Уголок неба ¦ TAI Hürjet

Реклама...

    


 
главная современная авиация разные
   Hürjet
       
Разработчик: TAI
Страна: Турция
Первый полет: 2023
Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Прототип турецкого реактивного учебно-тренировочного самолёта Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ или TAI) Hürjet совершил 25 апреля 2023 года  первый полет. Предварительный проект самолёта защитили в 2019 году, а в феврале 2021 года проектные работы завершили.

Целью компании является максимальная локализация производства. Так, 20% агрегатов Hürjet созданы подразделениями TAI, а производство свыше 4400 деталей самолёта распределено между турецкими субподрядчиками. Производство турецкого УТС планируют начать в четвёртом квартале 2021 года. Первый полёт самолёта может состояться уже в 2022 году, а к 2025-2026 году планируется выход на внешние рынки, - добавил Чопур. В рамках проекта планируется развивать два прототипа, которые смогут удовлетворить нужды внутреннего и экспортного рынков. Учитывая низкую стоимость подобных самолётов по сравнению с «полноценными» штурмовиками, турецкая разработка может составить конкуренцию распространённым лёгким штурмовикам. Лёгкий самолёт может заинтересовать заказчиков с ограниченными бюджетами, и задачами местных ВВС. Напомним, российский УТС Як-130 эксплуатируют ВВС 7 стран, включая Лаос, Бангладеш, и Алжир, а китайский Hongdu L-15, созданный совместно с ОКБ Яковлева, эксплуатируют в Замбии и Венесуэле.

Hürjet предлагают выпускать в двух модификациях разного назначения. Прежде всего, ВВС получат учебно-тренировочные машины Hürjet-B. Кроме того, разрабатывается вариант Hürjet-C – легкий боевой самолет с возможностью несения неуправляемого и управляемого вооружения для работы по воздушным и наземным целям.

Уже имеется предварительное соглашение о строительстве и поставки 16 учебно-тренировочных Hürjet-B, и ожидается подписание твердого контракта. В дальнейшем должны появиться новые заказы, за счет которых будет выполнено полное переоснащение учебных частей. Серийным «Хюрджетам» предстоит вытеснить американские самолеты T-38 и F-5. Кроме того, ожидается, что на турецкую технику перейдет пилотажная группа Türk Yıldızları.

Боевая модификация учебного Hürjet пока находится на стадии разработки, и ее точные перспективы еще не определены. Турецкие ВВС проявляют интерес к такой машине, но даже предварительные договоренности пока отсутствуют. Возможно, судьбу проекта Hürjet-C определят по результатам испытания базового образца.

Недавно было объявлено о принципиальной возможности создания палубной модификации. Такой самолет в отдаленном будущем сможет пополнить авиационную группу новейшего десантного корабля Anadolu или следующих подобных вымпелов.

Hürjet представляет собой учебно-тренировочный самолет для проведения т.н. повышенного этапа подготовки летного состава тактической авиации. С его помощью планируют обучать пилотов истребителей-бомбардировщиков существующих и ожидаемых типов. Такие задачи существенно повлияли на облик и возможности самолета.

Учебно-тренировочный Hürjet построен по нормальной аэродинамической схеме. Имеется фюзеляж большого удлинения, значительная часть которого отдана под двухместную тандемную кабину, а в хвосте помещена двигательная установка. Использовано стреловидное высокорасположенное крыло. Хвостовое оперение традиционной компоновки включает стабилизатор с небольшим отрицательным V. Внешне турецкий самолет похож на некоторые иностранные образцы своего класса, в частности на российский Як-130.

На текущем этапе Hürjet оснащается одним турбореактивным двигателем General Electric F404-GE-102 с тягой 8000 кгс. В перспективе планируется заменить его мотором турецкой разработки. В нынешней конфигурации самолет должен развивать скорость до 1,4 М, подниматься на высоту 13700 м и показывать максимальную дальность до 2200 км.

«Хюрджет» имеет двухместную кабину тандемной компоновки. В распоряжении летчика-инструктора и обучаемого имеется полный набор органов управления и различных приборов. По известным данным, самолет оснащен электродистанционной системой управления с возможностью имитации поведения разных самолетов. За счет этого планируется упростить обучение летчиков для работы на конкретных типах техники.

В связи с учебной ролью Hürjet не несет встроенного вооружения, а его базовая модификация не имеет точек внешней подвески. На боевом варианте Hürjet-C предусматривается семь узлов подвески (по три – на крыле, и одно под фюзеляжем). Он сможет нести ракеты «воздух-воздух» или различное вооружение «воздух-поверхность». В первую очередь рассматриваются средства поражения турецкого производства.




 ЛТХ:
Модификация   Hürjet
Размах крыла, м   9.80
Длина самолета,м   13.00
Высота самолета,м   5.10
Площадь крыла,м2   25.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1200
  нормальная взлетная   2721
Тип двигателя   1 ТРДД General Electric F404-GE-102
Тяга, кгс   1 х 8000
Максимальная скорость, км/ч    M=1.4
Крейсерская скорость, км/ч   460
Практическая дальность, км   2222
Максимальная скороподъемность, м/мин   12000
Практический потолок, м   13716
Макс. коэффициент перегрузки   8
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип Hürjet   (c) TAI
 Первый прототи Hürjet   (c) TAI
 Hürjet-B (c) TAI
 Прототип Hürjet-C  (c) TAI
 Кабина пилотов Hürjet  (c) TAI

 



 

Список источников:

Военное Обозрение. Кирилл Рябов. Учебно-тренировочный самолет TAI Hürjet поднялся в воздух
Наука и Техника. Денис Ильин. Новый конкурент Як-130: турецкий боевой самолёт TAI Hürjet начнут производить в конце этого года
Tai.com.tr. Hürjet


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: