Уголок неба ¦ de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разные
   DHC-1 Chipmunk
       
Разработчик: de Havilland Canada
Страна: Канада
Первый полет: 1946
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фирма "de Havilland Aircraft of Canada Ltd", также известная как DHC или "de Havilland Canada", была создана в марте 1928 года для сборки, технического обслуживания и ремонта импортированных самолетов британской компании "de Havilland". К концу Второй мировой войны "de Havilland Canada" приступила к проектированию собственных машин. Первым появился DHC-1 Chipmunk, разработанный под управлением В. Якимука для замены биплана DH.82 Tiger Moth. 22 мая 1946 года прототип DHC-1 впервые взлетел в Даунсвью, Торонто. Это был двухместный моноплан с работающей обшивкой и перевернутым рядным мотором de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. (108 кВт).

Самолеты Chipmunk, построенные по спецификации прототипа, получили обозначение DHC-1B-1, а машины с моторами Gipsy Major 10-3 стали называться DHC-1B-2. Большинство Chipmunk имело закрытый фонарь. Завод в Даунсвью построил 218 машин, последнюю из них изготовили в 1951 году.

Два самолета испытывались в британском НИЦ в Боскомб-Дауне. В результате фирме "de Havilland" заказали пилотажную версию Chipmunk по спецификации 8/48 в качестве учебно-тренировочного самолета. Всего в Великобритании были построены 1014 Chipmunk, 735 из них поступили в ВВС. Первые Chipmunk с эмблемами британских ВВС передали в оксфордский аэроклуб в феврале 1950 года. Затем этот самолет заменил бипланы Tiger Moth во всех 17 эскадрильях университетов и многих летных школах добровольного Резерва ВВС. Военные пилоты проходили начальное обучение на Chippie (прозвище "Chipmunk") в колледже ВВС в Крэнвеле. Несколько Chipmunk из 114-й эскадрильи использовались на Кипре в интересах служб безопасности в ходе волнений 1958 года.

По соглашению между фирмой "de Havilland" и португальской "General Aeronautical Material Workshops" (OGMA) для ВВС Португалии с 1955 года были собраны 60 Chipmunk по лицензии. Эти самолеты также применялись в авиации Бирмы, Цейлона, Чили, Колумбии, Дании, Египта, Ирака, Ирландии, Иордании, Ливана, Малайи, Саудовской Аравии, Сирии, Таиланда и Уругвая. Несколько таких машин летаю






 Модификации :
 DHC-1A-1

 самолет, построенный в Канаде с двигателем Gipsy Major 1С, частично годный для высшего пилотажа; получил обозначение Сhipmunk T.Mk 1 в канадских ВВС. 

 DHC-1A-2

 самолет с двигателем Gipsy Major 10, частично годный для высшего пилотажа. 

 DHC-1В-1

 самолет с двигателем Gipsy Major 1С, полностью годный для высшего пилотажа. 

 DHC-1В-2

 самолет с двигателем Gipsy Major 10, полностью годный для высшего пилотажа.

 DHC-1В-2-S1  самолет с двигателем Gipsy Major 10 для египетских ВВС. 
 DHC-1В-2-S2  самолет с двигателем Gipsy Major 10 для ВВС Таиланда. 
 DHC-1В-2-S3  

 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС и под обозначением Сhipmunk T.Mk 2.

 DHC-1В-2-S4  самолет, построенный в Канаде для Чили. 
 DHC-1В-2-S5  самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС. 
 Сhipmunk T.Mk 10

 самолет, построенный в Британии, с двигателем Gipsy Major 8; выпущено 735 машин. 

 Сhipmunk Mk 20

 экспортный вариант самолета Сhipmunk T.Mk 10 с двигателем Gipsy Major 10 второй серии (выпущено 217 машин). 

 Сhipmunk Mk 21 

 гражданский вариант самолета Сhipmunk Mk 20, (выпущено 28 машин).

 Сhipmunk Mk 22 

 модификация самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20.

 Сhipmunk Mk 22А

 модификация самолета Mk 22 с дополнительными топливными баками. 

 Сhipmunk Mk 23

 два одноместных модифицированных самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20 и с сельскохозяйственным разбрызгивающим оборудованием. 

 Aerostructures Sundowner

 один модифицированный в Австралии самолет Сhipmunk с двигателем Avco Lycoming O-360 мощностью 180 л.с., топливными баками на концах крыла, фонарем кабины улучшенного обзора и металлической обшивкой крыла.

 Masefield Variant

 вариант компании Bristol Aircraft самолетов Сhipmunk Мк 20, 21, 22 и 22А со сбрасываемым фонарем, багажным отсеком в крыле, обтекателями шасси и увеличенным запасом топлива. 

 Sasin SA-29 Spraymaster  несколько австралийских модификаций Сhipmunk Mk 23. 
 Super Сhipmunk

 самолет для высшего пилотажа с двигателем Avco Lycoming GO 435 мощностью 260 л.с., модифицированными несущими поверхностями и убирающимся шасси. 

 Turbo Сhipmunk

 Сhipmunk Mk 22A с турбовинтовым двигателем Rover 90 мощностью 116 л.с.




 ЛТХ:
Модификация   DHC-1A
Размах крыла, м   10.45
Длина, м   7.75
Высота, м   2.13
Площадь крыла, м2   16.03
Масса, кг  
  пустого   646
  максимальная взлетная   914
Тип двигателя   1 ПД de Havilland Gipsy Major 8
Мощность, л.с.   1 х 145
Максимальная скорость, км/ч   222
Крейсерская скорость, км/ч   187
Практическая дальность, км   451
Максимальная скороподъемность, м/мин   244
Практический потолок, м   4815
Макс. эксплуатационная перегрузка   10
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 DHC-1A-1    (c)  Colin Hunter
 DHC-1B-2-S5   (c) Michael Fast
 DHC-1B-2-S3    (c) Danny Fritsche
 Chipmunk Mk.22     (c) Niels Joergen Lassen
 Кабина пилота DHС-1     (c) Robert Frola

  Схемы:

 DHС-1

  Варианты окраски:

 DHC-1 ВВС Португалии

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Abpic.co.uk. Air-Britain. De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: