Уголок неба ¦ Farman F.370

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация гоночная авиация
   F.370
       
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1932 года благодаря щедрости мадмуазель Сюзанн Дойч-де-ла-Мерт (Mlle Suzanne Deutsch de la Meurthe), предложившей один миллион франков, официальной поддержке Министерства авиации в виде суммы в три миллиона франков и при содействии Центрального аэроклуба Франции (Aéro Club de France) были организованы международные авиагонки.

С одной стороны эти гонки посвящались памяти филантропа и мецената Анри Дойч-де-ла-Мерта (Henry Deutsch de la Meurthe), а с другой стороны одним из назначений данных соревнований было всемерная поддержка технического прогресса: поощрение конструкторов планёров и силовых установок к созданию новой техники.

Следует сказать, что после 1924 года, когда были проведены соревнования на кубок Бомон (Beaumont), во Франции авиагонки не проводились.

Гонки на кубок Дойч-де-ла-Мерт, запланированные на 28 мая 1933 года, должны были проходить по новой формуле, снимавшей ограничения мощности силовых установок участвовавших в соревнованиях самолетов и резко отличавшейся от предыдущих правил, вводивших ограничения объема двигателя - не более 8 литров. Трасса гонки состояла из двадцати стокилометровых отрезков и разделялась на два этапа, разделенных обязательной остановкой, время которой входило в общий зачет. Маршрут отрезка имел форму треугольника, двумя вершинами которого были аэродромы Этамп - Мондезир (d'Étampes-Mondésir) и Шартр - Метрополь (Chartres Champhol); третья вершина представляла собой металлическую опору, размещенную в Бонсе-Даммари (Boncé-Dammarie). Победителем становился тот самолет, который смог с большей скоростью преодолеть обязательные 2000 км. Следовательно регламент был довольно простым.

Для участия в гонке самолеты должны были быть зарегистрированы не позднее 15 мая, для подтверждения права участия в соревнованиях машина должна была пройти стокилометровую трассу на скорости не менее 200 км/ч.

Все это в результате давало авиастроительным компаниям - потенциальным участникам гонок очень малый срок для создания и подготовки скоростной машины, которая мог быть получен путем экстраполирования с самолетов-истребителей.

До 1 февраля 1933 года - крайнего срока предоставления обязательств - были зарегистрированы 13 самолетов: два Albert, один Kellner Béchereau, четыре Caudron, два Potez, три Farman и один самолет британского происхождения - Comper.

Впервые в правилах было указано, что каждая нация, следуя обычаю, который укоренился в автоспорте, должна была использовать при окраске своих самолетов однообразный выбранный заранее цвет. В случае французских самолетов или поставляемого Францией оборудования это был "синий французский".

Авиастроительная компания Farman начала производство двух самолетов, а летчик Рабатель (Rabatel) должен был лично поставить на крыло самолет F.358 (номер гражданской регистрации F-AMNA), оснащенный двигателем Hispano, доведенным до 130 л.с. посредством увеличения степени сжатия. Машина Рабателя была исключена из числа участников.

Два "специальных гоночных" самолета компании Farman, зарегистрированные под номерами "3" и "7", имели несколько общих черт: это были цельнодеревянные монопланы с низким расположением крыла и одностоечным шасси. Что касается последней из этих особенностей, то в ноябре 1932 года оно было испытано на специально модифицированном для этих целей самолете F 230.

Первый из двух гоночных самолетов - Farman F 370 - имел грубоватые формы, своим внешним видом напоминавшие работу выходца из деревни, и отличался прямоугольным крылом, поддерживавшимся стальными расчалками. В связи с важностью большого запаса топлива баки емкостью 400 литров были размещены в фюзеляже вблизи центра тяжести. Вследствие этого решения шасси не имело места внутри самолета для уборки и было оснащено длинной "штаниной", в которой размещался распределительный бак емкостью 33 литра. В этот бак поступало топливо из трех фюзеляжных баков, а уже из него бензин поступал в двигатель.

В качестве силовой установки самолет оснащался двенадцатицилиндровым V-образным инвертированным редукторным наддувным двигателем FA 12 Brs. Редуктор с промежуточными коническими шестернями имел передаточное число 1:2,25, а центробежный компрессор увеличивал давление наддува при полетах у земли на 60 %. Двигатель с рабочим объемом 7,892 литра и весом 257 кг при 3200 об/мин развивал мощность 326 л.с., а при 4020 об/мин развивал 438 л.с.. Охлаждение силовой установки было смешанным: верхняя часть цилиндров остужалась за счет циркуляции воды, а их нижние части - потоком воздуха. Четыре радиатора - для воды, воздуха и масла - располагались рядом с фюзеляжем и на снетках обтекателя стойки шасси. Некоторые из них перед гонками были изменены.

И, наконец, устойчивость F 370 на земле обеспечивалась двумя костылями, размещенными на законцовках крыла.

Самолет с гоночным номером "3" совершил свой первый полет в субботу 22 апреля 1933 года с крылом площадью 10,40 м² и размахом 8,09 м. Предназначенное для гонок крыло площадью 9 м² должно было быть установлено после завершения регулировки и отладки машины. Однако в день соревнований был установлен третий вариант крыла с площадью 9,31 м² и размахом 7,90 м. После ускоренных испытаний 9 мая самолет, вес с полной нагрузкой которого составил 1150 кг, получил право на участие в соревнованиях.

Оба самолета компании Farman не приняли участия в гонках по техническим причинам, вследствие чего их смело можно классифицировать как "ужасные".

Гоночный самолет F 370, удельная нагрузка на крыло которого составляла 123 кг/м², начал свой полет в 9 часов 50 минут и взлетел за 15 секунд. В кабине самолета сидел Андре Салель (André Salel). Первый круг был им пройден со средней скоростью 301,500 км/ч. Перед первой заправкой F 370 шел первым четыре круг. Однако после заправки маслофильтр оторвался, что привело к оплавлению переднего упорного подшипника винта. В этот момент средняя скорость составляла 298,700 км/ч.

Министром авиации Пьером Котом (Pierre Cot) Анри Фарману (Henry Farman) была предложена финансовая компенсация в размере 30000 франков, такая же сумма была предложена Андре Салелю, Морис Анру получил сумму 10000 франков. Хотя компания Farman для гонок на кубок Дойч-де-ла-Мерт 1934 года разрабатывала новый гоночный самолет, ее руководство пришло к выводу, что поскольку участие в таких соревнованиях требует слишком высоких издержек, то имеет смысл отказаться. Было высказано мнение, что поскольку подобные гонки обеспечивают движение вперед в области авиации, то наиболее разумным будет предоставить эту возможность самолетам других компаний.

(c) alternathistory.org.ua
 



 ЛТХ:
Модификация   F.370
Размах крыла, м   8.09
Длина самолета,м   6.91
Высота самолета,м   2.60
Площадь крыла,м2   9.31
Масса, кг  
  пустого самолета   650
  максимальная взлетная   1150
Тип двигателя   1 ПД Farman FA 12 Brs
Мощность, л.с.   1 х 400
Максимальная скорость, км/ч   300
Практическая дальность, км   600
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


 Фотографии:

 F.370
 F.370
 Анри Фарман возле F.370
 F.370  (c) aviafrance.com

 Схемы:

 F.370

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Гоночные самолеты Farman F 370 и F 380
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F-370
Docavia 3. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Docavia 21. J. Liron. Les Avions Farman


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: