Уголок неба ¦ Curtiss СR-1(3)

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация гоночная авиация
   СR-1(3)
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1921
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В это время фирма Кертисс сделала ставку на более мощный самолет "Нэви Рэйсер". Его создали еще в 1921 г. параллельно с R6 конструкторы Бус и Терстон. Он получил обозначение CR-1. "Нэви Рэйсер" существенно уступал "Арми-Рэйсеру", потому что был оснащен тем же двигателем Д-12, но имел несколько большие габариты и массу. Устанавливались радиаторы Ламблена.

Создавался и улучшенный вариант с крыльевыми поверхностными радиаторами, получивший обозначение CR-2. В 1923 г. фирма Кертисс увеличила мощность двигателя до 500 л. с. 

Впоследствии эти машины для участия в 1928 году в соревнованиях Шнайдер Трофи (Schneider trophy), проводившихся в Великобритании, были переделаны в гидросамолеты Curtiss Model 23А (современное обозначение L-17-3). Наряду с измененным шасси они имели новые двигатели Curtiss D-12 мощностью 465 л. с. с металлическими винтами Curtiss-Reed. Комбинация новых двигателей и винтов позволила двум самолетам под обозначением СR-3 занять первое и второе места в гонке.

Но не ограничились простой установкой нового мотора на CR-2 (новый вариант "Нэви Рэйсера" получил обозначение R2C1). Во-первых, фюзеляж имел вытянутую носовую часть, плавно переходящую в заостренный кок металлического винта. Во-вторых, верхнее крыло устанавливалось не над фюзеляжем, как было принято в то время, а крепилось непосредственно на нем. Причем крыло имело новый профиль, подобранный после многочисленных продувок в аэродинамической трубе. Стойки шасси и колеса полностью переделали по образцу и подобию "Арми-Рэйсера". При этом колеса были строго чечевицеобразными минимального сечения.

В результате всего перечисленного биплан "Нэви-Рэйсер" имел коэффициент лобового сопротивления, даже меньше, чем у последнего французского "Сесквиплана".

Масса конструкции планера самолета получилась рекордно малой. Фюзеляж, несмотря на большие размеры, оказался легче, чем у "Арми-Рэйсера" и весил всего 56 кг. В целом же на 1 л. с. мощности двигателя приходилось лишь 1,42 кг массы самолета. (Для сравнения можно привеститакой пример: нагрузка на мощность у "Арми-Рэйсера" - 1,6 кг/л. с, а "Сесквиплана" - 2,07 кг/л. с.)

6 октября 1923 г. американский морской летчик Вильяме установил на новой машине рекорд на дистанции 100 км: 325,497 км/ч. Даже через год, на новом самолете Ньюпор-Деляж-42 с двигателем мощностью 550 л. с. Сади-Лекуант не смог пролететь такую дистанцию быстрее. Зато R2C1, получивший в 1924 г. новый двигатель Кертисс V-1400 мощностью уже 610 л. с, 6 октября вновь выиграл кубок Пулитцера. Все тот же Вильяме пролетел 200 км со скоростью 400,625 км/ч. Однако эта скорость в 1924 г. уже никого не удивляла (2 и 4 ноября 1923 г. в Митчел Филде летчики Брой и Вильяме на однотипных "Нэви-Рэйсерах" R2C1 показали 425 км/ч и 417,059 км/ч соответственно). Тогда же был установлен и новый рекорд на базе 1 км. Вильяме набрал высоту 1000 м и спикировал оттуда почти вертикально. Разогнав свою машину на снижении до огромной скорости и, выведя ее в горизонтальный полет на мерную базу, он неожиданно оказался в очень сложной ситуации. Прямо перед ним летела эскадрилья бомбардировщиков, которая выполняла показательный пролет. Вильяме "нырнул" под их строй и продолжил полет на высоте ...3 м! Когда хронометристы подсчитали среднюю скорость, она оказалась 429,025 км/ч.

Именно этот курьезный рекорд, продержавшийся больше года, стал лебединой песней биплана. Ему уже никогда не суждено было обогнать "монобрата". И, хотя в 30-е годы появились новые истребители-бипланы с более высокими скоростями полета, чем у "Нэви-Рэйсера" (лучший из них - советский И-153 "Чайка"), все они уступали в скорости монопланам.

Фирма Райт, так же, как и Кертисс, после неудачи 1920 года перешла на создание гоночных бипланов. Параллельно с "Арми" и "Нэви-Рэйсерами" были разработаны аналогичные машины с более мощными двигателями. Однако из-за большего веса и чуть худшей аэродинамики не смогли превзойти гоночные самолеты Кертисса. Скоростной самолет Райт R-2 с двигателем мощностью 650 л. с. достигал скорости 386 км/ч.

В то же время гоночные самолеты-монопланы этого периода еще не могли догнать "Нэви-Рэйсера", хотя многие из них имели определенную перспективу. Так, еще в 1922 г. гоночный моноплан "Симплекс Карнье", созданный авиационным обществом Авьон Симплекс, выполненный по схеме бесхвостка, разбился перед рекордным полетом. Погиб пилот Мадан.



 ЛТХ:
Модификация   CR-1
Размах крыла, м   6.91
Длина самолета,м   6.40
Высота самолета,м   2.53
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   783
  максимальная взлетная   978
Тип двигателя   1 ПД Curtiss СD-12
Мощность, л.с.   1 х 450
Максимальная скорость, км/ч   298
крейсерская скорость, км/ч   267
Продолжительность полета, ч.мин   1.30
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Чертеж "Curtiss СR-3 (1)"
  Чертеж "Curtiss СR-3 (2)"
  Фотографии:

 CR-1
 СR-1
 СR-1
 CR-1
 CR-1
 CR-1
 CR-2
 CR-2
 CR-2
 CR-2
 CR-3
 CR-3
 CR-3
 CR-3
 CR-3

  Схемы:

 CR-3 и CR-1

 Варианты окраски:

 CR-3

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1992-05. Виктор Бакурский. Лебединая песня бипланов
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.net. Curtiss
Putnam. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947
Birch Matthews. Race with the Wind
Airandspace.si.edu. Curtiss CR-1 (CR-2, CR-3) Racer
Le Fana de l'Aviation 2016-09. Alain Pelletier. De l'influence des courses sur les chasseurs americains
L'Aeronautique 1922-02. L'avion de vitesse Curtiss Navy-Racer


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: