Реклама...

Бет Бум
    


 
главная послевоенная авиация разные
   Лаз-9
       
Разработчик: Лазаров
Страна: Болгария
Первый полет:
Тип: Многоцелевой вспомогательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Профессор Цветан Лазаров - человек большим конструкторским талантом и чутьем, автор и соавтор многим болгарским самолетам - неустанно работает над новыми проектами. Созданный в рекордно короткий срок Лаз-7 - отличная машина. Его время очень сложное. Над миром дуют ветры "Холодной войны", а на Корейском полуострове бушует настоящая война. В то же самое время болгарская авиация сильно обескровлена политическими чистками среди летного и технического состава и нужно в коротких сроках подготовить большое число пилотов, штурманов, авиатехников. Пилоты и штурманы должны получать всестороннюю и солидную боевую подготовку. И Лаз-7 из легкой учебной машины превратился в многоцелевой, утяжеленный самолет. Его стартовая масса с 947 кг возросла до 1145 кг для серийных машин. И вполне закономерно ухудшаются его летные характеристики.

Проф. Лазаров с болью наблюдает как его самолет тратит свои качества. Задуман для одних целях, он служит для других. И рискуя стать неудобным для определенных кругах, он пишет е письмо, адресовано командованию ВВС, промышленному объединению "Металхим", которому подчиняется самолетостроение и другим заинтересованным ведомств. В письме № 39/10.10.1950 он аргументировано излагает свои взгляды, что недопустимо и дальше ухудшать летных характеристик Лаз-7. Предлагает этот самолет остаться только для начальной подготовки пилотов, а для остальных задач, с которыми от загружен, может организовать производство самолета Лаз-9.

Дальше в письме следует аргументация и описание конструкции Лаз-9.

После войны на складах в Болгарии осталось большое количество немецких моторов Argus As 410 мощностью 330 kW/450 к.с. и Argus As 411 мощностью 426 kW/580 к.с., новые или после капитального ремонта. Эти двигатели доказали свои качества на много из самолетов болгарских Воздушных войск в период 1939-1945 г.г.

Лаз-9 разработан на базы этих двигателях. Фюзеляж расширен и усилен. Хвостовое оперение уже металлическое. Крыло трапециевидной формы имеет закрылки "ЦАГИ". Шасси убирается как у Як-9. Мощный, двигатель позволяет Лаз-9 взять дополнительное оборудование и нести сильное вооружение. Таким образом он может выполнять большой круг задач по бойному применению авиации. Над двигателем монтирован синхронизованный крупнокалиберный (13-мм) пулемет, в крыло - два пулемета пушечного калибра (7,92-мм). Бомбодержатели могут нести 8 х 50-кг или 4 х 100 кг бомб.

Не успели найти в архивах ответ на письмо профессора. Но сам факт, что самолет Лаз-9 остался "нарожденным" говорит, что если и был таков, то он был "НЕТ"! В холодных сумрачных кабинетов, за тяжелыми занавесами уже подготавливали смертельный приговор болгарскому самолетостроению и до его подписания оставалось немного. Но патриот и энтузиаст профессор Цветан Лазаров мечтает о новых болгарских самолетов:



 ЛТХ:
Модификация   Лаз-9 (расчетные)
Размах крыла, м   10.60
Длина самолета, м   9.10
Высота самолета, м   3.05
Площадь крыла,м2   17.60
Масса, кг  
  пустого самолета   1200
  максимальная взлетная   2200
Тип двигателя   1 ПД Argus As.411
Мощность, л.с.   1 х 530
Максимальная скорость, км/ч   430
Крейсерская скорость, км/ч   375
Радиус действия, км   350
Практический потолок, м   8400
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 13-мм пулемет, два 7.92-мм пулемета
  до 400 кг легких бомб (4х100 кг или 8х50 кг)


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Так должен был выглядеть Лаз-9

  Схемы:

 Лаз-9  © Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 Лаз-9  ©  Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. Самолет Лаз-9


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: