Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   Лаз-8
       
Разработчик: Лазаров (ДСФ-Ловеч)
Страна: Болгария
Первый полет: 1949
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Осенью 1948 года командование болгарских ВВС решает по случаю предстоящего Пятого съезда Болгарской коммунистической партии сделать подарок партийному руководству от имени авиации - новый болгарский четырехместный самолет.

Представители ВВС отправляются в ДСФ-Ловеч и на совещании с руководством завода ставят задачу об осуществлении разработки и производства такого самолета. Проф. инж. Цветан Лазаров заявляет, что эта задача может быть выполнена, если ВВС согласятся с тем, чтобы были приостановлены работы над прототипом Лаз-7-3 и авиаконструктор Йотов был включен в состав коллектива, который будет работать над новым самолетом.

Командование ВВС принимает условия проф. Лазарова, и 4 ноября 1948 г. ДСФ-Ловеч поручена разработка и производство четырехместного пассажирского самолета.

Конструкторский коллектив во главе с проф. Лазаровым решает взять в качестве базового прототип Лаз-7-1, развив его в четырехместный пассажирский самолет. Сохранив общий силуэт, конструкторы увеличивают размах до 11 метров за счет увеличения ширины корпуса. Чтобы "увязать" узкий двигатель Walter-Minor 6.III с широким корпусом, были разработаны новые капотажные створки, и тем самым достигнута плавность перехода в линии самолета. Четырехместная кабина с двумя передними и двумя задними местами закрывалась подвижными створками, отдельными для левой и правой стороны, шарнирно связанные в верхней своей части. Передние места пилотские, причем управление на правом месте - снимаемое.

С учетом сохранения аэродинамичности корпуса при значительно более широкой кабине его длина была увеличена на 0,45 м. Хвостовые плоскости, шасси, крылья остались без изменений. По проекту шасси должно быть убираемым в полете, но сжатые сроки не позволили осуществить эту идею. Поэтому самолет выполнен с неубираемым шасси, аналогичным шасси самолета Лаз-7-1 и 7-2.

Обдув масштабной модели самолета был произведен в аэродинамической трубе Авиационного исследовательского института в Праге. Результаты обдува показали, что у самолета хорошие летные характеристики. Конструкторский коллектив за очень сжатые сроки справился с разработкой необходимой документации. Параллельно с этим идет и работа на производственных участках.

19 декабря 1948 года в ходе одного из заседаний Пятого съезда БКП делегация ВВС вручает Георгию Димитрову в подарок макет самолета. Вместе с макетом вручается и обещание к 1 мая 1949 г. обеспечить перелет самолета над праздничной манифестацией.

В течение всей зимы 1948-1949 г. ведутся усиленные работы и 24 апреля серебристый самолет с бортовым знаком LZ-ВКР готов для облета. 25 апреля в 14 часов 05 минут полковник инж. Петко Попганчев выполняет первый полет.

Испытания проходят успешно, но выявлены и некоторые недостатки. По указанию инж. Попганчева и участвовавших в испытаниях авиаконструкторов Карлова, Йотова и Каратодорова недостатки устраняются. Масляный радиатор заменен новым, с большой охлаждающей площадью, изменены и внутренние профили, направляющие поток воздуха вдоль цилиндров двигателя. В результате самолет готов 1 мая пролететь над центральной площадью Софии.

1 мая 1949 г. над манифестацией в Софии пролетает серебристый самолет, подаренный авиастроителями и летчиками Болгарской коммунистической партии. На следующий день, 2 мая 1949 г., на аэродроме "Враждебна" происходит официальное вручение подарка партийному руководству. После церемонии инж. Попганчев совершает демонстративные полеты над Софией с официальными лицами на борту.

За создание Лаз-8 приказом министра народной обороны награждены денежными премиями создатели самолета: конструкторы и большая группа рабочих, принявших участие в его строительстве.

Президиум Народного собрания Народной Республики Болгарии Указом ╧ 153 от 27 июня 1949 г. наградил орденами профессора Цветана Лазарова, авиаконструктора Йотова, летчика-испытателя инж. Попганчева и рабочих ДСФ-Ловеч: Гогова, Тодорова и Аначкова. Самолет Лаз-8 передан Транспортному авиаполку (14-ты ТРАП) и находился в эксплуатации до 1958 года, а 13 апреля 1960 г. он официально забракован, и к большому сожалению, вместо того, чтобы поместить его в музей, разрушают.

Лаз-8 покрыт серебристым лаком, по бортам от винта до хвоста изображены красные молнии, прерванные обозначением национальной принадлежности LZ-BKP. Такое же обозначение нанесено и на крыльях. На руле направления нанесен национальный флаг, а на вертикальном стабилизаторе - эмблема ДСФ-Ловеч.

Лаз-8 - 4-местный пассажирский и связной самолет. Представляет свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом, закрытой четырехместной кабиной и неубираемым шасси. Стойки шасси имеют аэродинамические обтекатели. Конструктивно Лаз-8 не отличается от прототипа самолета Лаз-7-1.



 ЛТХ:
Модификация   Лаз-8
Размах крыла, м   11.00
Длина самолета,м   8.65
Высота самолета,м   2.95
Площадь крыла,м2   17.20
Масса, кг  
  пустого самолета   760
  максимальная взлетная   1245
Тип двигателя   1 ПД Walter-Minor 6.III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   222
Крейсерская скорость, км/ч   186
Продолжительность полета, ч.мин   3.50
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3250
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   3 пассажира


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Лаз-8
 Лаз-8

  Схемы:

 Лаз-8   ╘ Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 Лаз-8   ╘ Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. Самолет Лаз-8


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: