Уголок неба ¦ Train Monoplan

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Monoplan
       
Разработчик: Train
Страна: Франция
Первый полет: 1910
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Даже среди больших любителей и знатоков авиации, наверное, мало кто сейчас вспомнит авиаконструктора по имени Луи-Эмиль Трэ (Louis-Émile Train). Между тем, на заре авиации этот человек сумел прославиться на весь мир, но не своими достижениями в области авиастроения, а тем, что он ненароком едва не обезглавил (причем - в самом прямом смысле слова) Французскую республику.

А начинал свою авиастроительную деятельность Луи-Эмиль Трэ  в конце 1909 года.  В этом году он построил ангран возле Мурмелона. А уже 9 апреля следующего года в небо поднялся его первый самолет, названный просто Train Monoplan. Машина представлявшая собой доработанный металлический вариант моноплана Demoiselle. В качестве силовой установки Трэ выбрал 40-сильный двигатель Anzani.

В декабре 1910 года Эмиль Трэ закончил двухместный вариант моноплана с двигателем Gnome мощностью 50 л.с. Так же машина получила крылья большего размаха. А затем специально для авиаперелёта Париж - Мадрид самолет еще слегка доработали - закрыв тканью кабину.

Утром 21 мая 1911 года на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж - Мадрид, в котором лучшие авиаторы того времени боролись за главный приз в 100 тысяч франков, назначенный французским миллионером и меценатом Анри Дойч-де-ла-Мертом. Чтобы посмотреть на это зрелище, собралась огромная толпа в 300 тысяч человек, среди которых были и представители высшего руководства Франции.

Предпоследним на стартовую позицию вышел Луи-Эмиль Трэ, выступавший, в отличие от всех прочих участников, на аэроплане собственной разработки. Ранее он совершил на нем много успешных полетов и считал свое изделие вполне надежным. Однако в этот раз обстоятельства сложились иначе. Оторвавшись от земли и начав набор высоты, Трэ услышал, что двигатель начал давать перебои и почувствовал что его мощность резко упала. Аэроплан стал терять скорость, а это грозило падением.

Между тем, взлетная полоса уже закончилась, а впереди виднелись городские постройки. Трэ решил прервать взлет, развернуться на 180 градусов и приземлиться для устранения неполадки. Однако, развернувшись, он с ужасом увидел, что по аэродрому гарцует эскадрон кирасир. При посадке он неизбежно врезался бы них. Пилот снова вывернул штурвал, чтобы описать полный вираж, но тут мотор заглох. На развороте самолет окончательно потерял темп и уже не мог планировать. Он опустил нос и с высоты примерно 20 метров плашмя плюхнулся на землю, подломив шасси.

Продолжая двигаться по инерции на брюхе, машина въехала в стоявшую на краю полосы толпу зрителей. И надо же было такому случиться, что она попала, как раз, в то место, где находились члены правительства и другие представители элиты Франции! В результате несколько человек получили тяжелые травмы, в том числе - премьер-министр страны Эрнест Монис и его сын, а также Дойч-де-ла-Мерт, который, в этот момент, наверное, сильно пожалел о том, что организовал и профинансировал данное мероприятие.

Но больше всего не повезло военному министру Морису Берто. Вращавшимся вхолостую винтом ему отрубило руку и размозжило голову. От полученных увечий Берто скончался на месте. При этом пилот почти не пострадал, отделавшись легкими ушибами. Проведенное расследование оправдало его, объявив, что в создавшейся ситуации Трэ ничего не мог сделать, чтобы избежать катастрофы, а в отказе двигателя он не виновен.

Случившееся произвело на конструктора столь сильное впечатление, что он решил забросить авиацию и переключиться на разработку мотоциклов. Трэ продал свой ангар, но все же в следующем под  эгидой компании Astra были закончены два последних проекта Луи-Эмиля Трэ - гидросамолет и колесный трех-четырех моноплан, напоминавший  самолеты компании Nieuport.





 ЛТХ:
Модификация   Monoplan (No.2)
Размах крыла, м   10.70
Длина самолета,м   8.30
Высота самолета,м   2.20
Площадь крыла,м2   21.40
Масса, кг  
  пустого самолета   260
  максимальная взлетная   410
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 50
Максимальная скорость, км/ч   95
Крейсерская скорость, км/ч   75
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Луи-Эмиль Трэ в кабине Monoplan (No.1)
 Monoplan (No.1)
 Monoplan (No.1)
 Monoplan (No.1)
 Луи-Эмиль Трэ в кабине Monoplan (No.2)
 Monoplan (No.2) в полете
 Monoplan (No.2)
 Monoplan (No.2) перед перелетом Париж - Мадрид
 Monoplan (No.2) после аварии
 Astra-Train Monoplan 1912 года
 Гидроплан Astra-Train

  Схемы:

 Monoplan (No.1 и No.2)

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Министр, которому не повезло
Les Aeroplanes des 1912
Schiffer. Leonard E. Opdycke. French Aeroplanes Before the Great War
The Pioneers. Louis-Emile Train (1877 - )
Avions 194. Jacques Moulin, Christophe Cony. Pionniers : Les Monoplans Train


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: