для лазерной установки признали "летающий танкер" КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Первым в США "лазерным самолетом" NKC-135А стал борт 553123, ранее служивший для испытания модульной оптической системы A-LOTS. Модификацию завершили в начале 1973 г. В верхней части фюзеляжа позади кабины экипажа поставили большой "горбатый" аэродинамический обтекатель, закрывавший вращающийся телескоп системы целеуказания и слежения, новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча. В задней части фюзеляжа слева появились три круглых окна и одно квадратное. Под фюзеляжем сразу за входным люком крепились две лепестковые антенны и радиопрозрачная панель. В таком виде самолет получил полное обозначение NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory) и поступил в распоряжение Центра испытания вооружения на авиабазе Киртленд.

В 1973 г. ВВС США провели наземные демонстрационные испытания экспериментальной лазерной системы оружия, состоявшей из СО2-лазера мощностью 150 кВт и разработанной ВВС подсистемы прицеливания.

Целью являлась беспилотная воздушная мишень MQM-61A "Cardinal" длиной 4,5 м с поршневым двигателем. В эксперименте мишень летела со скоростью 320 км/ч на высоте около 60 м. Луч лазера навели на хвостовое оперение мишени, она загорелась и упала на землю.

Первоначально на борту NKC-135 стоял относительно маломощный газодинамический СО2-лазер. С его помощью при участии второго самолета типа КС-135 провели измерение распределения интенсивности и дисперсии лазерного луча, излучаемого первым самолетом.

В 1976 г. на NKC-135 установили высокомощный ГДЛ, разработанный отделением Pratt&Whitney фирмы United Technologies и сопряженный с системой прицеливания и сопровождения фирмы Hughes. Все испытания лазера провели на земле, источник питания был еще настолько громоздким, что не мог быть размещен в самолете.

В 1978 г. во время второй модификации NКС-135 фюзеляж самолета удлинили на 3 м, установив более совершенный СО2-лазер массой 10 т и мощностью 0,4-0,5 МВт фирмы United Technologies, подсистему прицеливания и слежения фирмы Hughes Aircraft и подсистему управления огнем фирмы Perkin-Elmer. Летные иcпытания ЛЛЛ по уничтожению крылатой ракеты-мишени Teledyne Ryan BQM-34 и ракет класса "воздух-воздух" "Sidewinder" AIM-9L (длина - 2,9 м, диаметр - 0,12 м, максимальная скорость - 3600 км/ч) начались в 1980 г. с интенсивной наземной подготовки, в ходе которой провели стрельбы по неподвижной ракете "Sidewinder", подтвердившие возможность ее поражения лазерной системой оружия на NKС-135.

В июле-августе 1981 г. ВВС США приступили к очередным испытаниям ЛЛЛ с целью поразить летающую мишень "Firebee". Воздушные "стрельбы" проходили на высотах 9,1-10,6 км над полигоном White Sands. Одновременно собирались проверить возможность поражения с борта NKC-135 БР "Polaris". Испытания предполагалось провести над атоллом Кваджелейн в Тихом океане при полете ЛЛЛ на высоте ~10,7 км. Дальность активного полета ракеты - 37-74 км. Бортовой лазер должен был поражать ракету "Polaris" на активном участке полета вскоре после ее выхода из-под воды. В случае успеха лазерных "стрельб" с борта ЛЛЛ по БР "Polaris", запускаемым с подводной лодки в районе атолла Кваджелейн, планировали также испытать ЛЛЛ в полете над океаном по МБР "Минитмен". Целью испытаний являлось уничтожение МБР над океаном на стартовом участке траектории.

1 июня 1981 г. предприняли первую попытку поразить ракету лазерным лучом в полете. Эксперимент проходил над полигоном ЧайнаЛэйк в Калифорнии и окончился неудачей. Лазерный луч не смог поразить летевшую со скоростью около 3200 км/ч ракету Sidewinder, запущенную с боевого самолета Vought А-7. Утверждали, что во время "стрельбы" преждевременно прервали лазерную генерацию.

3 июня 1981 г. испытание ЛЛЛ было удачнее. Луч лазера навели на ракету и удерживали на ней достаточно долго. Однако и этот эксперимент не оказался вполне успешным, его оценили "удавшимся лишь на 75%". Причиной неудач посчитали трудности удержания луча на цели в течение времени, необходимого для ее поражения, и вибрацию лазерной системы, вызвавшую отклонения пучка свыше допустимых пределов, что не позволило устойчиво зафиксировать лазерный луч на уязвимом участке цели.

ЛЛЛ NKC-135 решили еще раз модернизировать и в 1982 г. повторить испытания. Однако их возобновили только в 1983 г. Причину задержки вместе с истинной причиной неудач 1981 г. "популярно" объяснил журнал "Army Times". Он сообщил, что в хладагенте лазерной системы ЛЛЛ развелись многочисленные бактерии, разъедавшие молибден в зеркалах системы наведения. Возникшая из-за этого коррозия зеркал обусловила необходимость их замены, а сложность изготовления новых зеркал стала основной причиной задержки испытаний.

В мае 1983 г. над полигоном White Sands началась новая серия летных испытаний ЛЛЛ NKC-135 по ракетам класса "воздух-воздух" Sidewinder. Мощность лазера практически не изменилась (0,4-0,5 МВт), но результаты оказались иными. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля 1983 г. Лучом лазера с борта ЛЛЛ были уничтожены пять ракет, запускавшихся в направлении NKC-135 с борта самолета Vought А-7 и летевших со скоростью 3218 км/ч.

Эксперименты продолжались две недели. Всего с борта А-7 запустили 13 ракет, из них первые восемь были пущены для проверки способности лазерной системы обнаруживать и сопровождать цель. По заявлению официального представителя ВВС США, еще пять ракет не были разрушены непосредственно лазерным лучом, однако после облучения они оказались выведенными из строя и разбились при падении на землю. 31 мая 1983 г. одна из ракет, оснащенная небольшим боезарядом, взорвалась в полете в результате облучения. Взрыв произошел после того, как установленные на ракете датчики зарегистрировали нарушение параметров полета из-за воздействия лазерного излучения. Позже выяснилось, что в ясную погоду в направлении ЛЛЛ с расстояния около 17,7 км поочередно запустили всего 24 ракеты AIM-9, однако 11 отслеживать не стали, так как параметры их полетов не соответствовали расчетным В сентябре 1983 г. состоялась последняя серия экспериментов с ЛЛЛ, проводимых совместно ВВС и ВМС США. 26 сентября 1983 г. с борта летевшей над океаном ЛЛЛ отследили иразрушили лазерным излучением дозвуковую беспилотную летающую мишень USN BQM-34A. Мишень запустили из Тихоокеанского ракетного испытательного центра ВМС США Пойнт Мугу (шт. Калифорния), она летела над водной поверхностью на низкой высоте в зону испытаний, удаленную примерно на 32 км (максимальное удаление - до 65 км). Так имитировалась воздушная атака на корабль ВМС США. Анализ результатов показал, что лазерный луч прожег обшивку мишени и разрушил ответственные внутренние элементы, вызвав отказ системы управления. Подробности испытаний засекретили. В двух других попытках мишени были повреждены, но не разрушены. Одна из них была  возвращена с целью подробной оценки повреждений. Сообщение об успехе и о завершении последней серии летных испытаний ЛЛЛ появилось в конце ноября 1983 г. МО США сообщило, что это были заключительные из запланированных полетов, в которых ставилась задача поразить воздушные цели. Особо подчеркивалось, что ЛЛЛ предназначена только для экспериментов и не является опытным образцом системы оружия. Значительно позже сообщили, что дальность действия бортового СО2-лазера не превышала 5 км. Сейчас этот лазер находится в музее ВВС США.
 



 ЛТХ:
Модификация   NKC-135 ALL
Размах крыла, м   39.87
Длина самолета,м   41.53
Высота самолета,м   12.70
Площадь крыла,м2   227.20
Масса, кг  
  пустого самолета   49300
  максимальная взлетная   136080
Внутренне топливо, л   19499 + опционально 3028
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney J57-P-59W
Тяга, кгс   4 х 6123
Максимальная скорость, км/ч   975
Крейсерская скорость, км/ч   824
Практическая дальность, км   13960
Практический потолок, м   15240
Экипаж, чел   4 пилота


 Доп. информация :


  Фотографии:

 NKC-135 ALL
 NKC-135 ALL
 NKC-135 ALL     (c) Stephen Toernblom
 NKC-135 ALL
 Кабина пилотов NKC-135 ALL

 



 

Список источников:

Авиапанорама. Анатолий Демин. Лазер - на полпути к "звездным войнам"
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Boeing NKC-135 Airborne Laser Lab
Squadron/Signal. C.M.Reed.
KC-135 Stratotanker in Action


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Купить стройматериалы в москве интернет магазин стройматериалов в москве.


Rambler's Top100 Rambler's Top100