Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   PR.2 Saltafossi
       
Разработчик: Preti
Страна: Италия
Первый полет: 1946
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Судьба самолета PR.2 Saltafossi (двуколка) хоть и не изобилует заметными событиями, крайне необычна. Построенный в 1946 году самолет благополучно "пролежал в сарае" до начала XXI века и лишь затем, благодаря усилиям группы энтузиастов смог подняться в воздух. А начиналась эта история так...

В 1945 году итальянский инженер Эрменгильдо Прети (Ermengildo Preti) решил построить самолет. Надо сказать, что Прети был хоть и молодым, но достаточно опытным конструктором - на его счету было уже несколько построенных и прекрасно летавших планеров. Понимая, что построить что-либо серьезное в получастном порядке в условиях, мягко говоря, небогатой послевоенной Италии, он остановил свой выбор на сверхлегком одноместном самолете, который, по его мнению, именно в этих условиях вполне мог найти применение. Прети удалось заинтересовать своей идеей студентов и руководство Миланского технического университета (Potitechnico di Milano). А главное, нашелся тот, кто будет строить самолет, и место, где его будут строить. За строительство "Салтафосси" взялся Анжело Кабрилья (Angelo "Capo" Cabrilla), работавший в мастерских при университете, которые располагались в коммуне Венегоно Супериоре (Venegono Superiore) северо-восточнее Милана. Там и начали строить самолет.

"Салтафосси" представлял из себя одноместный высокоплан крайне малого размера цельнодеревянной конструкции с неубирающимся шасси. В свою кабину единственный член экипажа попадал через боковое окно. Панель приборов практически отсутствовала. Странной особенностью самолета было отсутствие закрылков - видимо они пали жертвой упрощения и облегчения конструкции. Возникли проблемы с тем, чтобы "достать" двигатель подходящей мощности и малого веса, который бы смог поднять в воздух предельно облегченную (сказывался "планерный" опыт Прети) конструкцию. К сожалению, "самолетостроителям" удалось получить (причем, насколько известно, "с возвратом") только 20-сильный автомобильный двигатель MB-3, мощности которого явно не хватало, но выбора все равно не было. В 1946 году самолет достроили. О том, что произошло дальше, "показания свидетелей расходятся".

В литературе упоминаются три версии: по одной, испытания самолета так и не состоялись, по другой - самолету не хватило мощности двигателя, чтобы подняться в воздух, по третьей - нормально "Салтафосси" не летал, но подлет совершить все-таки удалось. Наиболее вероятной, судя по всему, можно считать вторую версию. Точно известно одно - вскоре двигатель с PR.2 сняли, сам самолет задвинули в дальний угол мастерских, а его создатели занялись другими делами. Прета, например, прославился не только на всю Италию, но и на весь мир, создав легендарную мотоколяску "Изетта" ("Isetta").

Что происходило с "Салтафосси" в последующие годы, непонятно, но самолет явно не был бесхозным. По крайней мере, на фотографии, сделанной в 1973/74 гг., видно, что остекление кабины заменено на изогнутое. В 1988 году PR.2, лишившийся, все-таки, большинства металлических деталей, обратил на себя внимание группы энтузиастов, объединившихся в "Группу друзей исторических самолетов" ("Gruppo Amici Velivoli Storici", GAVS). Они решили сохранить самолет, а в дальнейшем, если удастся, довести его до летного состояния.

В 2000 году начались работы по восстановлении "Салтафосси". Проведя расчеты, специалисты GAVS, которыми руководил известный авиаконструктор-"самодельщик" Джанкарло Дзанар-до (Giancarlo Zanardo), сочли, что с "родным" 20-сильным двигателем PR.2 летать не может. Его заключение гласило: "Самолет не имеет закрылков, из-за чего разбег и пробег составят более 300 метров. Для большей безопасности полета необходимо установить двигатель мощностью 60 л.с.". После долгих раздумий конструкторы решили установить на самолете 45-сильный автомобильный "оп-позитник" DAF-44. Естественно, пришлось изготовить и новый воздушный винт. 20 октября 2002 года "Салтафосси" спустя 56 лет после своего "рождения" поднялся в воздух. В настоящее время самолет выставлен в небольшом музее, расположенном в кампусе Миланского технического университета в Бовисе (Bovisa), одном из районов Милана.




 


 ЛТХ:
Модификация   PR.2
Размах крыла, м   6.60
Длина, м   4.55
Высота, м  
Площадь крыла, м2   6.98
Масса, кг  
  пустого   160
  максимальная взлетная   230
Тип двигателя   1 ПД Macchi MB-2
Мощность, л.с.   1 х 20
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 PR.2
 Реплика PR.2
 Реплика PR.2
 Реплика PR.2
 Реплика PR.2 в музее

  Схемы:

 PR.2

 



 

Список источников:

Арсенал-Коллекция 20-18-03. Юрий Пахмурин. Очень долгий взлет
Ali Antiche 79. La consegna del Saltafossi al Politecnico di Milano
Aviation Historian No.5. Gregory Alegi. ... a 350 lb Mystery


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: