Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   SubSonex
       
Разработчик: Sonex
Страна: США
Первый полет: 2011
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первое слово, которое приходит на ум, когда вы приближаетесь к SubSonex - крошечный. Второе слово - истребитель.

В 2014 году американская компания Sonex Aircraft объявила о начале продаж своей самой интересной модели - одноместного реактивного SubSonex (проект основателя компании Джона Монетта, первый полет прототипа JSX-1 состоялся 10 августа 2011 года). Сегодня все желающие могут самостоятельно познакомиться с машиной и даже сделать предзаказ на кит-комплект. Минимальный авансовый платеж - $10 тыс. Тем же, кто оплатил всю стоимость сразу ($125 тыс), получат свой самолёт в начале предстоящего лета.

Несмотря на скромные размеры, машина имеет убирающееся носовое колесо и две стационарные главные стойки шасси, одетые в аэродинамические ⌠гольфы■. Хвост даже не V-образный, а Y-образный, с небольшим вертикальным оперением для дополнительного контроля рысканья - эта конфигурация не очень популярна, но доказала свою эффективность на самолётах серии Waiex.

Реактивный двигатель находится над фюзеляжем перед хвостовой частью и перевешивает самолёт, если пилота нет в кабине, поэтому конструкторам пришлось установить ещё одно колесо сзади.

Сам мотор представляет из себя турбину TJ-100, широко распространенную среди планеристов как ⌠поддерживающий двигатель■ (мы писали об этом в одном из наших материалов). Турбина весит всего 18 кг и производит 210 кг тяги, которых хватает лёгкому самолёту с лихвой. Что примечательно, TJ-100 производится исключительно в Чехии и, как и большинство чешской авиатехники, уходит своими корнями в советское прошлое, где этот мотор использовался как вспомогательный для военных вертолётов и истребителей.

В пользу надежности силового агрегата также говорит и тот факт, что его активно используют военные в восточной Европе, в качестве, например, двигателя для учебных воздушных целей. Фонарь кабины откидывается в сторону и попасть внутрь можно просто, перешагнув через невысокий борт.

Внутри - царство минимализма. Даже для поршневого самолёта здесь маловато приборов и переключателей, не говоря уже о реактивном, но американцы настаивают, что дело не в бедности комплектации, а именно в простоте. Дескать нечего загружать голову лишними рычажками и циферблатами.

Первичный контроль осуществляется стандартной ручкой и педалями направления. Большие закрылки можно выставить в три положения - 15, 30 или 45 градусов. Дисковые тормоза управляются ручным рычагом. На панели приборов всего четыре переключателя: массы, двигателя, приборов и вспомогательного топливного насоса. Сразу под переключателями расположился миниатюрный цифровой вольтметр. Управление тягой осуществляется металлическим рычагом слева от пилота. Весь процесс запуска турбины и её прогрева занимает по времени около 20-30 секунд. В отличие от поршневых собратьев самолёт медленно разгоняется и набирает скорость. Ожидать от этого ⌠истребителя■ ракетного старта - самая большая ошибка покупателей, зато на высоких скоростях, когда пропеллер теряет эффективность и начинает беспомощно молотить воздух, турбина SubSonex продолжает уверенно тянуть вперёд.

Разгон до взлётной скорости 130 км/ч происходит вяло, но главный сюрприз вас ждёт потом, когда вы потяните ручку управления на себя и оторвётесь от земли. Отсутствие поршневого рокота и присущей вибрации создаёт ощущение планерного полёта. Быстро набрав скорость до 225 км/ч, судёнышко взмывает до 600 метров на максимальной тяге. Управление, конечно, достаточно резкое, что ожидаемо для столь малой машины. Двигатель TJ-100 работает на максимальных оборотах не более 5 минут, затем необходимо их снизить до 90%, что соответствует 70% тяги и хватит для поддержания скорости на отметке 225 км/ч.

Расход топлива во взлётном режиме превышает 83 л/час, но после перехода на крейсерскую скорость снижается до 52-68 л/час в зависимости от высоты. Максимальная скорость горизонтального полёта, по заверениям производителя ограничивается на отметке 305 км/ч. 120-литрового бака за спинкой сиденья должно хватить на 90 минут спокойного полёта + несколько аварийных минут. Но устоять от нескольких пируэтов в воздухе просто невозможно.

V-образный хвост незаслуженно считают неподходящим для аэробатики, на Sub Sonex он позволяет выкручивать практически любые вензеля в пределах допустимых перегрузок - от +6g до -3g. Посадка покажется вам очень простой как только вы привыкнете к тому, что под рукой у вас нет резкого изменения тяги. По инструкции посадочная скорость - 140 км/ч при выпущенных на 30 градусов закрылках. Это обеспечивает удобный для обзора угол атаки, а также неплохую управляемость.

Из-за довольно медленного набора скорости решение уходить на следующий круг должно приниматься довольно рано и ни в коем случае не совпадать с началом задирания носа самолёта. Поршневые выкрутасы здесь не пройдут! Даже скажу более, пилотам планеров будет в кабине SubSonex значительно комфортнее, чем пилотам легких и сверхлёгких поршневых машин. Впрочем, не буду сгущать краски - стационарные стойки шасси достаточно прочные для того, чтоб простить пилоту решение плюхнуться на ВПП при завышенной скорости.

В целом, стоит сказать, что новый SubSonex JSX-1 не для спокойного отдыха или полётов к друзьям на соседний аэродром. В нём совсем нет багажника, а кабина настолько тесна, что прикреплённая на фонарь экшн-камера вот-вот упрётся вам в голову. Эта машина для эмоций и впечатлений от полёта. Отличная тяга на скоростях выше 200 км/ч и всецело спортивная управляемость делают его отличной реактивной коробкой, настоящим JetBox.

В начале 2015 года компания Sonex Aircraft, базирующаяся в Ошкоше (США), сообщила об отправке клиенту первого кита для быстрой сборки обновленной модели частного реактивного самолета. Это первый из семи SubSonex JSX-2 (первый полет 15 июля 2014 года), находящихся в производстве и намеченных к поставкам в ближайшее время. Как сообщается, событие знаменует окончание шестимесячного периода тестирования прототипа и переход к полномасштабному серийному производству.

SubSonex JSX-2 представляет собой улучшенную версию хорошо проверенного JSX-1. Оснащен двигателем JSX-2 PBS TJ-100 мощностью 116 кг, способным работать на биотопливе, убирающимся шасси и легкосъемными внешними ОЧК. Оборудование JSX-2 совместимо с современными автопилотами. В качестве опций предлагаются пакет авионики MGL/SubSone стоимостью $8568, в который входят MGL iEFIS с сенсорными экранами, радиостанция MGL V6 Com VHF и транспондер Sandia STX 165R, кислородная система Mountain High ($1680), система обогрева кабины ($1500), внешнее светодиодное освещение Aveo PowerBurst ($479) и кресла с кожаной обивкой и подогревом ($500).

Самолет стоимостью $130-135 тыс. предназначен для аэробатики, обладает высокими летно-техническими характеристиками, прост в управлении и надежен, а наличие современного оборудования и спасательной парашютной системы BRS еще больше увеличивают его привлекательность.

"Sonex" предлагает "SubSonex JSX-2" в качестве комплекта "ультрабыстрой сборки", где большая часть конструкции уже завершена. Тем не менее, новому владельцу придется еще установить двигатель, топливную систему, шасси, авионику и сделать внутреннюю обшивку. Проект попадает в категорию "выставочная модель", что несколько ограничивает, где и когда он может летать такой самолет, но в целом, по словам его создателей, он будет простым в управлении и большинству пилотов потребуется совсем немного времени для адаптации.




 Модификации :
 JSX-1

 прототип самолета.

 JSX-2  серийная версия.



 ЛТХ:
Модификация   SubSonex JSX-2
Размах крыла, м   5.50
Длина, м   5.03
Высота, м  
Площадь крыла, м2   5.06
Масса, кг  
  пустого   227
  максимальная взлетная   454
Тип двигателя   1 ТРД PBS TJ-100
Тяга, кгс   1 x 116
Максимальная скорость, км/ч   462
Крейсерская скорость, км/ч   386
Практическая дальность, км   772
Максимальная скороподъемность, м/мин   486
Практический потолок, м  
Макс. эксплуатационная перегрузка   4.4 (6 в аэробатическом варианте)
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SubSonex JSX-1        (c) Eric van Gilden
 SubSonex JSX-1        (c) Sonex Aircraft
 SubSonex JSX-2    (c) Sonex Aircraft
 SubSonex JSX-2        (c) Curtis Noble
 Кабина пилота SubSonex JSX-2  (c) Sonex Aircraft

 



 

Список источников:

Jets.ru. SubSonex JSX-1 √ самый доступный из реактивных
Privat.aero. Поставлен первый кит SubSonex JSX-2
Worldmarine.ru. Легкий спортивный самолет за $15 000. Возможно ли такое?
Sonexaircraft.com. SubSonex
Kitplanes.com. Paul Dye. SubSonex - The practical jet age arrives


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: