главная довоенная авиация легкая авиация
   RWD-13
       
Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1935
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


RWD-13 был построен для участия в Challenge'34. Для убыстрения работ коллектив конструкторов в составе Станислав Рогальского, Станислав Вигура и Йержи Дрзвеция, приняли решения построить новый самолет на базе RWD-9. Первоначально самолет получил обозначение RWD-6bis, однако в уже в процессе работ обозначение было изменено на RWD-13. Первый прототип самолета  (регистрационный номер SP-AOA) взлетел 15 января 1935 года. После проведения заводских испытаний самолет заинтересовал военных.

Первый RWD-13  был передан военным для испытаний в 1937 году. Вскоре поступили средства для закупки 24 RWD-13. Самолет имел большой успех за границей: в авиации генерала Франко летали четыре самолета, кроме того по крайней мере один самолет летал в Палестине, а потом был включен в состав ВВС Израиля.

После падения Польши в Румынию было эвакуировано 23 RWD-13 (+ 5 RWD-13S), по одному самолету улетело в Швецию и Литву. В Румынии самолеты широко применялись на фронте и после окончания войны 4 самолета вернули прежним хозяевам.

Всего было построено более 90 экземпляров самолета. RWD-13 эксплуатировались до 1953 года, после чего один самолет стал экспонатом музея в Кракове.

RWD-13 за границей.

Бразилия. Бразилия стала единственной южноамериканской страной, которая покупала польские самолеты в 30-е годы. Всего сюда попали 8 RWD-13.

╧. Польская регистрация Заводской номер Бразильская регистрация Примечания
1. SP-ATE 117 PP-TCV бывший владелец: DWL, зарегистрирован  12.07.1937, последняя инспекция 20.06.1952, снят с учет 08.12.1971, предположительно потерян в аварии
2. SP-BGL 149 PP-TDD зарегистрирован 26.11.1937, годен к полетам  30.04.1960, снят с учета 21.02.1968
3. SP-BEU 150 PP-TCS
PP-MFC
PP-RHS
зарегистрирован 03.07.1937, перерегестрирован как  PP-MFC 10.06.1944 и использовался для фотометрических работ, перерегистрирован как  PP-RHS 02.05.1946, годен к полетам 19.01.1947, снят с учета  14.12.1951
4. SP-BEW 151 PP-TDJ зарегистрирован 04.01.1938, снят с учета 01.02.1943
5. SP-BMR 222 PP-FAB
PP-TXY
зарегистрирован 22.03.1938, перерегистрирован как PP-TXY 29.05.1943, снят с учета 20.10.1955
6. SP-BMS 223 PP-TEM зарегистрирован 20.10.1939, снят с учета 29.05.1947
7. ? 281 PP-TGM зарегистрирован  24.02.1940, годен к полетам 22.02.1945, но снят с учета только 30.12.1968
8. ? 286 PP-TGJ
PP-ZDM
PT-LFY
зарегистрирован  23.11.1939, годен к полетам 31.05.1966, снят с учета  08.12.1971, отреставрирован  06.08.1984 как  PP-ZDM , в 90-х годах был PT-LFY и способен летать.

Израиль. Летом 1938 года авиакомпания "Aviron" заказала два самолета RWD-13.
 

Польская регистрация Заводской номер Палестинская регистрация
1 SP-BFL 165 VQ-PAL
2 SP-BFM 166 VQ-PAM

США

В 1939 году два  RWD-13 демонстрировались на выставке World's Fair в Нью Йорке. С началом Второй Мировой войны самолеты были проданы частным лицам.

Польская регистрация Заводской номер Американская регистрация Примечания
1 SP-BEZ 158 NC20651 разбит в 1948 году
2 SP-BFE 159 NC20652 разбит в 1950 году

Румыния
 

 ╧  Польская регистрация Заводской номер Владелец Румынский военный ╧ Румынская регистрация
1 SP-ATA 113 MK - Aeroklub Poznański - YR-EUG
2 SP-ATH 131 MK - -
3 SP-ATK 133 MK - -
4 SP-ATJ 148 LOPP - YR-PSD
5 SP-BFG 160 MK - Aeroklub Lwowski - -
6 SP-BFK 164 DWL - -
7 SP-BFM 166 MK - -
8 SP-WDL 169 E. Wedel - -
9 SP-BFP 170 - - YR-ISD
10 SP-BFS 173 MK - Aeroklub Warszawski - YR-PSI
11 SP-BFT 174 - - YR-ROV
12 SP-BFU 175 MK 5 -
13 SP-BFW 213 Aeroklub Warszawski - -
14 SP-BMJ 214 Aeroklub Lwowski 12 -
15 SP-BMK 215 LOPP - YR-BMK
16 SP-BMM 217 - - -
17 SP-BMO 219 - - -
18 SP-HZM 221 J. Radowski - -
19 SP-BMT 224 Aeroklub Warszawski 9 YR-BMT
20 SP-BME 226 - - YR-AMF
21 SP-BMW - MK - -
22 SP-BMY 261 LOPP - Masłów 2 YR-INT
23 69-K 262 2. Pułk Lotniczy - -
24 SP-BJU 278 LOPP - -
25 SP-BJM - Aeroklub Krakowski - -
26 SP-BNU 283 LOT 6 -
27 SP-BNW 284 Katelbach - -
28 SP-BTH 307 DWL - -
 




 ЛТХ:
Модификация   RWD-13
Размах крыла, м   11.50
Длина самолета,м   7.85
Высота самолета,м   2.05
Площадь крыла,м2   16.00
Масса, кг  
  пустого самолета   530
  максимальная взлетная   930
Тип двигателя   1 ПД PZInż Major 4
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость, км/ч   210
Крейсерская скорость, км/ч   180
Практическая дальность, км   900
Практический потолок, м   4200
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип RWD-13     ╘ Roman Postk
 RWD-13     ╘ Roman Postk
 RWD-13T

  Схемы:

 RWD-13

  Варианты окраски:

 RWD-13 ВВС Хорватии
 RWD-13 испанских националистов
 RWD-13 ВВС Израиля

 



 

Список источников:

Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Samoloty zbudowane w Panstwowych Zakladach Lotniczych do 1939r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Historia Doswiadczalnych Warsztatow Lotniczych (D.W.L). RWD-
13


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Запчасти куплю увлажнитель воздуха детский.


Rambler's Top100 Rambler's Top100