Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   BCD.1 Cangrejo
       
Разработчик: Cierva
Страна: Испания
Первый полет: 1911
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После окончания школы Хуану де ла Сьерве (Juan de la Cierva) надо было выбирать специальность. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал адвокатом, но Хуан не чувствовал ни малейшей тяги к юриспруденции. Его влекло к технике, изобретательству, конструированию. Стать инженером, но каким? Профессии авиационного инженера в Испании не было, и он решил стать дорожным инженером. У будущего авиаконструктора, по-видимому, теплилась надежда когда-нибудь посвятить себя любимому делу - авиации. А в Высшей школе дорожных инженеров давали хорошую подготовку по сопромату, расчету ферм и различных конструкций. С конца 1911 г. Хуан начал подготовку к поступлению. В те годы обычно на это тратили не менее двух лет. Столько же потратил и Хуан. Однако тут следует заметить, что в тот же период он с друзьями построил два аэроплана, из которых по крайней мере один летал хорошо. А ведь в 1911 г. Хуану было только 16 лет. Нечасто в наше время мы можем найти такие примеры.

Осенью 1911 г. постройка BCD.1 (от фамилий Barcala, Cierva Diaz) шла полным ходом. Однако были трудности с приобретением мотора, и конструкторы решили закончить постройку аэроплана пока без двигателя, надеясь в конце концов раздобыть денег на покупку хотя бы подержанного. В то время в Испании находился еще один участник будущих событий. Это был французский пилот Жан Мове, который жил неподалеку от мастерской Пабло Диаса (Pablo Diaz). Мове представлял самолетную фирму "Sommer" и продавал запчасти к ее самолетам. Однажды, выполняя показательный полет на "Соммере", он потерпел аварию. По-видимому, восстановить самолет не представлялось возможным, и Мове долгое время оставался "безлошадным". Он часто бывал на аэродроме Куатро-Вьентос и стал там своим человеком. Однако летать не удавалось - только смотреть, как летают другие. Он смотрел и тосковал.

Как-то Мове привез в мастерскую Пабло Диаса ремонтировать мотор Gnome. Акционеры BCD немедленно вступили с ним в контакт, надеясь купить мотор по сходной цене. Однако француз сразу понял, чтс может заключить выгодную сделку. Ребята хотели заполучить мотор, Мове же - аэроплан. В конце концов пришли к соглашению: мотор поставят на BCD.1, Мове будет на нем летать. За это он научит летать ребят и, кроме того, привезет из Франции для них другой мотор, когда они смогут за него заплатить.

Самолет покрасили в красный цвет и поэтому назвали "Раком" ("El Cangrejo"). Мотор в 50 л. с. устанавливался позади маленькой двухместной кабины, которая была в то время новшеством. Самолет перевезли на аэродром Куатро-Вьентос, и Мове летал на нем весной и летом 1912 г. К удивлению пилота, "Рак" имел хорошую управляемость и устойчивость, легко взлетал с пилотом и пассажиром. Аэродромные власти предоставили постоянный приют детищу молодых конструкторов, которые много раз летали на "Раке" в качестве пассажиров (свое обещание научить ребят летать Мове так и не выполнил). Осенью состоялись испытания BCD.1 в присутствии представителей прессы и родителей конструкторов, которые должны были принять это как свершившийся факт.

BCD.1 не был первым испанским самолетом, который летал. В 1911 г. Грегорио Кампанья и в 1912 г. Хосе Гонсалес Камо построили более или менее оригинальные монопланы, которые участвовали в авиационных соревнованиях, но оба неудачно. "Рак" же был первым испанским самолетом, который летал хорошо в течение значительного времени. Это было обещающее начало для 17-летнего "главного конструктора".

"Рак" помог вернуться Мове в мир бизнеса показательных полетов. В апреле 1913 г. он уже имел новый аппарат - моноплан "Соммер", а "Рак" забросили. Ла Сьерва, говоря впоследствии о судьбе своего первенца, с присущим ему юмором заметил, что самолет просто "разложился" под дождем в тихом уголке аэродрома.

 





 ЛТХ:
Модификация   BCD.1
Размах крыла, м  
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   38.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 50
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BCD.1

 



 

Список источников:

В.Катышев. Создатель автожира Хуан де ла Сиерва
Aeroplane Monthly 1979-04. P.T. Capon. Cierva's first autogiros
Legadoarturosoria.es. Jean de la Cierva y la Ciudad Lineal


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: